Использование метода проектов в процессе обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Главной целью образовательных систем является подготовка профессионально компетентных специалистов, с высоким уровнем личностного развития.

Условия для личностного poста, соответствующего уровня профессиональной подготовки и саморазвития в образовательном процессе задаются:

– методами и формами организации учебной деятельности,

– успешным освоением способов и средств ведущей деятельности, реализующейся в образовательном пространстве университета.

Достижение данной цели осуществляется через оптимизацию учебного процесса на основе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, при использовании инновационных способов обучения.

Специальная форма организации познавательной деятельности – метод проектов, система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. В процесс вовлечены практически все участники. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Под проектом понимается единство замысла и реализации. Проект требует оформления результатов для предъявления его окружающим. Соответственно, возникает необходимость использовать предметные навыки как средство реализации проекта. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале. Наряду с ней обучающиеся осуществляют и другие виды деятельности – учебную, трудовую, исследовательскую и т. д.

Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.

Проектное обучение являемся одним из способов развития компетентностей в образовании, при подготовке специалистов педагогических специальностей. Цели учебного проекта определяются вместе с группой. В этом случае видение процесса и результатов обучения обогащается идеями и целями членов группы.

Студенты начинают активно участвовать в учебном процессе, учатся планировать на основе идей курса. В группе создастся различное видение тех целей, которые должны быть достигнуты. Студенты обладают знаниями в различных областях деятельности и, используя их знания, умения и опыт, можно сделать процесс обучения более интересным и практичным. В эффективном использовании преподавателем ресурсов группы заключается одна из основных задач организации проектного обучения.

Метод проектов – сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности, и ориентирован на развитие самостоятельности в познавательной активности.

Преподавая дисциплины психологического цикла, можно реализовывать потенциал проектного обучения. Предлагаю конспект занятия по дисциплине “Психология” для студентов, будущих учителей истории.

Тема. Основы межличностных отношений.

Цель: обобщение и систематизация изученного материала по теме "Межличностные отношения", создание системы по формированию межличностных отношений, используя метод проектов.

Задачи:

  • использование теоретических знаний в практической деятельности;
  • проведение исследовательской работы с использованием методик: “Социометрия”, “Референтометрия”, “Q-сортировка”, социологический опрос;
  • развитие познавательной активности, умений совместной деятельности, коммуникативных навыков творческого и интеллектуального потенциала;
  • воспитание чувства коллективизма, ответственности и положительно-мотивационного отношения к педагогической деятельности.

План.

1. Организационный момент.

2. Терминологическая разминка.

3. Ролевая игра (обсуждение “Метода проектов”).

4. “Мозговая атака”.

5. Создание проекта (работа в группах).

6. Презентация.

7. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

2. Терминологическая разминка.

Для успешного достижения данной цели, необходимо вспомнить сущность метода проектов и повторить значение понятий, которые будем использовать на занятии. (На столах лежат карточки с глоссарием. )

Метод. Методика.

Социометрия. (Социометрическая методика). Социометрический тест.

Социограмма.

Референтная группа.

Межличностные отношения.

Коллектив.

Рефлексия.

Метод проектов.

3. Ролевая игра.

– Кто является автором меч ода проектов?

– В чем состоит цель проектного обучения?

а) Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США, разработанный американским философом и педагогом Джоном Дьюи. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов предполагает решение проблемы. Результат выполненных проектов должен быть осязаемым. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. И сегодня мы будем работать в группах.

б) Выделим следующие команды. (Распределение ролей)

1 команда "реалисты" – краткая информация системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом. (Приложение 1)

2 команда "оптимисты" – делают акцент на наиболее положительных моментах.

3 команда "пессимисты" – подчеркивают слабые моменты, недочеты метода проектов.

в) Выступления учащихся.

Вывод: Ваши выступления свидетельствуют о том, что метод проектов имеет много положительного, хотя есть недочеты. И все-таки, мы пришли к единому мнению: метод проектов – это рациональное сочетание теоретических знаний и их практическою применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников, и ориентирован на развитие самостоятельности в познавательной деятельности.

4. “Мозговая атака”

Большое значение для становления и развития личности ребенка имеют взаимоотношения с окружающими его людьми, т. е. межличностные отношения. Межличностные отношения – основа успешности совместной деятельности и развития коллектива.

