Одна из основных задач в воспитании дошкольников - сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Работая 16 лет в детском саду инструктором по плаванию, могу утверждать, что занятия плаванием помогает решению этой задачи.
Особенности влияния плавания на организм ребенка определяются средой, в которой ребенок выполняет движения. Вода самая распространенная составляющая жизни на Земле.
Вода – одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры человеческого тела, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза больше, чем воздух). Плавание повышает адаптационные способности организма к воздействию температурных колебаний, а также сопротивляемость простудным заболеваниям.
Аквааэробика - это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.
Выталкивающая сила создает благоприятные условия для детей с избыточным весом. Тем более что движения в воде имеют статодинамический характер, что благоприятно воздействует на рост мышечной и уменьшение жировой массы тела.
При выполнении упражнений в воде задействовано большое количество мышц, что обеспечивает их гармоничное развитие.
С помощью аквааэробики можно укрепить даже те связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше: например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку, ягодичные мышцы, внутренние и внешние мышцы бедер и другие мышцы.
Велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.
Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость.
Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:
- формирование “мышечного корсета”,
- предупреждение искривлений позвоночника,
- гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
- устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Аквааэробика для детей включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде.
В нашем детском саду работает кружок синхронного плавания для девочек старших и подготовительных групп - “Золотые рыбки”. Девочкам очень нравится выполнять синхронно упражнения в воде. Особый интерес вызывают упражнения с нудолсами (поролоновые палки) и мячами. Участники кружка “Золотые рыбки” выступают во всех праздниках на воде, демонстрируя свои умения приобретенные на занятиях. Зрителей и родителей покоряет красочность выступлений, сочетание пластичности и грации.
Мальчики подготовительных групп занимаются в кружке водного поло “Волшебный мячик”. Юные ватерполисты учатся технике игры, простым элементам остановки мяча, ловле, передаче и броскам по воротам. Главное дети учатся играть дружно, одной командой, что вырабатывает у них чувство коллективизма и взаимовыручки. Систематические занятия в кружке не только формируют жизненно важный навык плавания, но и развивает у детей такие физические качества, как силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость. Дети почти не болеют, растут здоровыми.
А сколько радости и удовольствия приносит им каждое занятие!
Оздоровительный эффект аквааэробики неоспорим. В подготовительной части занятий по плаванию выполняем упражнения без предметов и с предметами (гимнастическими палками, мячами, султанчиками, гантелями), сначала без музыки, а на последующих занятиях с музыкой усложняя комплекс. Провожу комплексы аквааэробики начиная со среднего возраста.
Игры на воде являются одним из основных средств аквааэробики на занятиях с детьми дошкольного возраста. В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников, игры на воде делятся на три группы.
Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Они простые и не требуют предварительного объяснения. Это в основном игры, направленные на ознакомление с водной средой и овладение основными движениями, составляющие комплексы упражнений аэробного характера. Сюда относятся игры типа “Кто быстрее спрячется под водой?”, “У кого больше пузырей?”, “Кто дальше проскользит?” и т. д.
Вторая группа - игры сюжетного характера. В сюжетных играх иногда необходимо разделить участников на соревнующиеся группы. Сюда относятся игры типа “Караси и карпы”, “Рыбы и сеть” и др. Игра может продолжаться в течение всего занятия.
Третья группа - командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды. Такие игры воспитывают у них чувство коллективизма, развивают инициативность и быстроту ориентировки; требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой.
При проведении игр стараюсь соблюдать следующие правила:
- в игру включаю упражнения и движения уже освоены всеми участниками;
- в игре участвовуют все дети находящиеся в воде;
- в каждой игре перед ее участниками поставлена конкретная задача;
- рассказываю содержание игры, знакомлю с правилами, выбраю ведущего или разделяю на равные по силе команды;
- слежу за дисциплиной во время игры;
- после окончания игры объявляю результаты;
- игру стараюсь вовремя закончить, пока она детям не надоела детям и они не очень устали.
Разнообразие игр, включающие элементы некоторых водных видов спорта, таких например, как водное поло, синхронное плавание, дает возможность детям освоиться с водной средой и постепенно перейти к выполнению упражнений аэробного характера под музыку.
Цель занятий аквааэробикой – улучшение самочувствия и повышение двигательной активности дошкольников.
Привожу пример одного из своих занятий
Инсценированное занятие в бассейне
“Путешествие юных моряков ” (для детей 6-7лет)
Действующие лица:
Моряки и Морячки - дети подготовительной группы;
Капитан - инструктор по плаванию;
Боцман - медсестра бассейна.
Тема: Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде.
Задачи:
- Совершенствование техники скольжения на груди.
- Обучение совместным действиям в игре, взаимовыручке.
- Закрепление у детей умения согласовывать свои действия с музыкой, при выполнение аквааэробики.
- Способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты.
Инвентарь: канат, 40 мячиков из сухого бассейна, по количеству детей бескозырки и матросские воротники, плавательные доски
Дети снимают халатики, готовятся к занятию в бассейне. Входит капитан подзывает к себе боцмана, что-то ему говорит. Боцман свистком собирает детей.
Капитан (обращается к детям, предлагает на занятие им стать моряками и морячками):
Что ж вы, моряки и морячки.
Чем грустить да горевать,
Лучше по морю гулять!
Ждут большие нас дела,
Если всем нам вместе взяться.
Есть и карта и компас,
Не хватает только вас.
Мне крутые ребятишки
В этом деле не в излишке.
Боцман (машет рукой)
Кто со мною, не ленись,
Все в шеренгу, становись!
