Литературно-поэтическая гостиная "Стихи, похожие на игру"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Стихи, похожие на игру”.

Цель: расширить представление детей о жизни и творчестве поэтов “Общества реального искусства”.

Оформление: полумрак, на столах скатерти, свечи, цветы, красивые фужеры, наполненные соком или водой, шоколад. Стол ведущих стоит в углу. На столе, как и у ребят, те же предметы, плюс еще томики стихов поэтов “Общества реального искусства”. Обязательным условием является соответствующая одежда, прически, подбор музыки и, конечно же, настроение.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка.

Ведущий 1: Сегодня хозяйкой нашей поэтической гостиной будет поэзия, а главными гостями – стихи. Вы задумывались ли когда нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берется удивительный дар заставлять слова звучать по – иному, от которых у людей захватывает дыхание и сильнее бьется сердце! Поэтому наша гостиная сегодня собрала тех, кто любит или хочет полюбить поэзию, хочет испытать то чувство полета, которое испытывает каждый, кто ее понимает.
Сегодня мы почитаем стихи, похожие на игру. Это стихи поэтов “Общества реального искусства”.

Ведущий 2: ОБЭРИУ –1927 – начало 30-х годов – расшифровывается как “Общество реального искусства”, что касается последней буквы, то на вопрос: Почему “У”? – участники литературно – поэтической группы отвечали: “Потому, что кончается на “У” и уточняли – “для веселья”.
Родилась эта удивительная группа из “чинарей” – шутов, к которым себя причисляли поэты:

  • Даниил Хармс,
  • Александр Введенский,
  • Николай Заболоцкий,
  • Юрий Владимиров,
  • Николай Олейников.

Все они были сторонниками “заумной поэзии”, родиной которой был Ленинград. Балагурство и скоморошничество, заряд радости и детскости постепенно стали ведущим принципом творчества тех, кто объявил себя 24 января 1928 года ОБЭРИУтами в ленинградском Доме Печати.

Ведущий 1: ДАНИИЛ ХАРМС (1905–1942). Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачев. Мать – педагог, воспитатель заключенных, была начальницей “ убежища для женщин” (исправительного заведения).
Отец – активный участник “ Народной воли”. В тюрьме принял философию Л. Толстого, после возвращения из ссылки стал журналистом – проповедником.
Даниил Хармс посещал самое строгое учебное заведение Петербурга, прекрасно говорил на английском и немецком языках, великолепно рисовал, демонстрировал абсолютный слух, отлично декламировал. Он же был грозой чинного училища благодаря своей склонности к разного рода проделкам и экстравагантным выходкам.
Даже повзрослев, Хармс сохранил тягу к лицедейству, чем нередко смущал окружающих.
Жизнь Даниила Хармса в искусстве началась в 1925 году с эстрадных выступлений. Он декламировал стихи современных поэтов, тогда впервые прозвучал ставший впоследствии основным псевдоним Хармс.
Поэт также выступал под именами – Хормс, Пульхерей, Дандан, Шардам, Гармониус, Баш, Карл Иванович Шустерлинг, Торопышкин, Колпаков, Смушко и другие.

Ведущий 2: Первое стихотворение поэта появилось в 1926 году. В 1925 году он вступил в Ленинградский Союз поэтов.
С конца 20-х Даниил Хармс активно сотрудничал в детских журналах 2 Чиж” и “ Еж, придумав постоянных героев этих изданий – Умную Машу, профессора Трубочкина, Карла Ивановича Шустерлинга и Ивана Топорышкина.

Чтец 1:

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото.
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Ведущий 1: Ему казалось забавным использование смешных словосочетаний. Поэт тонко передает простодушно – непринужденное детское ощущение полноты жизни:

Чтец 2:

Я долго думал, откуда на улице взялся тигр.
Думал – думал,
Думал – думал,
Думал – думал,
Думал – думал,
Думал – думал,
В это время ветер дунул
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю, откуда на улице взялся тигр.

