“Перед человеком три пути:
Путь размышления – это самый благородный;
Путь подражания – это самый легкий;
Путь личного опыта – это самый тяжелый путь”.
Конфуций.
Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50%.
Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.) позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты:
Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.
Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации.
Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.
Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.
Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающие в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
В своей paботе я наметила основные цели:
1) научить детей слуховой зоркости – слуховому восприятию;
2) научить зрительной зоркости – зрительному вниманию;
3) научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.
С чего следует начать?
1. Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.
2. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Я учу ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
3. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, – это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль. Для этого я использую схемы В.В. Смирновой и в дальнейшей работе мы с ребятами используем их на уроках русского языка (Приложение № 1, 2).
Справедливо замечено педагогом-психологом Н.Ф. Талызиной, что осмысление материала вызывается его 100–200 кратным повторением. Например, чтобы ребенок научился писать букву а, он должен написать ее 100–200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100 или 200 раз, то это не даст желаемого результата. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, в процессе которого и формируется навык.
В своей работе я использую mci одически с приемы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:
1. Проверка орфограмм, списывание упражнения с орфограммами;
2. Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;
3. Подчеркивание орфограмм;
4. Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;
5. Написание слов по памяти и подчеркивание орфограмм;
6. Игра “Огоньки”: дети прикрепляют красные кружки под орфограммами и записывают слова с орфограммами в тетрадь;
7. Письмо с проговариванием;
8. Письмо с комментированием;
9. Словарная, творческая работа;
10. Устное объяснение орфограмм;
11. Диктант “Проверяю себя”;
12. Диктант с обоснованием;
13. Диктант с постукиванием перед словом с орфограммой;
14. Диктант “Найди слова”.
При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.
Работа ведётся по алгоритму:
1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
3. Читай предложение по слогам про себя.
4. Просматривай как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.
5. Закрывай глаза и мысленно “пиши” каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. (“Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу”.)
6. Запиши предложения в тетрадь. (Доска с записанным предложением закрывается.) (Проговори слово, запиши и проверь.)
7. Предложение открывается. Проверь от последнего слова к первому.
На уроках русского языка я использую игры, развивающие оперативную память и внимание (Приложение № 3).
В тетрадях стало меньше исправлений, увеличилась скорость письма, дети стали более внимательны.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом.
Проведя анкетирование детей о выборе любимого предмета, 61,5% детей выбрали русский язык.
Содержание и требования усовершенствованных программ в 1–4 классах определяют ряд существенных задач, направленных на формирование у учащихся практических умений и навыков, которые необходимо решать не только на уроке, но и в часы самоподготовки.
Организация обучения грамотному письму без предварительной подготовки отрицательно сказывается на формировании у учащихся прочных умений и навыков. Поэтому для обеспечения орфографической грамотности на уроках большое значение имеет работа по предупреждению ошибок.
На уроках русского языка использую следующие приемы, такие как:
1. Проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное).
2. Звуковой анализ слов.
3. Проведение выборочного комментирования.
4. “Словарь для справок”, “Орфографический словарик”.
5. Использую на уроках таблицы; сигнальные карточки при проведении предупредительного и выборочного диктантов; карточки, содержащие трудные по написанию слова.
Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их. К примеру, ученик может допускать ошибки в таких случаях: не знает правило или, наоборот, правило знает, но применить его на письме не может; смешивает правила или не понимает смысла того, о чем пишет. В целях обеспечения орфографической грамотности учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся. Опыт работы показывает, что такой анализ ведется в разных формах, но наиболее эффективным, на мой взгляд, является тот, где учитель фиксирует не только типичные ошибки учащихся класса, но и типичные индивидуальные ошибки учащихся, у которых ослаблена орфографическая зоркость.
Дата проведения работы и вид работы |
Типичные ошибки учащихся |
Типичные индивидуальные ошибки слабоуспевающих учащихся |
4 мая 2006 г. Диктант |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
1. Кирилл К. (правописание безударных гласных непроверяемых ударением, правописание имён собственных.) 2. Даша П. (жи-ши, парные согласные в корне слова, правописание предлогов, ча-ща). |
Подобная форма анализа ошибок дает учителю возможность не только вовремя ликвидировать типичные ошибки, допущенные большинством учащихся класса, но и своевременно прийти на помощь ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную работу с ними.
Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок – важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Её можно разделить на два вида:
а) работа над типичными ошибками учащихся класса;
б) работа над индивидуальными ошибками, выполняемая как в классе, так и дома.
Предупреждение ошибок я осуществляю на каждом уроке, давая детям очень короткие по времени упражнения, так называемые упражнения-пятиминутки, на которых использую стихотворные упражнения по орфографии (Приложение № 4). Эти упражнения помогают мне добиться прочной грамотности учащихся. Они могут быть разнообразными по форме и по содержанию.
Цель устных упражнений – тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов; письменных – вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети еще не изучали, но на которые очень часто встречаются слова как в детской речи, так и в грамматических и орфографических письменных упражнениях.
Например:
1. Я читаю загадки, а учащиеся записывают слова-отгадки, а затем составляют
предложение со словами-отгадками. Пример: Стоит Антошка на тонкой ножке.
(Гриб.)
Орфографические сказки используются с учетом психологических особенностей детей.
Они помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова.
А вот средством оценки (контроля) качества орфографической подготовки является диктант, хотя в школьной практике используют также списывание.
Прием списывания одно из лучших средств развития орфографической зоркости.
Он соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Орфографическое прочтение просто необходимо.