Капитан
Да! Отважная бригада!
Сделать нам разминку надо.
Капитан проводит разминку на суше:
Ходьба на носочках, на пятках - руки на поясе
Бег по кругу с изменением направления движения по свистку.
Ходьба с высоким подниманием колен.
Упражнения на восстановление дыхания и специально подготовительные:
И.П. – О.С.: руки поднять, через стороны вверх в “стрелочку”, потянуться на носочки – вдох (через рот), вернуться в И.П. – выдох (через нос и рот, губы в “трубочку”)- повторить 5-6 раз.
И.П.:–стоя, ноги на ширине плеч - круговые вращения рук вперед, поочередно 7-8 раз; то же назад 5-6 раз.
И.П.сидя, упор сзади на локти, движение ног вверх-вниз, (широко не размахивая) 7-8.
И.П.: - лежа на груди,- прогнуться, руки в “стрелочку”, работая ногами вверх - вниз, повторить 3-4 раза.
И.П.-О.С. – прыжки на двух ногах, с поворотом на 90 градусов, 8-12 прыжков; с переходом на ходьбу на месте.
Капитан:
А теперь мои друзья,
И помыться всем пора.
Коль решили в море плавать,
Воду, мыло - полюбить!
Дети под присмотром Боцмана моются, переодевают купальные плавки и купальники. Чтобы стать настоящими моряками, капитан предлагает всем надеть бескозырки, матросские воротнички. Заходят в бассейн дети, за капитаном повторяя за ним передвижения на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Затем определив каждому место, по игрушкам стоящим на бортике бассейна.
Капитан (обращается к юным морякам):
Если только ты моряк,
То танцуешь не гопак –
“Яблочко” - матросский танец.
Покажите – в воде как?!
Дети под музыку матросского танца “Яблочко” выполняют упражнения аквааэробики.
- И.П. - стоя в воде, руки на пояс – левая нога в сторону на носок, нога развернута внутрь. Затем ногу на пятку, носок кверху. Притопывая на месте. То же с другой ноги.
- И.П.- ноги на ширине плеч - руки перед грудью. Наклон туловища влево - руки поднять вверх, вернуться в И.П. Затем наклон в правую сторону - руки вверх, в И.П.
- И.П. – руки на пояс, ноги на ширине плеч. Поворот туловища влево – руки в стороны, вернуться в И.П. Затем то же вправо.
- И.П. – ноги на ширине плеч. Сделать присед – руки на колени. Затем выровняться – руки вверх, ладонями вовнутрь, слегка с поворотом туловища влево, а потом вправо.
- И.П. – руки на пояс. Невысокие подскоки на месте, руками имитируя передвижение по канату.
Капитан:
В танце вижу – молодцы!
Нужно всем тренироваться.
А у бортика – вы как?
Проскользните? Буду рад.
Ребята по команде капитана показывают скольжение на груди, от бортика к бортику выполняя упражнение “стрела” 3-4 раза.
Затем по команде капитана дети выполняют скольжение на спине 2-3 раза.
Боцман выдает детям плавательные доски и по два моряка, стартуют от бортика к бортику вдоль всего бассейна.
Капитан похваливает и делает замечания по технике плавания с доской.
Молодцы и тут ребята.
Коль и сильны вы – буду рад,
Притащить сюда канат!
Боцман несет канат и делит детей на две равных команды. Если мальчиков и девочек поровну можно поделить детей на команду моряков и морячек. Команды занимают место по обе стороны каната.
По команде дружно взяться
Да друг другу не сдаваться.
Игра: “Перетягивание каната”. Капитан похваливает команду оказавшуюся сильнее.
Игру повторить два – три раза.
Затем Капитан, разделительной полосой из разноцветных шаров, делит бассейн на две равных части и в каждую Боцман высыпает по 20маленьких пластмассовых мячика. Команды занимают свою половину.
Держим ушки на макушке,
Постреляем как из пушки.
По сигналу Капитана начинается игра: “Морской бой”.
Команды перебрасывают мячики на сторону соперника. Через одну минуту звучит сигнал, и подсчитывают мячи на обеих сторонах. На стороне, какой команды мячей будет меньше, та и победила. Выигравшая команда брызгает соперников. Игру повторить 2-3 раза.
Капитан разбрасывает по всему бассейну ракушки и камушки и по сигналу дети собирают их со дна “Кто больше соберет?” Среди ракушек дети находят ключик.
Они стараются угадать от какого замка этот ключик. Тогда Боцман подает Капитану сундук с надписью “Клад”.
Боцман:
Что дороже всех на свете?
Это знают даже дети.
Всему здоровье – голова.
Это всем понять пора.
И простые вещи эти
Пригодятся всем на свете.
Капитан открывает сундук и показывает детям содержимое: массажные мячики, гантели, скакалки и другой спортивный инвентарь. Он объясняет детям, что все это нужно для того, что бы дети росли здоровыми, закаленными и стали настоящими моряками. Капитан предлагает повторять за ним самомассаж рук и ног.
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Дети повторяют за Капитаном легкие пощипывания пальцами поочередно: рук, от кисти к плечу и ног от щиколоток вверх.
Капитан:
Если только не лентяй,
Утром рано ты вставай,
День свой начинай с зарядки.
Будешь ты всегда в порядке.
И приветствуй всех с утра,
Говоря “физкульт-ура”.
Дети (подхватывают).
Ура!!! Ура!!!
Затем дети выходят за Капитаном из бассейна, приняв гигиенический душ, вытираются, одеваются. Капитан подводит итоги занятия и прощается с детьми до следующих морских путешествий.