Ведущий 2: После ареста в 1931 году поэт находился под постоянным и пристальным надзором , тем не менее выходили его лучшие поэтические произведения:

Чтец:

Удивительная кошка.
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить Кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,
Шумит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Чтец:

Что это было.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
“Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!”

Чтец:

КОРАБЛИК

По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Ведущий 1: Поэт руководствовался девизом: “ Пиши всегда с интересом и смотри на писание как на праздник”. В 1937 году детский журнал “ Чиж” опубликовал песенку Хармса “ Из дома вышел человек”.

Чтец:

Из дома вышел человек.
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком.
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил не спал,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры, исчез.
И если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скоре,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.

Ведущий 2: Суть этой песенки в том, что “ из дома вышел человек и стой поры, исчез”. Такая же судьба ждала и поэта. Даниил Хармс был арестован в 1937 году и в феврале 1942 года умер в больнице новосибирской тюрьмы. Лишь в 1956 году его родные получили официальное извещение, что Даниил Ювачев посмертно реабилитирован”. Сейчас Даниил Хармс “ возвращается” к читателям. Его творчество отличают богатая фантазия, любовь к розыгрышу, приглашение маленького читателя стать соавтором небольших, но таких необыкновенных рассказов и стихов.

Чтец:

КАК ВОЛОДЯ БЫСТРО ПОД ГОРУ ЛЕТЕЛ

На салазочках Володя
Быстро под гору летел.
На охотника Володя
Полным ходом налетел.

Вот охотник и Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели –
На собачку налетели.

Вот собачка, и охотник,
И Володя на салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели –
На лисичку налетели.

Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели
И на зайца налетели.

Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели –
На медведя налетели!
И Володя с той поры
Не катается с горы.

Ведущий 1: АЛЕКСАНДР ВВЕДЕНСКИЙ (1904–1941 г.). Александр Иванович Введенский был коренным петербуржцем. Получил прекрасное образование. После окончания гимназии учился сначала на юридическом, потом на восточном факультете Петроградского Университета.
В 1925 году одновременно с Хармсом вступил в Ленинградское отделение Союза поэтов.
В 1926 году появились первые стихотворения в печати. Введенский был организующим началом поэтической группы. Хармс называл его своим учителем.
Творчество Введенского наложило свой отпечаток на детскую поэзию 20-х–30-х годов.
Все произведения Введенского отличаются удивительной легкостью, раскованностью, содержат элементы игры, но одновременно они не чужды серьезной нравственной мысли.

Чтец:

О рыбаке и судаке.
По реке плывет челнок,
На корме сидит рыбак,
На носу сидит щенок,
В речке плавает судак.
Речка медленно течет,
С неба солнышко печет.

А на правом берегу
Распевает петушок,
А на левом берегу
Гонит стадо пастушок.
Громко дудочка звучит,
Ходит стадо и мычит.

Дернул удочку рыбак,
На крючке сидит червяк.
Рыбы нету на крючке,
Рыба плавает в реке.

“То ли, – думает рыбак, –
Плох крючок и плох червяк,
То ли тот судак – чудак” –
Вот что думает рыбак.
А быть может, нет улова
Оттого, что шум кругом,
Что, мыча, идут коровы
За веселым пастухом.

Что прилежно распевает
Голосистый петушок.
Что визжит и подвывает
Глупый маленький щенок.
Всем известно повсеместно,
Вам, ему, тебе и мне:
Рыба ловится чудесно
Только в полной тишине.

Вот рыбак сидел, сидел
И на удочку глядел,
Вот рыбак терпел, терпел,
Не стерпел и сам запел.

По реке плывет челнок,
На корме поет рыбак,
На носу поет щенок,
Песню слушает судак.
Слышит дудочки звучанье,
Слышит пенье петушка,
Стадо громкое мычанье
И плесканье челнока.
И завидует он всем:
Он, судак, как рыба нем.

