Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.
В то же время в обществе нарастает потребность в активных деятельных людях, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Учителя должны развивать познавательные, творческие способности учащихся, вырабатывать у них стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания, сделать этот процесс мотивированным и результативным. Мы поделимся своими соображениями о тех возможностях, которые, с нашей точки зрения, открывает проектная деятельность учащихся.
Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. Таким образом, метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач –от постановки проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в себя 4 основных этапа: планирование работы над проектом, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов работы над проектом (защита проекта).
На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем.
Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, в основном, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель может выступать в роли консультанта).
В нашей школе метод проектов используется учителями информатики на протяжении многих лет. Проекты реализуются как в рамках урочной деятельности, так и на кружковых и индивидуальных занятиях. Проекты наших учеников были представлены на конкурсах и конференциях различных уровней: это международный конкурс “Этика и мораль в Библии”, республиканский конкурс работ по информационным технологиям (1998-2006 гг.), научно-практические конференции научного общества учащихся, республиканский конкурс Интернет-ресурсов “Magarif.ru” и др.
Метод проектов в основной школе (8-9 классах)
Остановимся более подробно на организации проектной деятельности и ее реализации на уроках информатики. Обучение начинается с 8-го класса (2 часа в неделю на подгруппу).
Проекты, реализуемые в 8-9 классах:
- программы в среде LogoWriter;
- рисунки и чертежи в графических редакторах;
- обучающие презентации в среде MS PowerPoint,
- web-сайты.
Уже в 8-м классе, изучая тему “Среда программирования Logo”, каждый учащийся начинает работать над индивидуальным проектом. Тему проекта дети выбирают самостоятельно или с помощью учителя. Итогом работы является мультфильм на выбранную тему. Продумывается сценарий, в тетради зарисовываются фон, формы и движение действующих лиц.
На уроках учитель с каждым учеником обсуждает проект, проверяет на соответствие критериям оценивания, при необходимости вносит изменения.
Критерии выполнения и защиты проекта:
1. Требования к фону: реалистичность, использование форм и цветов. Если это лес, то деревья должны быть разными по форме, цвету, размеру и желательно сформировать дерево из двух форм: ствол и крона. К тому же “расти” деревья должны в произвольном порядке. В процессе работы над фоном дети отрабатывают навыки работы с формами, командами, создают дополнительные процедуры (в том числе с параметрами). Таким образом, дети углубляют свои знания по программированию, учатся создавать большие и сложные программы.
2. Действующие лица: реалистичность, соблюдение пропорций. Например, если девочка собирает цветы, то цветы, как правило, дети сначала делают одного размера с девочкой, и только после замечания учителя исправляют ошибку. Кроме того, лучше смотрится девочка, у которой лицо и одежда разного цвета, значит, необходимы несколько форм для одной фигуры. Для движения девочки также необходимо создать несколько форм. На определенных этапах требуется одновременное движение нескольких объектов с разными скоростями и т.д.
3. Требования к звуку. Музыку вставляют в начале, в середине, в конце мультфильма или программируют одновременно с движением (что, конечно, сложнее). Мелодия должна соответствовать теме проекта. Дети самостоятельно продумывают, как гармонично совместить движение и звук, где можно вставить дополнительные звуковые эффекты.
Таким образом, каждый ученик, учитывая все требования, создает на кружковых занятиях или дома программу мультфильма, а на уроке корректирует ее. Отдельный урок отводится на защиту проектов, оценка за проект выставляется как среднее арифметическое оценок учителя и учеников.
Следующая тема, изучение которой не обходится без использования метода проектов, – “Графический редактор”. Чтобы дети со слабыми художественными способностями не чувствовали себя неуютно, на уроках по всем правилам черчения выполняются чертежи деталей. Дети дома выбирают деталь и выполняют её чертеж на листе формата А4, а на уроке создают его в графическом редакторе. У учащихся формируются навыки использования графического редактора не только для создания картинок, но и для выполнения чертежей и схем для доклада, реферата, курсовой работы и т.д.
Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций. Итоговым проектом изучения среды MS PowerPoint является обучающая программа на одну из следующих тем: работа в среде графического редактора Paint, создание презентаций средствами PowerPoint, работа в среде LogoWriter. Работа над проектом состоит из следующих этапов:
- выбор темы и подбор информации,
- разработка сценария презентации, структуры,
- разработка дизайна слайдов с соблюдением эргономических требований, требований информативности и наглядности представления материала,
- тестирование презентации (проверка правильности гиперссылок, эффектов и др.),
- защита проекта.
Проекты, реализуемые в 9-м классе, отличаются от проектов младших школьников большей долей самостоятельности учащихся. Так, при создании Web-сайта учитель ставит цель, оговаривает требования к проекту и по ходу работы консультирует учащихся. Дети самостоятельно продумывают тему, подбирают информацию, разрабатывают структуру сайта. Основная работа над проектом осуществляется дома или на кружковых занятиях. На уроке проекты дорабатываются в соответствии с требованиями учителя.
Таким образом, в среднем звене проект – это, в основном, зачетная работа по изученной теме. Причем, проекты выполняются всеми учащимися.
Метод проектов в старших классах
Работа с учащимися 10-11-х классов проводится с учетом специфики школы – углубленного изучения отдельных предметов (математики, физики, информатики). По окончании 10-го класса ученики сдают зачет по информатике, по окончании 11-го – устный экзамен по выбору.
Информатика рассматривается не как прикладной предмет, на котором ребенок запоминает правильные движения (подвести курсор, дважды щелкнуть левой кнопкой мыши и т.п.), а как особого рода метапредмет, освоение которого требует развития у учащегося ряда высших способностей: проектирования, моделирования, схематизации, рефлексии и понимания. Такое понимание предмета достигается, прежде всего, через обучение программированию, не только через освоение конкретного языка программирования, но через осмысление тех способностей, которые применяются в решении задачи, переносу их на другие области практик. Основная цель изучения информатики в старших классах – формирование умения работы с информацией, развитие аналитических способностей.
