Цели:
- Образовательная: Сформировать целостное представление учащихся о природном явлении: землетрясении с точки зрения естественных наук: географии, физики, биологии, химии, астрономии.
- Развивающая: развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продлить работу над формированием установления причинно-следственных связей над развитием логического мышления. Начать формировать умения над созданием проекта.
- Воспитательная: Развитие способностей учащихся и их реализация. Приобретение веры в себя, развитие навыков общения при работе в группах. Воспитание материалистического мировоззрения. Профориентация через проектную деятельность.
Задачи:
- ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
- научить применять знания в реальной жизни.
- продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов
- продолжить формировать умения вести проектную деятельность
Формы и методы:
Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; работа в группах, составление проекта” населенный пункт в сейсмически опасной зоне”, самостоятельная работа с текстом учебника, с дополнительной литературой, беседа, сообщения учащихся, работа с картой.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: атласы, настенная карта “строение земной коры и полезные ископаемые мира”; учебники, дополнительная литература, бумага, клей, картон, ножницы, скотч, схемы учебника.
Ход урока
I. Психологический настрой.
На доске написан эпиграф:
“Вся земля сотрясалась, туч метнулась гряда.
Сотрясение земли унесло города…. ”
Низами.
II. Учитель: Рельеф на земле очень разнообразный, в природе очень много интересных уголков. Вы решили совершить восхождение на горную вершину. В какие горы пойдем? Как будем добираться? Выслушиваются ответы учащихся.
Итак, летим самолетом к подножию г. Альп. Добравшись до Альп, решили разбить у подножия лагерь: ставим палатки, делаем кострище, погода теплая, щебечут птицы, недалеко звенит ручей, каждый увлечен делом, но ……вдруг все как-то насторожилось, в природе что-то изменилось, вокруг вас происходят какие-то странности….
Вы задаетесь вопросом: Что происходит? Почему? (учащиеся высказываются)
Подводим к понятию, что в природе где – то происходит землетрясение и оно приближается к вам.
Итак, мы вычленили проблему, что это землетрясение. Как защитить себя? Что это такое? Как оно происходит?
III. Далее идет изучение понятия землетрясение: идет работа с картой, с контурной картой, заслушиваются сообщения учащихся:
- “Общее понятие о землетрясениях. Сейсмические территории”
- “Бывают ли землетрясения на территории Красноярского края”
- “Как происходят землетрясения как они влияют на окружающую среду”: разрушения, выделение газов
- “Можно ли предсказать землетрясения”
- “Как фиксируются землетрясения”
- “Лунные землетрясения”
Итак, в прошлом землетрясения вызывали у людей суеверный страх, т. к. они не знали их причин. В настоящее время известно, что землетрясения происходят в результате образования разрыва и быстрого смещения по нему участков земной коры в ее глубинах. Место, где на глубине образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Место над очагом – эпицентр, волны расходящиеся от очага – сейсмические волны.
Что же такое сейсмические волны, продольные, поперечные с точки зрения физики?
Вопросы:
Продольные волны
Поперечные волны
Сейсмические волны
Скорость перемещения волн U = 7,3 км/сек
IV. Мы выяснили что такое землетрясения, как они влияют на окружающую среду. Вернемся к началу урока. Вы оказались в зоне землетрясения.
Вопрос: Ваше поведение в данной ситуации.
Перерыв: деление на группы итак, вы строители.
V. Практическая работа.
И вдруг удар подземный…. Выбегаю
Из терема и вижу, что карниз
Обрушился, что крыша вся в обломках,
Все на земле…. и будто из колонн”.
Одна всего осталась в нашем доме”
Составление проекта “Строим населенный пункт в сейсмически опасных зонах”.
Группы:
Строим населенный пункт с учетом нахождения эпицентра, зная U сейсмических волн.
VI. Защита проектов.
VII. Ребята, сегодня на уроках вы изучили понятие “землетрясение”. Из каких научных областей вы брали знания?
VIII. Рефлексия.
IX. Д/з найти факты о крупных землетрясениях.
Физика: № 23.
X. Анализ отметок за урок.
Литература, используемая при подготовке к уроку.
- А. Ф. Якушов “Динамическая геология”
- “За страницами учебника географии”
- “Мир вокруг нас”
- “Физическая география Красноярского края и республики Хакасии”
- “Физика в природе” - Л. В. Тарасов.
- Учебник физики 8 класс, Громов Родина,
- Учебник географии 8 класс Алексеев