Главной целью образовательных систем является подготовка профессионально компетентных специалистов, с высоким уровнем личностного развития.
Условия для личностного poста, соответствующего уровня профессиональной подготовки и саморазвития в образовательном процессе задаются:
– методами и формами организации учебной деятельности,
– успешным освоением способов и средств ведущей деятельности, реализующейся в образовательном пространстве университета.
Достижение данной цели осуществляется через оптимизацию учебного процесса на основе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, при использовании инновационных способов обучения.
Специальная форма организации познавательной деятельности – метод проектов, система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. В процесс вовлечены практически все участники. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Под проектом понимается единство замысла и реализации. Проект требует оформления результатов для предъявления его окружающим. Соответственно, возникает необходимость использовать предметные навыки как средство реализации проекта. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале. Наряду с ней обучающиеся осуществляют и другие виды деятельности – учебную, трудовую, исследовательскую и т. д.
Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.
Проектное обучение являемся одним из способов развития компетентностей в образовании, при подготовке специалистов педагогических специальностей. Цели учебного проекта определяются вместе с группой. В этом случае видение процесса и результатов обучения обогащается идеями и целями членов группы.
Студенты начинают активно участвовать в учебном процессе, учатся планировать на основе идей курса. В группе создастся различное видение тех целей, которые должны быть достигнуты. Студенты обладают знаниями в различных областях деятельности и, используя их знания, умения и опыт, можно сделать процесс обучения более интересным и практичным. В эффективном использовании преподавателем ресурсов группы заключается одна из основных задач организации проектного обучения.
Метод проектов – сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности, и ориентирован на развитие самостоятельности в познавательной активности.
Преподавая дисциплины психологического цикла, можно реализовывать потенциал проектного обучения. Предлагаю конспект занятия по дисциплине “Психология” для студентов, будущих учителей истории.
Тема. Основы межличностных отношений.
Цель: обобщение и систематизация изученного материала по теме "Межличностные отношения", создание системы по формированию межличностных отношений, используя метод проектов.
Задачи:
- использование теоретических знаний в практической деятельности;
- проведение исследовательской работы с использованием методик: “Социометрия”, “Референтометрия”, “Q-сортировка”, социологический опрос;
- развитие познавательной активности, умений совместной деятельности, коммуникативных навыков творческого и интеллектуального потенциала;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности и положительно-мотивационного отношения к педагогической деятельности.
План.
1. Организационный момент.
2. Терминологическая разминка.
3. Ролевая игра (обсуждение “Метода проектов”).
4. “Мозговая атака”.
5. Создание проекта (работа в группах).
6. Презентация.
7. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
2. Терминологическая разминка.
Для успешного достижения данной цели, необходимо вспомнить сущность метода проектов и повторить значение понятий, которые будем использовать на занятии. (На столах лежат карточки с глоссарием. )
Метод. Методика.
Социометрия. (Социометрическая методика). Социометрический тест.
Социограмма.
Референтная группа.
Межличностные отношения.
Коллектив.
Рефлексия.
Метод проектов.
3. Ролевая игра.
– Кто является автором меч ода проектов?
– В чем состоит цель проектного обучения?
а) Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США, разработанный американским философом и педагогом Джоном Дьюи. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов предполагает решение проблемы. Результат выполненных проектов должен быть осязаемым. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. И сегодня мы будем работать в группах.
б) Выделим следующие команды. (Распределение ролей)
1 команда "реалисты" – краткая информация системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом. (Приложение 1)
2 команда "оптимисты" – делают акцент на наиболее положительных моментах.
3 команда "пессимисты" – подчеркивают слабые моменты, недочеты метода проектов.
в) Выступления учащихся.
Вывод: Ваши выступления свидетельствуют о том, что метод проектов имеет много положительного, хотя есть недочеты. И все-таки, мы пришли к единому мнению: метод проектов – это рациональное сочетание теоретических знаний и их практическою применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников, и ориентирован на развитие самостоятельности в познавательной деятельности.
4. “Мозговая атака”
Большое значение для становления и развития личности ребенка имеют взаимоотношения с окружающими его людьми, т. е. межличностные отношения. Межличностные отношения – основа успешности совместной деятельности и развития коллектива.
