Критическое мышление на уроках физики

Разделы: Физика


Поставим перед собой вопрос: “А должен ли ребёнок уметь мыслить критически и надо ли его этому учить?” Я думаю, что, безусловно, нужно. Человек должен уметь критически оценивать тот огромный океан информации, который окружает его. Правильно оценить информацию, выбрать нужную для себя, суметь её грамотно применить – вот то, что должен уметь делать современный человек. А кто как не учитель научит его этому, и где как не на уроке? Так, что я думаю технология “Критическое мышление” одна из самых актуальных в современной школе.

О технологии “Критическое мышление” я впервые узнала из публикаций в газете “Физика” за 2000 год. Её представляли учителя школы №552 города Санкт-Петербурга. Эта технология меня заинтересовала, и я начала работать, применяя её на своих уроках физики. Возможно, я что-то делала не так, как планировали разработчики этой технологии. Я её адаптировала под себя так, как поняла, и как получилось это у меня.

Урок разбивается на несколько этапов:

1. Вызов.

На данном этапе может проводиться диагностика имеющихся знаний с заполнением первых двух столбцов заранее приготовленной граф-схемы (знаю, хочу узнать, узнал) в тетрадях учеников с использованием опорных “ключевых слов”, парная или групповая мозговая атака с отработкой записей в граф-схеме и с заполнением первых столбцов граф-схемы на доске.

2. Реализация (осмысление).

На этом этапе происходит наблюдение демонстраций и чтение текстов учебника или дополнительных источников с использованием пометок, возможно прослушивание и выборочное конспектирование объяснения учителя. Проводится выбор информации для записей в последний столбик граф-схемы по результатам работы с учебником или по прослушанному объяснению учителя. Этот этап реализуется с помощью организации дискуссии. Заполняется последний столбик граф-схемы на доске при данной работе эффективно пользоваться мелками разного цвета для выделения особо важных моментов с точки зрения большинства учащихся.

3. Рефлексия (самооценка).

На данном этапе проговариваются особо важные, ключевые моменты по готовым граф-схемам, составляются синквейны.

Синквейн – в переводе с французского 5 строк.

Первая строка – название темы одним словом.

Вторая строка – описание темы в двух словах.

Третья строка – описание важного в теме тремя словами.

Четвёртая строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.

В качестве примера приведу применение данной технологии на уроке физики 10 класса. Тема урока: “Агрегатные состояния вещества”.

Методика: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, заполнение граф-схемы.

Цель урока: обобщить и систематизировать ранее приобретённые знания учащихся по данной теме; сформировать понятие о плазме как о четвёртом состоянии вещества, проанализировать возможность перехода вещества в состояние плазмы. Развивать способность анализировать и систематизировать информацию, умение выделять смысловые единицы, работать в группах, свободно выражать своё мнение и выслушивать мнение товарища.

Ход урока

На доске записаны “ключевые слова”.

Твёрдое тело, жидкость, газ, плазма, фазовый переход, молекулярная структура, идеальный газ, ионизация.

Граф-схема для урока.

Я знаю Хочу узнать Узнал
     

Организационная часть.

Работа по технологии “Критическое мышление”.

Вызов Индивидуальная мозговая атака. Работа в тетрадях. (4мин)

Групповая работа с обменом информацией (3 мин).

Выполнение экспериментов в группах, запись результатов в тетрадь. (6 мин)

Заполнение первых столбцов граф-схемы на доске методом мозгового штурма.

Уточнение записей при работе с учебником. (10 мин)

Дополнение таблицы.

Попробуйте вспомнить то, что вы изучали по данной теме раньше на уроках физики и на уроках по другим предметам, запишите это в тетрадь. В качестве опоры используйте “ключевые слова”.

Обменяйтесь информацией с соседом, отметьте, что совпало, что не совпало. Обменяйтесь мнениями в группах.

Выполните эксперименты по обнаружению свойств вещества в разных агрегатных состояниях.

Дополните свои записи в тетрадях.

Прочитайте первые 3 пункта учебника. Уточните и дополните свои записи в тетрадях.

Давайте обобщим весь материл на доске.

Реали

зация

Объяснение учителя темы “Плазма”.

Работа с учебником.

Работа на интерактивной доске с использованием диска “Открытая физика”

Заполнение последнего столбика граф-схемы.

Вы хорошо поработали, но знаний явно недостаточно. Давайте попробуем разобраться в невыясненном с моей помощью и с помощью обычного и электронного учебника.

Заполните столбец граф-схемы “Я узнал” новой полученной информацией.

Рефлексия Работа в группах с таблицей.

Фронтальная работа с классом по таблице.

Итоговая дискуссия по результатам урока.

Составление синквейнов в группах.

Подведение итогов урока.

Обменяйтесь информацией в группах, обсудите новые записи.

Давайте запишем самое важное в таблицу на доске.

Составьте общий синквейн в вашей группе. Озвучьте его.

  Домашнее задание:

п. 47, дополнить 3 столбик

Запишите задание на дом.

Технология “Критическое мышление” мне нравится тем, что она учит самостоятельному поиску информации, использует ученический диалог, на уроке создаётся психологически комфортная среда, ведь на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки. На этих уроках генерируются идеи, с возможностью их реализации, ставятся вопросы для дальнейшего поиска информации, появляются темы для рефератов, исследовательских работ и проектов. На таких уроках формируется самооценка личностных знаний и оценка своих взаимоотношений с другими людьми и с окружающей действительностью.