Каждый урок я начинаю с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:
карандаш |
радостный |
сказка |
земляника |
опасный |
березка |
Москва |
солнце |
легкий |
сапоги |
сердце |
сладкий |
хорошо |
известный |
гладкий |
Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1–2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике – на непроизносимую согласную и как её проверить, в третьем столбике – на парную согласную и как её проверить.
При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. В то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности, используя алгоритм для списывания:
· Прочитай предложение так, как оно слышится.
· Прочитай предложение, как оно пишется.
· Повтори по памяти.
· Подчеркни орфограммы и “опасные места”.
· Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется.
· Пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу.
· Проверь по книге.
Чтобы выяснить уровень орфографической зоркости у учащихся нашей школы, я провела в семи классах списывание с заданием: подчеркнуть все изученные орфограммы.
Тяжелые капли забарабанили по голове и плечам капитана королевской стражи. Он хотел что-то крикнуть. Струи дождя заткнули ему рот, залили глаза. Капитан втянул голову в плечи, согнулся, закрывая лицо руками.
(По С. Прокофьевой)
В тексте встречаются орфограммы: безударные гласные в корне проверяемые ударением, непроверяемые безударные гласные в корне слова, парные согласные, жи-ши, ча-ща, ь – показатель мягкости согласного.
Таким образом, во всех тестируемых классах школьники не смогли выделить все орфограммы на “Правописание безударных гласных проверяемых ударением” – это показывает, что она является одной из наиболее сложных орфограмм в начальном обучении. Поэтому необходимо целенаправленно планировать работу по умению видеть данную орфограмму. Результаты, полученные в ходе анализа списывания отображены на диаграммах (Приложение № 6).
С целью выявления уровня грамматико-орфографических умений групп учащихся проводилось два экспериментальных среза с использованием разнообразных заданий, включающих в себя грамматические и орфографические упражнения.
Первый срез (констатирующий) проводился в 3 классе в середине ноября с целью выявления уровня орфографических умений и включал в себя следующие задания:
Безошибочно списать текст с карточки;
В 4 предложении подчеркнуть все изученные орфограммы.
Зима настала
Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал cнег. Шапками oн лег на ветки деревьев. Укрыты снежком озимые хлеба. Не страшны им холод и вьюга. Стоят они под пушистой перинкой.
Результаты работы оценивались по следующим критериям:
1. Время, затраченное на выполнение всей работы;
2. Количество допущенных ошибок.
Фамилии учащихся | Время, затраченное на работу | Количество ошибок при списывании текста | Количество выделенных орфограмм, % | Уровень |
Сергей К. | 24 | 6 | 33,3 | Н |
Дима Щ. | 17 | 3 | 66,6 | С |
Алена Л. | 20 | 2 | 83,3 | С |
Наташа П. | 14 | 0 | 100 | В |
Ульяна С. | 17 | 2 | 83,3 | С |
Анжела С. | 15 | 0 | 100 | В |
Анализ результатов позволил разделить детей на три группы:
В – высокий уровень (время выполнения 12–14 мин); допущено не более 1 ошибки.
С – средний уровень (время выполнения 14–20 мин); допущено не более 3 ошибок.
Н – низкий уровень (время выполнения 20–30 мин); допущено более 5 ошибок.
Итак, анализ результатов первого среза показал, что слабым “местом” у детей оказались слова с глухими и звонкими согласными и безударной гласной в корне. Это связано, на мой взгляд, с невнимательностью и высокой отвлекаемостью детей данного возраста, а также с низким уровнем грамматико-орфографических знаний, умений и навыков.
Затем проводилось целенаправленное обучение с использованием большого количества занимательности при изучении тем “Парные звонкие и глухие согласные в корне слова”, “Безударные гласные в корне слова”.
По итогам экспериментального обучения в конце декабря четвертого класса в этой же группе ребят был проведен второй срез (контрольный).
Были предложены задания, аналогичные первому срезу, но на новом языковом материале:
1. Безошибочно списать текст.
2. Во втором предложении подчеркнуть все изученные орфограммы.
Снежинки
Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке. С каждым часом снежинки делались прекраснее и наряднее. Одна снежинка была, как звездочка, с шестью лучами. Другая снежинка напоминала цветок с шестью лепестками. Третья снежинка сверкала, как дорогой камень. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей.
Критерии оценивания работы те же, что и в первом срезе.
Фамилии учащихся | Время, затраченное на работу | Количество ошибок при списывании текста | Количество выделенных орфограмм, % | Уровень |
Сергей К. | 18 | 2 | 83,3 | С |
Дима Щ. | 14 | 1 | 100 | В |
Алена Л. | 16 | 0 | 83,3 | С |
Наташа П. | 12 | 0 | 100 | В |
Ульяна С. | 14 | 0 | 100 | В |
Анжела С. | 14 | 0 | 100 | В |
Итак, результаты контрольного списывания показали, что в группе учащихся 67% соответствует высокому уровню, 33% – среднему уровню сформированности знаний, умений и навыков.
Если сопоставить результаты первого и второго срезов, то можно увидеть, что учащиеся повысили свой грамматико-орфографический уровень. Они поднялись на ступень выше. Три человека перешли со среднего уровня на высокий, один с низкого на средний уровень. Два человека остались на прежнем уровне. Если посмотреть на таблицу, то у этих детей сократилось число допущенных ошибок и им немного не хватило перейти на следующий уровень.
Работая по данной теме я пришла к выводу:
· Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
· Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
· Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
· Развивать фонематический слух.
· Обучать правильному списыванию текста.
· Прививать интерес к чтению.
· Интегрировать уроки русского языка и чтения.
· Развивать словарный запас детей.
Всё это позволяет повысить уровень грамматико-орфографических умений, орфографическую зоркость и оперативную память младших школьников.