Цели урока:
- Закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце.
- Совершенствовать навыки последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.
- Формировать умение объяснять написание слов.
- Развивать внимание и логическое мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование:
- Карта путешествия.
- Видеокассеты с сюжетами из м/ф “Волшебник Изумрудного города”.
- Аудиокассета с уроком “Радионяня” о парных согласных.
- Иллюстрации моржа – ластоногого животного и моржа – закалённого мальчика.
- Плакаты с предложениями (омофоны).
- Индивидуальные карточки для составления и разбора предложений.
- Индивидуальные карточки – тесты для самостоятельной работы.
- Тетрадь, учебник, словарик.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Садитесь. Урок сегодня необычный: вместе с героями мультфильма с помощью карты мы отправимся в грамматическое путешествие к волшебнику Изумрудного города. Подготовим тетради.
Запишите: 1 декабря. Классная работа.
Отправляемся.
- Видеосюжет (герои идут по дороге и поют песенку “Мы в город Изумрудный Идём дорогой трудной…”)
II. Постановка цели. Минутка чистописания.
На доске: б п в ф г к у д т ш з с
- Что записано на доске? (буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки правописания звонких и глухих парных согласных на конце слов.
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
III. Словарная работа.
Первое препятствие на пути – озеро словарных слов. Переплыть озеро поможет словарик. Вспомним написание словарных слов, которые оканчиваются на парную согласную.
Народ, тетрадь, завод, ученик.
Комментирование: народ – ударение падает на второй слог, гласную “о”; безударная гласная “а” в первом слоге и т.д.
- Почему парную согласную на конце слов надо проверять? (потому что она находится в слабой позиции)
- Как правильно подобрать проверочное слово? (правило)
IV. Гимнастика для глаз.
V. Подбор проверочных слов.
Успешно переплыв озеро, мы оказались на поляне. Со всех концов к нам сбегаются зверята:
(чтение хором)
Верблю__
зая__
жира__
сло__
Из всех названных зверят вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце парную согласную и доказать правильность написания.
- Почему это слово можно назвать проверочным?
VI. Работа с деформированным предложением.
(Несколько учащихся работают по индивидуальным карточкам.)
Следующее препятствие – стог сена.
- Что записано на доске? (слова)
- Прочитаем хором: забрался в ёж сена стог
- Можно ли эти слова назвать предложением? (нет)
- Почему? (они не связаны по смыслу)
- Что такое предложение? (правило)
- Составьте предложение из данных слов.
- О чём нужно помнить при записи предложения?
- Запишите самостоятельно.
- Есть ли слова на изучаемую орфограмму?
- Найдите грамматическую основу.
- Дайте характеристику этому предложению. (По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по наличию второстепенных членов – распространённое.)
VII. Физкультурная пауза.
VIII. Фонетический разбор.
Следующее препятствие – льдина. Нам повстречался морж. < Рисунок 1>
Морж – это самый крупный представитель ластоногих среди обитающих в нашем полушарии. Вместо ног у них ласты, так как большую часть жизни они проводят в воде в поисках пищи. Питаются моржи водорослями, моллюсками, иногда совершают охоту на молодых тюленей. Толщина слоя подкожного сала достигает 15 см, поэтому морж не мёрзнет в ледяной воде.
Знаете ли вы, кого ещё называют моржами?
Чтение стихотворения учеником:
“Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьёт “Боржом”.
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видам огромных льдин.
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря.
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.”
Морж – северное животное и “морж” - человек, который закалён, не боится холода, купается зимой в открытых водоёмах. < Рисунок 2> Это слово многозначно.
- Выполним фонетический разбор слова “морж”.
- Почему буква “ж” обозначает звук [ш]?
- Как не ошибиться в написании парной согласной на конце слова?
IX. Слова – омофоны.
(Работа с учебником, упр. 174.)
- Ребята, на нашем пути – учебник.
- В русском языке есть слова, одинаковые по произношению, но разные по написанию (омофоны).
На доске появляются две иллюстрации с записями предложений:
“Мама несёт домой луг”, < Рисунок 3> “Пастух гонит стадо на лук”. < Рисунок 4>
- В чём здесь ошибка?
- Что значит слово “луг”? “лук”?
- Почему произошло недоразумение?
- Как правильно нужно записать?
1 вариант – записывает 1 предложение,
2 вариант – 2 предложение. Подчеркнуть парную согласную на конце слова.
X. Пальчиковая гимнастика.
XI. Самостоятельная работа, взаимопроверка. (Работа по карточкам)
- Молодцы, ребята. Вы успешно преодолели все препятствия и вот перед нами – Изумрудный город! Но ворота почему-то закрыты…Давайте выполним задания по карточкам, это и будет входным билетом в Изумрудный город!
1. Вставь пропущенные согласные. На месте пропусков напиши проверочные слова.
Утю…(г, к) - _________________, | обе…(д, т) - __________________ |
гла….(з, с) - __________________, | су….(б, п) - ___________________ |
2. Исправь ошибки, если они есть.
Холот, столб, арбус.
- Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга.
XII. Видеосюжет на фоне песенки из “Радионяни” о парных согласных.
- Добро пожаловать! А вот и волшебник! (Показан отрывок из м/ф, где герои встречаются с “волшебником”.)
XIII. Итог.
- Над какой орфограммой работали?
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось?
Выставление оценок.
Урок окончен.