Поставим перед собой вопрос: “А должен ли ребёнок уметь мыслить критически и надо ли его этому учить?” Я думаю, что, безусловно, нужно. Человек должен уметь критически оценивать тот огромный океан информации, который окружает его. Правильно оценить информацию, выбрать нужную для себя, суметь её грамотно применить – вот то, что должен уметь делать современный человек. А кто как не учитель научит его этому, и где как не на уроке? Так, что я думаю технология “Критическое мышление” одна из самых актуальных в современной школе.
О технологии “Критическое мышление” я впервые узнала из публикаций в газете “Физика” за 2000 год. Её представляли учителя школы №552 города Санкт-Петербурга. Эта технология меня заинтересовала, и я начала работать, применяя её на своих уроках физики. Возможно, я что-то делала не так, как планировали разработчики этой технологии. Я её адаптировала под себя так, как поняла, и как получилось это у меня.
Урок разбивается на несколько этапов:
1. Вызов.
На данном этапе может проводиться диагностика имеющихся знаний с заполнением первых двух столбцов заранее приготовленной граф-схемы (знаю, хочу узнать, узнал) в тетрадях учеников с использованием опорных “ключевых слов”, парная или групповая мозговая атака с отработкой записей в граф-схеме и с заполнением первых столбцов граф-схемы на доске.
2. Реализация (осмысление).
На этом этапе происходит наблюдение демонстраций и чтение текстов учебника или дополнительных источников с использованием пометок, возможно прослушивание и выборочное конспектирование объяснения учителя. Проводится выбор информации для записей в последний столбик граф-схемы по результатам работы с учебником или по прослушанному объяснению учителя. Этот этап реализуется с помощью организации дискуссии. Заполняется последний столбик граф-схемы на доске при данной работе эффективно пользоваться мелками разного цвета для выделения особо важных моментов с точки зрения большинства учащихся.
3. Рефлексия (самооценка).
На данном этапе проговариваются особо важные, ключевые моменты по готовым граф-схемам, составляются синквейны.
Синквейн – в переводе с французского 5 строк.
Первая строка – название темы одним словом.
Вторая строка – описание темы в двух словах.
Третья строка – описание важного в теме тремя словами.
Четвёртая строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.
В качестве примера приведу применение данной технологии на уроке физики 10 класса. Тема урока: “Агрегатные состояния вещества”.
Методика: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, заполнение граф-схемы.
Цель урока: обобщить и систематизировать ранее приобретённые знания учащихся по данной теме; сформировать понятие о плазме как о четвёртом состоянии вещества, проанализировать возможность перехода вещества в состояние плазмы. Развивать способность анализировать и систематизировать информацию, умение выделять смысловые единицы, работать в группах, свободно выражать своё мнение и выслушивать мнение товарища.
Ход урока
На доске записаны “ключевые слова”.
Твёрдое тело, жидкость, газ, плазма, фазовый переход, молекулярная структура, идеальный газ, ионизация.
Граф-схема для урока.
Я знаю Хочу узнать Узнал
Организационная часть.
Работа по технологии “Критическое мышление”.
Вызов | Индивидуальная мозговая атака. Работа в
тетрадях. (4мин) Групповая работа с обменом информацией (3 мин). Выполнение экспериментов в группах, запись результатов в тетрадь. (6 мин) Заполнение первых столбцов граф-схемы на доске методом мозгового штурма. Уточнение записей при работе с учебником. (10 мин) Дополнение таблицы. |
Попробуйте вспомнить то, что вы изучали
по данной теме раньше на уроках физики и на
уроках по другим предметам, запишите это в
тетрадь. В качестве опоры используйте “ключевые
слова”. Обменяйтесь информацией с соседом, отметьте, что совпало, что не совпало. Обменяйтесь мнениями в группах. Выполните эксперименты по обнаружению свойств вещества в разных агрегатных состояниях. Дополните свои записи в тетрадях. Прочитайте первые 3 пункта учебника. Уточните и дополните свои записи в тетрадях. Давайте обобщим весь материл на доске. |
Реали зация |
Объяснение учителя темы “Плазма”. Работа с учебником. Работа на интерактивной доске с использованием диска “Открытая физика” Заполнение последнего столбика граф-схемы. |
Вы хорошо поработали, но знаний явно
недостаточно. Давайте попробуем разобраться в
невыясненном с моей помощью и с помощью обычного
и электронного учебника. Заполните столбец граф-схемы “Я узнал” новой полученной информацией. |
Рефлексия | Работа в группах с таблицей. Фронтальная работа с классом по таблице. Итоговая дискуссия по результатам урока. Составление синквейнов в группах. Подведение итогов урока. |
Обменяйтесь информацией в группах,
обсудите новые записи. Давайте запишем самое важное в таблицу на доске. Составьте общий синквейн в вашей группе. Озвучьте его. |
Домашнее задание: п. 47, дополнить 3 столбик |
Запишите задание на дом. |
Технология “Критическое мышление” мне нравится тем, что она учит самостоятельному поиску информации, использует ученический диалог, на уроке создаётся психологически комфортная среда, ведь на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки. На этих уроках генерируются идеи, с возможностью их реализации, ставятся вопросы для дальнейшего поиска информации, появляются темы для рефератов, исследовательских работ и проектов. На таких уроках формируется самооценка личностных знаний и оценка своих взаимоотношений с другими людьми и с окружающей действительностью.