Обобщение личного опыта по воспитанию культуры толерантности учащихся натему: "Станьте богаче душой!"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Дополнительное образование – образование Души. Внешкольная жизнь обогащает содержание бытия детей, их родителей, педагогов. Интеграция в социум детской деятельности представляет Мир ребенку моделью жизнеустройства Человечества. Именно дополнительное образование является связующим, адаптирующим звеном преемственных взаимоотношений с культурой, историей, искусством, спортом, туризмом, природой – то есть составляющей ценностно-ориентированной воспитания и обучения.

Содержание моего проекта построено на главных темах нравственного воспитания каждого человека – Мать, Природа, Родной Край, Рядом Живущий.

Вспоминая свое детство в городе Кургане в 60-е годы XX столетия и рассказы Мамы о том, как воспитатели детского сада запрещали нерусским родителям говорить дома на родном языке, не называть ребенка национальным именем; а также помня в моей работе воспитателем в детском саду около 90-х годов прошлого века программную отмену интернационального воспитания дошкольников и “ненужности” оформления этих уголков в группе, сегодня получили зеркальное отражение проблем взаимоотношений народов, обесцвечивание культур наций.

В школьные годы всегда было интересно слушать незапланированные учителем на уроке мини-беседы о мудрости жизни.

В педагогическом училище однокурсницы часто просили педагогов – предметников поделиться об интересных поездках в Большой Мир – за границу. Хотелось узнать много нового, чего не найдешь в книгах: о культуре, о взаимоотношениях.

А теперь меня просят кружковцы рассказать “хоть о чем...”.

Из всего этого сделала вывод о необходимости занятий - бесед о своем опыте жизни, работе, моих рассуждениях через художественное слово, рожденное Душой с целью воспитания межличностных отношений в семье, школе, в кружке – обществе.

Дети хотят конкретных примеров – они более авторитетны.

Возрастной контингент нашего объединения от 4 до 15 лет.

Содержание бесед доступно для всех при подборе соответствующего словаря.

Форма проведения предлагаемых занятий разнообразная, не обязательно “комнатная”. Обо всем этом можно говорить по дороге в “Радугу”, возвращаясь домой, в походе, на собраниях, на праздниках.

Я пропитывала ими уроки художественного труда в школах поселка, когда внедрялась классно-урочная система средствами дополнительного образования.

Слушателями этих “мини-лекций души” были отдыхающие летних детских площадок, организованных на базе “Радуги”.

Реакция аудитории была одна: учителя – классные руководители превращались в детей, все односельчане любого возраста, чина слушали, затаив дыхание, переосмысливая свою жизнь. Любые занятия завершались одной и той же фразой: “Приходите к нам еще!”.

В этом и заключается регионализация образования – знать о себе, своем происхождении, о друге, об однокласснике, о земляках, о народах.

Из этого и складывается толерантность – понимание глубинного смысла жизни и окружающего их мира, развитие цельной человеческой личности.

Занятие 1

Тема: Беседа “С чего начинается Родина?”

Цель: Помочь детям сделать духовное открытие – с чего начинается Родина.

Актуальность:

Беседы – праздники о матери в школах проходят 2 раза в год: 27 ноября – в Международный день Матери и 8 Марта – в Международный женский день.

Отчужденность детей, живущих с родителями в семье от детей Детского дома.

Необходимость раннего размышления и осознания своего счастья жить с самыми родными людьми, ценить и беречь их; понимать и жалеть тех, кого судьба разлучила.

Содержание:

Дети, кто-нибудь говорил с вами о самом главном в жизни Человека. Что это главное? (Мнения детей).

Пока вы размышляете, посмотрите на вращающийся глобус – модель нашей планеты Земля. Какое у вас ощущение? (...)

(Делюсь своими впечатлениями). Когда я смотрю на наш Земной шар даже в виде глобуса, уже представляю, что на нем настоящие леса, моря и люди, живущие каждый своей жизнью и в то же время, этот круглый шар – дом объединяет их всех до единого.

Изменится ли ваше состояние мироощущения, если остановим взгляд на территории нашей страны? (...)

У меня в душе ликует радость - это пятнышко родное – это наша Родина. А с чего она начинается? Границы ее кажутся бескрайними. Что вы знаете о нашей Родине? (...)

А теперь найдем Уральские горы. Так и хочется крикнуть: “Это наши горы! Здесь наш Средний Урал! Это мы – уральцы!”. Но и на Урале есть такая точка, которая называется – поселок Баранчинский! Почти что уже дома! Послушайте про него мое художественное слово

“Тихая моя Родина”

Тихая моя Родина –
Раскосматилась ветками берез.
Скоро иней да мороз
Свяжут платки – паутинки
Для Российских темных кос.

Тихая моя Родина –
Двадцать первый век в календаре,
Пруд Баранчи – небо на земле –
Водные зеркальные гобелены
Расстелила осень на земле.

Тихая моя Родина –
Колокольный мелодичный звон.
На крутой горе Вознесения
Старообрядческий храм
Сохранившейся Верой возведен.

Тихая моя Родина –
В скверике трудолюбивый народ.
Для будущих потомков
Православный храм и школу
По благословению Памяти создает.

Тихая моя Родина –
Памятников истории полно.
После Гражданской и Отечественной
Каменные списки обелисков –
Документальные архивы налицо.

Тихая моя Родина –
Количество кладбищ растет.
Как птица Феникс возрождает,
Надежду из пепла раздает...
Одна людская река убывает –
Другой, дорогу в Жизнь кладет.

Тихая моя Родина –
Сады и пашенки вокруг.
Бирюзово-хвойные горизонты
Объединяют всех родных
И все любимое сердцем тут!

