Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить полученные учащимися знания о разделительных Ъ и Ь знаках. Закрепить умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь знаков. Повторить ранее изученные орфограммы.

Развивать умение группировать, выделять подгруппы по определенным свойствам. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

1. Организационный момент.

Учитель: У нас необычный сегодня урок,

Выяснить надо, кто в классе знаток.

Гостем урока будет наш друг – инопланетянин Янт. Он не только пришел посмотреть как знания полученные на уроках информатики вы применяете и используете на уроках русского языка, но и приготовил задания для вас. Надо, братцы, разобраться и Скорей за дело взяться.

Вот девиз, который предлагает нам друг Янт для урока. Рассмотрим его с точки зрения информатики, используя изученную тему “Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы”. (Что у любого есть? Что любой умеет? Что еще есть? Что еще умеет?).

На доске: Друзья, ученье нас объединяет!

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Какова тема урока с точки зрения русского языка?

Дети: Разделительные Ъ и Ь.

Учитель: А с точки зрения информатики?

Дети: Объект группы.

Учитель: Что общего у объекта?

Дети: Название – разделительные знаки.

Учитель: Какие общие действия?

Дети: Разделяют согласную от гласной е, ё, ю, я.

Учитель: Каковы составные части?

Дети: Ь стоит в корне, Ъ перед приставкой.

Учитель: Вы так дружно работаете, что действительно, ученье нас объединяет. Продолжим работу над разделительными Ъ и Ь знаками.

3. Тренировочные упражнения.

Учитель: Запишите девиз в тетрадь. Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Это обращение, к вам обращаются, делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно послушали и вчитались.

Учитель: Что вы записали?

Дети: Предложение.

Учитель: Из чего оно состоит?

Дети: Предложение состоит из слов.

Учитель: Из каких слов? Одной части речи? Что выражает предложение?

Дети: Предложение выражает законченную мысль.

Учитель: На какие группы я могу разделить слова этого предложения, учитывая тему урока: “Разделительный Ъ и Ь знаки”?

Дети: Друзья, ученье – Ь; объединяет – Ъ.

Учитель: По какому признаку вы их объединили?

Дети: Разделительные Ь и Ъ знаки пишутся после согласных перед гласными е, ё, ю, я.

Учитель: Посмотрим, как вы свои знания проверяете на практике. Что случилось со словами? Янт, это ты тут поработал?

На доске:

а) стуля

б) подёмник

семка

сёжился

лиси

вюнок

обездил

обяснил

ружё

ателе

Учитель: На какие группы можно разделить данные слова?

Дети: Слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

Учитель: Мальчики выписывают слова с разделительным Ъ, а девочки – с Ь.

Взаимопроверка.
Раз, два, три, четыре,
Начинается игра.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь – учителя.

Учителя – девочки называют слова с Ъ знаком и объясняют. Учителя – мальчики – с Ь и объясняют.

Учитель: На какие подгруппы можно разделить слова каждой группы?

 

 

Ь

Е

Ё

И

Ю

Я

 

Ъ

Об

От

С

Учитель: Молодцы, справились с заданием.

б) Выборочный диктант.

Учитель: Я и не думала, что Янт увлекается чтением стихов и предлагает вам выписать слова в группы на изучаемую орфограмму. Он прочитает стихотворение, а вы запишете слова в тетради:

Воробьишка над ручьем
Своей семье построит новый дом.
Крыльями помашет,
Вот колья вобьет.
И вьюга в их дом никогда не войдет!

Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

Учитель: Прочитайте, какие группы слов вы выписали.

Физминутка.

“Прогулка”.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

в) Самостоятельная работа.

Учитель: А вот эта работа станет отчетом, который Янт отвезет на свою планету. Прочитайте предложения и вставьте нужные буквы.

Текст на карточках.

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла.

Учитель: О чем говорится в предложениях? Можно их назвать текстом? Почему? Докажите.

Дети: В предложениях говорится о борьбе зимы с весной. Эти предложения связаны между собой по смыслу, объединены одной темой, поэтому их можно назвать текстом. На какие группы можно разделить орфограммы?

Орфограммы

Приставки

Безударные гласные

Ъ знак

Ь знак

Парны согласные

4. Итог.

Учитель: Мне кажется, что каждый из вас достоин звания “Знаток темы”. Напомните, какая у нас тема?

Дети: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Учитель: Что разделяют Ъ и Ь знаки?

Дети: Разделительный Ь знак разделяет согласную от гласной в корне слова.

Разделительный Ъ знак отделяет приставку от корня.

Учитель: Что в них общего?

Дети: Они ставятся перед буквами е, ё, ю, я.

Учитель: Чем отличается каждая группа?

Дети: Перед приставкой пишется Ъ знак; в корне слова – Ь знак.

Учитель: Всем ребятам надо знать,

Где Ъ, а где Ь знак писать.

Спасибо за урок.

Приложение