Межличностные отношения? Ваше понимание данного явления? (По мере поступления предложений делается запись на доске. Обсуждение).
Вывод: межличностные отношения:
– специфическое явление, которое обусловлено как социальными, так и психологическими факторами;
– непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между людьми;
– ведущий фактор социально-психологического климата коллектива. Социально-психологическое изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимы для эффективности учебного процесса и для совершенствования практики воспитания.
5. Создание проекта.
(Актуализировав все необходимые знания, переходим к созданию проекта).
Проблема межличностных отношений, их влияние па личностное становление и социально-психологический климат коллектива, существует. Также является проблемным формирование положительных взаимоотношений среди школьников. Поэтому изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимо для эффективности учебного процесса и совершенствование практики воспитания. Данная проблема легла в основу нашею проект
"Система работы по формиpoванию межличностных отношений в школьном коллективе".
Цель: создание алгоритма действий по изучению и формированию межличностных отношений в школьном коллективе.
Мы проделали большую предварительную работу:
– освоили методы изучения взаимоотношений людей;
– провели социологический опрос о роли межличностных отношений среди учителей, классных руководителей и учащихся;
– провели исследование школьников подросткового возраста, используя методики “Социометрия”, “Референтометрия”, “Q-сортировка”;
– изучена литература (теоретический анализ) но проблеме формирования межличностных отношений.
Исходя из темы и цели, вытекают следующие подтемы. (Приложение 2)
"Актуальность и значимость межличностных отношений среди школьников".
"Методы изучения взаимоотношений людей''.
"Повышение уровня межличностных отношении в реальном коллективе учащихся ".
(Командам дается задание: вопросы и необходимый материал).
1 команда "Актуальность и значимость межличностных отношений среди школьников". (Приложение 3)
1. Актуальность вопроса.
2. Результаты социологическою опроса среди учителей, классных руководителей и учеников.
3. Вывод.
2 команда "Методы изучения взаимоотношений людей". (Приложение 4)
1. Многообразие методов исследования взаимоотношений.
2. Краткая характеристика методик: “Социометрия”, “Референтометрия”, “Q-сортировка”.
3. Результаты исследования.
4. Вывод.
3 команда "Повышение уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся". (Приложение 5)
1. Значимость межличностных отношений.
2. Разработать систему формирования положительных взаимоотношений. Выделить направления работы.
(Н/п: формирование коллектива, педагогическое общение и стиль руководства, система ценностей, учебная мотивация, совместная групповая деятельность, стили воспитания).
3. Подобрать формы реализации выбранных направлений.
4. Вывод.
6. Презентация.
а) Представители групп сообщают о результатах проделанной работы.
1 команда (Приложение 6)
2 команда (Приложение 7, 8, 9, 10)
3 команда (Приложение 11)
б) Вывод.
Социально-психологический климат – наиболее целостная характеристика группы, которая отражает отдельные объекты, имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения "по горизонтали" и "по вертикали" (межличностные отношения). Они выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Следовательно, актуальным является вопрос повышения уровня межличностных отношений, как ведущего фактора социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель проекта – создание алгоритма действий по изучению и формированию межличностных отношений в школьном коллективе, достигнута.
Выработана система формирования межличностных отношений, которая включает следующие компоненты:
1. Исследование взаимоотношений в группе, используя методики: социологический опрос, беседа, "Социометрия", "Референтометррия", "Q – сортировка".
2. Повышение уровня межличностных отношений через целенаправленную деятельность по следующим направлениям:
- формирование коллектива,
- педагогическое общение и стиль руководства,
- система ценности,
- учебная мотивация,
- совместная групповая деятельность.
Целенаправленная работ по данным направлениям будет способствовать повышению уровня межличностных отношений, которые являются ведущим фактором социально-психологического климата коллектива.
Работа по созданию проект продолжаемся, полученные данные и выработанные рекомендации будут апробироваться в практической деятельности. Результатом будет создание нового проекта.
7. Рефлексия.
– Что вы испытывали, когда выполняли задания?
– Что вызывало наибольшие затруднения и почему?
– От чего получили наибольшее удовольствие?
– Значимость данного метода?
– Понравился ли такой вид работы и почему?