Возможности применения информационных технологий в процессе обучения математике

Разделы: Математика


Одна из основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. С этой целью государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования.

Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

Информационные технологии осваиваются нами наиболее эффективно (надежно и быстро) при решении конкретных задач, интересных для учащихся, мотивирующих их. Обучение будет успешным, если ребятам на уроках будет интересно. Задача учителя – вызвать интерес к той или иной деятельности. Добиться этого можно через применение разнообразных методов и форм обучения.

Развитию интереса на уроках способствует применение различных ТСО. В своей работе я применяю компьютеры и проектор. На сегодняшний день имеется ряд отработанных моделей их использования:

  • демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником;
  • тестирование – с вводом или выбором ответа;
  • отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. С его помощью несложно создать дидактические материалы с учетом особенностей конкретной группы. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для студентов, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам.

Встает вопрос: где взять учебное программное обеспечение, ориентированное для использования на уроках математики? Их можно создавать самим. Но тут появляется проблема – нехватка времени и часто недостаточная компьютерная грамотность преподавателя. В решении этой проблемы могут помочь студенты. Во-первых, знаний, полученных на уроках информатики, достаточно, чтобы создавать презентации. Во-вторых, ребята делают это с удовольствием, тем самым, приобщаясь не только к предмету “Информатика”, но и к математике. А в третьих, при этом подходе педагогика сотрудничества является естественной средой общения преподавателя и студента.

Контроль знаний и умений студентов является одним из важнейших элементов учебного процесса. Одной из форм проведения контроля знаний и умений является тестирование. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако эта форма имеет ряд преимуществ. Одно из них – экономия времени при проверке.

Я считаю, что тесты незаменимы для проведения входящего контроля, когда важно установить уровень знаний по предмету группы в целом, а не отдельных студентов. Успешно применять тестирование можно и при проведении текущего контроля, так как именно тесты помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Ну, и, конечно же, тестирование можно использовать при проведении рубежного и итогового контроля.

Тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний студентов: учащиеся работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). В-третьих, нам практически сразу выдаётся статистика – процент усвоения материала отдельным студентом или группы в целом, что может быть необходимо при проведении итогового или рубежного контроля.

Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине.

Приведу пример использования компьютерных технологий на занятии.

Для объяснения и закрепления нового материала была создана презентация, содержащая основные понятия, определения, рисунки и схемы, а также задачи на отработку вводимых понятий. Для привлечения и поддержания внимания я применила эффекты анимации (появление и движение объектов на экране), а также звуковое сопровождение.

Следующий этап урока – отработка навыков. Задача “прописывалась” на экране, обсуждалось ее решение. Ответ записывали ребята – на магнитной доске (которая и служила экраном) и в тетрадях.

Для проверки степени усвоения учебного материала студентам был предложен многовариантный тест. Каждый работал самостоятельно, за отдельным компьютером. Кстати, эти тесты были составлены студентами из других групп при изучении этой темы.

Просмотрев результаты тестирования, я смогла быстро оценить работу студентов, выявить типичные ошибки, тем самым скорректировать свою дальнейшую работу по устранению пробелов знаний.

Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Все виды самостоятельных работ выполняются на требуемом уровне и оцениваются моментально.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении студентов.