Межличностные отношения? Ваше понимание данного явления? (По мере поступления предложений делается запись на доске. Обсуждение).

Вывод: межличностные отношения:

– специфическое явление, которое обусловлено как социальными, так и психологическими факторами;

– непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между людьми;

– ведущий фактор социально-психологического климата коллектива. Социально-психологическое изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимы для эффективности учебного процесса и для совершенствования практики воспитания.

5. Создание проекта.

(Актуализировав все необходимые знания, переходим к созданию проекта).

Проблема межличностных отношений, их влияние па личностное становление и социально-психологический климат коллектива, существует. Также является проблемным формирование положительных взаимоотношений среди школьников. Поэтому изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимо для эффективности учебного процесса и совершенствование практики воспитания. Данная проблема легла в основу нашею проект

"Система работы по формиpoванию межличностных отношений в школьном коллективе".

Цель: создание алгоритма действий по изучению и формированию межличностных отношений в школьном коллективе.

Мы проделали большую предварительную работу:

– освоили методы изучения взаимоотношений людей;

– провели социологический опрос о роли межличностных отношений среди учителей, классных руководителей и учащихся;

– провели исследование школьников подросткового возраста, используя методики “Социометрия”, “Референтометрия”, “Q-сортировка”;

– изучена литература (теоретический анализ) но проблеме формирования межличностных отношений.

Исходя из темы и цели, вытекают следующие подтемы. (Приложение 2)

"Актуальность и значимость межличностных отношений среди школьников".

"Методы изучения взаимоотношений людей''.

"Повышение уровня межличностных отношении в реальном коллективе учащихся ".

(Командам дается задание: вопросы и необходимый материал).

1 команда "Актуальность и значимость межличностных отношений среди школьников". (Приложение 3)

1. Актуальность вопроса.

2.  Результаты социологическою опроса среди учителей, классных руководителей и учеников.

3. Вывод.

2 команда "Методы изучения взаимоотношений людей". (Приложение 4)

1. Многообразие методов исследования взаимоотношений.

2.  Краткая характеристика методик: “Социометрия”, “Референтометрия”, “Q-сортировка”.

3. Результаты исследования.

4. Вывод.

3 команда "Повышение уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся". (Приложение 5)

1. Значимость межличностных отношений.

2. Разработать систему формирования положительных взаимоотношений. Выделить направления работы.

(Н/п: формирование коллектива, педагогическое общение и стиль руководства, система ценностей, учебная мотивация, совместная групповая деятельность, стили воспитания).

3. Подобрать формы реализации выбранных направлений.

4. Вывод.

6. Презентация.

а) Представители групп сообщают о результатах проделанной работы.

1 команда (Приложение 6)

2 команда (Приложение 7, 8, 9, 10)

3 команда (Приложение 11)

б) Вывод.

Социально-психологический климат – наиболее целостная характеристика группы, которая отражает отдельные объекты, имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения "по горизонтали" и "по вертикали" (межличностные отношения). Они выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Следовательно, актуальным является вопрос повышения уровня межличностных отношений, как ведущего фактора социально-психологического климата коллектива.

Поставленная цель проекта – создание алгоритма действий по изучению и формированию межличностных отношений в школьном коллективе, достигнута.

Выработана система формирования межличностных отношений, которая включает следующие компоненты:

1.  Исследование взаимоотношений в группе, используя методики: социологический опрос, беседа, "Социометрия", "Референтометррия", "Q – сортировка".

2.  Повышение уровня межличностных отношений через целенаправленную деятельность по следующим направлениям:

  • формирование коллектива,
  • педагогическое общение и стиль руководства,
  • система ценности,
  • учебная мотивация,
  • совместная групповая деятельность.

Целенаправленная работ по данным направлениям будет способствовать повышению уровня межличностных отношений, которые являются ведущим фактором социально-психологического климата коллектива.

Работа по созданию проект продолжаемся, полученные данные и выработанные рекомендации будут апробироваться в практической деятельности. Результатом будет создание нового проекта.

7. Рефлексия.

– Что вы испытывали, когда выполняли задания?

– Что вызывало наибольшие затруднения и почему?

– От чего получили наибольшее удовольствие?

– Значимость данного метода?

– Понравился ли такой вид работы и почему?