Найдя взглядом эту миллиметровую точку, мы торопимся, мысленно бежим каждый по своей улице. А вот и мой или твой, или ее, его дом! Замечаете ли вы за собой в данную секунду? Всего лишь беседуя о малой родине, сердце начинает учащенно биться. Продолжая “бег” к двери, воротам, калитке – кого мы хотим сразу же увидеть, встретить, обнять, прикоснуться, ощутить, что тебя ждут, ты для кого-то самый дорогой человек?

Это – Мама!!! Это она для меня, для вас – самый дорогой Человек! Самый родной Человек!

Вот мы и сделали открытие – с чего начинается Родина – с Мамы!!! Недаром у мусульман пророк Мухаммед говорил: “Рай под стопами матерей”.

“С чего начинается Родина?”

Крутится, вертится шар голубой
Зовется планетой, там мы с тобой.
“С чего начинается Родина?” –
Задумался каждый не раз.
“Смотрите на карту внимательно”, –
Призывала учительница нас

С указкой глазами “бежали” к Руси,
Уральские горы с тайгой перешли.
Восточные склоны – соседи с Сибирью,
А вот Баранчинский ждет с Синей Горою!
Калитка с крылечком и Мама!
Она мне Жизнь дала!
С нее начинается Родина моя!

Как мы к ней относимся? (...)
Как мы ее бережем? (...)
В чем мы ей помогаем? (...)
Чем ее радуем? (...)

Все, что вы рассказали о своей Маме, так вы и относитесь к Родине.

Мать и Родина – одно и тоже – это самое главное в жизни!

Но не всем детям дана эта главная Радость Детства – быть любимым и любящим, слышать ежедневно мамин голос, ощущать материнские ладони, прижимающих к себе, слышать сказки и колыбельные из ее уст.

Хочу поделиться с вами своими наблюдениями.

Из 30 лет своей работы с детьми мне довелось проводить занятия по художественному труду в баранчинском Детском Доме. В нем я оказалась не случайно. После окончания 8 класса средней школы, я поступила в Нижнее-Тагильское педагогическое училище, чтобы быть воспитателем в детском саду. Нас, 15-тилетних студентов, водили на практику – это такие уроки по нашей специальности. Мы были в разных детских садах. А однажды пришли в Детский Дом, где в грудничковой группе в маленьких кроватках лежали малышки. Они еще только недавно родились, но были уже не нужны самым главным для них людям – их матерям. Эти ляльки лежали без ласки, смотрели на нас огромными глазами, которые будто кричали в отчаянии: “А как же мы?”. А их мамы бессердечные, они не захотели быть Мамами, не стали Родными. Тогда я дала себе слово – обещание, что буду работать с такими детками и как можно щедрее любить их. Слово свое сдержала: встречаюсь с детьми и в Детском Доме, и в “Радуге” на занятиях, праздниках, ходим в походы.

Когда я сажусь за стол, чтобы все приготовить к занятию, дети забираются с ногами на стол, как курочки в курятнике на насесте. Каждый старается быть ближе ко мне, торопятся занять место. А кому повезет – кто вперед, тот залезает на мой стул, на котором я сижу, только этот ребенок стоит за моей спиной и боязливо гладит мою кофту, голову. Все до одного называют меня “мамой”, просят принести сладости, семечек, подарить серьги, игрушки.

Однажды мы с детьми занимаемся и слышим, как один мальчик на полчаса монотонно завел одну фразу: “Мама, папа, я – дружная семья”. Сам он лежал на диване, на спине, руками и ногами барахтаясь в воздухе, будто беспомощный жучок лапками шевелит, а лицо его сердитое от безысходности. Видели бы eго родители, как плохо их сыночку без них.

Что бы вы сказали этому мальчику? (...)

Мне было жалко этого ребенка. Говорю ему ласково: “Что это за Божья – коровка там застряла на листочке? Лети к нам, Сашуленька, будем красоту делать, выставку оформим, станет в вашем зале еще уютнее и теплее от детских работ”.

Как можно пожалеть этого мальчика? (...)

А он там не один, их 40 человек. Как всех душой обогреть? (...)

Встречались ли вы с ними в школе, на стадионе, в нашем Центре Детского Творчества “Радуга”? (...)

Что вы говорите им при встрече? (...)

Мне, к сожалению, приходилось слышать высказывания некоторых домашних детей о детдомовских, после чего они, чувствуя еще одну несправедливость в их судьбе, в другой раз сторонились, отчуждались от счастливых детей. Они видят, когда на них показывают пальцами, дразнят: “Детдомовские”, им очень больно даже от слов и жестов. Любой из вас, не дай Бог, мог оказаться на их месте. Поэтому, каждый раз представляйте себя в положении другого, кто беззащитен. Будьте добрыми, милосердными, справедливыми. Хотя бы этим украсьте их и свою жизнь.

Легко ли быть добрым? (...)

Любой человек от окружающих ждет только добра, помощи. А всегда ли сам оказывается человечным, порядочным, воспитанным?

Вот это и есть наша жизнь, наш Мир. Желаю вам его строить так, чтобы для каждого он был всегда Родным – Родиной!

Приложение (занятия 2-7)

Литература

1. Адамова А.Ж., Зайцева О.Г., Утегенова Д.К. Мусульманские праздники и обряды. “Леном”, Москва, 1998.

2. Ахмад фон Денффер. Ислам для детей. “Довира”, Киев, 1997.

3. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Праздники народов России. Энциклопедия “Росмэн” Москва, 2004.

4. Муртазин М.Ф. Мусульманский календарь на 2006 год. Авенир-Дизайн. Кострома, 2005.

5. Осокина Т.И., Детские подвижные игры народов СССР. Просвеще ние, Москва, 1989.

6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры, забавы для детей. Сфера, Москва. 1998.