Главное отличие от проектов 8-9 классов в том, что проекты выполняются не всеми старшеклассниками, а теми, кто хочет заниматься информатикой углубленно, с большей долей самостоятельности, в любой среде, подходящей для реализации проекта, и в основном во внеурочное время. В 10-11 классах проекты учащихся обычно долговременные (от полугода до двух лет), групповые (как правило, 2 человека) и межпредметные (какой-либо учебный предмет и информатика).
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами.
Проектная деятельность учащихся ведется в школе на протяжении более чем 10 лет. Практически все проекты, реализованные за это время – межпредметные:
- школьная электронная газета “Измерение 114”,
- школьный Интернет-сайт,
- проекты для проведения интегрированных уроков, уроков компьютерной поддержки,
- проекты для научно-практических конференций, конкурсов по информационным технологиям,
- экзаменационные работы по информатике.
1) Школьная газета. Выпускается с сентября 2002 года, в ней мы публикуем новости, информацию о конкурсах, олимпиадах, интервью с администрацией, поздравления, рассказы и стихи наших учеников. Компьютерная верстка и размещение выпусков газеты на сайте школы осуществляются учащимися под руководством учителей литературы и информатики. Дети уходят из школы, приходят другие. Проект не умирает, потому что в этой работе каждый может найти себе дело по душе: взять интервью, написать стихотворение или статью о своем увлечении, нарисовать эмблему для рубрики… Это долгосрочный и групповой проект.
2) Школьный сайт. Поддержка сайта (публикация новостей, фотографий и т.п.) – тоже групповой и долгосрочный проект. Создание сайта школы – прекрасная возможность изучить новые технологии и применить их на практике. Наш сайт занял первое место на Республиканском конкурсе по информационным технологиям КРИТ-2003 в номинации “Лучший Интернет-проект”, второе место на Республиканском конкурсе образовательных Интернет-ресурсов “Magarif.ru”.
3) Проекты для проведения интегрированных уроков. Цели и задачи в этом случае ставятся учителем-предметником, так как учитель информатики в большинстве случаев не достаточно компетентен. Курируют проект 2 учителя: предметник и учитель информатики, который консультирует участников проекта по вопросам технологии создания сайта или программы.
Многие из таких проектов засчитываются в качестве экзаменационных работ по предметам, устанавливаются в локальной сети кабинетов информатики и используются при проведении интегрированных уроков. Главное достоинство такой работы для учителя – получение материалов для проведения уроков в той форме, в которой он хочет сам, а не в той, которую навязывают ему разработчики купленных мультимедийных программ (которые, зачастую, работают не во всех ОС и не имеют сетевых версий). Главное достоинство для учащихся – получение практических навыков создания программных продуктов, умения работать “под заказ”, самостоятельно добывать информацию и обрабатывать ее. Большая часть такой работы ведется во внеурочное время: на кружках и за счет личного времени учителей.
Только за последние 2 года школьная медиатека пополнилась более чем 20 дисками с программами и сайтами, разработанными учениками школы под руководством учителей-предметников для проведения уроков биологии, экономики, истории, немецкого языка, химии, математики и др.
Проекты для участия в научно-практических конференциях учащихся и конкурсах по информационным технологиям. В нашей школе всегда были сильны традиции обучения детей работе с литературой, дополнительными источниками информации. Компьютер расширяет возможности такой работы во много раз. Деятельность научного общества – одно из главных направлений работы с одаренными детьми.
Многие разработанные в нашей школе проекты не раз занимали призовые места на конференциях разного ранга: от районных до международных.
Итоговые экзаменационные проекты учащихся 11 классов. Работа над проектами начинается обычно со II полугодия 11-го класса. Это могут быть сайты или программные продукты (в исключительных случаях – презентации). В течение года учитель контролирует работу, консультирует учащихся, предоставляет литературу. Важно научить детей создавать программные продукты с удобным интерфейсом и эстетичным оформлением.
Перед экзаменом участники проекта приносят готовую работу на компакт-диске и тезисы выступлений для защиты проекта. Проекты могут быть как только по информатике, так и межпредметные. Экзамен сдается в форме защиты проекта перед экзаменационной комиссией.
Защита проекта занимает очень важное место в разработке проекта. Текст выступления обязательно надо прочитать, а потом прослушать, программу внимательно проверить (в том числе и на наличие орфографических ошибок). Необходимо научить детей выступать перед аудиторией, кратко и понятно излагать основные положения работы, отстаивать свою точку зрения, быть толерантными, уметь вызвать интерес к своей работе, доказывая ее актуальность и важность.
Об эффективности нашей работы говорят результаты выступления наших учеников на конференциях и конкурсах. Мы сами каждый год проводим районную научно-практическую конференцию по направлению “Информационные технологии”, чтобы талантливые дети из разных школ могли пообщаться друг с другом.
Призовые места учащихся школы № 114 в конкурсах и конференциях по информационным технологиям
Район | Город | Республика | |
2001-2002 учебный год | 3 | 2 | 5 |
2002-2003 учебный год | 5 | 3 | 6 |
2003-2004 учебный год | 10 | 6 | 5 |
2004-2005 учебный год | 18 | 7 | 3 |
2005-2006 учебный год | 10 | 4 | 3 |
В заключении хочется добавить, что практически все участники проектов, выступавшие на конференциях, серьезно занимавшиеся созданием программных продуктов и сайтов, поступили в вузы на специальности, связанные с информатикой, многие уже окончили вузы и работают в этой сфере.