Чтец:

Воздушный шар.
А вот, ветрам послушный,
Под самою луной
Несется шар воздушный
Высоко над землей,
Весь город, как на блюде,
Раскинулся под ним.
Эй, маленькие люди,
Садитесь, полетим!

Чтец:

ПТИЧКИ

Шел я лесом по тропинке,
Недалеко от реки.
Мне показывали спинки
Убегавшие жуки.

Ветки тонкие скрипели,
Гнулись медленно к земле,
И повсюду птицы пели:
Лю-лю-лю и ле-ле-ле!

Видел я – река струится.
Под ногой тепла земля.
И везде кричали птицы:
Лю-лю-лю и ля-ля-ля!

Рыбы в речке тихо плыли,
Тучи по небу ползли,
Птицы всюду говорили:
Ля-ля-ля и ли-ли-ли!

Ветры в поле пробегали,
Травы тихо шевеля.
Всюду птицы щебетали:
Ле и ли и лю и ля!

Я подумал: сколько птичек,
Сколько разных голосов!
Жаль, не знаю их привычек,
Жаль, не знаю птичьих слов.

Дай попробую я тоже,
Ле и ли и ля кричать:
Птички мне в ответ, быть может,
Станут хором отвечать.
Ле и ли и ля кричать:
Птички мне в ответ, быть может,
Станут хором отвечать.

Чтобы птички отвечали,
Крикну громко и легко…
Крикнул – Птички замолчали
И умчались далеко.

Ведущий 2: Оригинальная рифма со своеобразными звука – ритмическими перебивками организует игровую структуру стихотворения диалога:

Чтец:

Дядя Боря говорит,
Что
Оттого он так сердит,
Что
Кто-то на пол уронил
Банку, полную чернил,
И оставил на столе
Деревянный пистолет,
Жестяную дудочку
И складную удочку.
Может, это серый кот
Виноват?
Или это черный пес
Виноват?

Ведущий 1: Горьким парадоксом, даже абсурдом представляется финал блистательного поэта. Обстоятельства гибели Введенского до сих пор не прояснены, после ареста 27 сентября 1941 года его следы теряются. Архив сохранился чудом в блокадном Ленинграде благодаря его другу Друскину.

Чтец:

КОГДА Я ВЫРАСТУ БОЛЬШОЙ

Когда я вырасту большой, я снаряжу челнок.
Возьму с собой бутыль с водой
И сухарей мешок.
Потом от пристани веслом
Я ловко оттолкнусь,
Плыви челнок! Прощай, мой дом!
Не скоро я вернусь.
Сначала лес увижу я,
А там, за лесом тем,
Пойдут места, которых я
И не видал совсем.
Деревни, рощи, города,
Цветущие сады,
Взбегающие поезда
На крепкие мосты.
И люди станут мне кричать:
“Счастливый путь, моряк!”
И ночь мне будет освещать
Мигающий маяк.

Ведущий 2: ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВ (1908–1931 г). Юрий Дмитриевич Владимиров – самый молодой из обэриутов, ушел из жизни в 23 года, не дожив до репрессий.
Его жизнь и творчество пришлось на лучшие годы существования группы ОБЕРИУ.
Владимиров родился в Петербурге, происходил из рода Брюлловых.
Он прекрасно рисовал, многие прочили ему будущее живописца, но, с детства увлеченный литературой и сочинением стихов, автор и актер школьной “живой газеты”, он стал” вдохновенным мальчишкой” ( по определению Маршака) ленинградского поэтического Олимпа.
Начал публиковаться с 1928 года, к сожалению. Мало успел сделать.
Владимиров мастер веселой шутки, оригинального сюжета, с легкостью игравшего ритмом:

Чтец:

Трехмоторный самолет
Он моторами гудит,
Он качается на крыльях,
Он пропеллером блестит…
Ниже, ниже.
Мимо тучи,
Мимо дома
Самолет.
Замолчали три мотора.
Разбегается
Народ.

Ведущий 2: На том же сюжетном принципе построены знаменитые “Чудаки” – стихотворение, написанное по следам розыгрыша со стороны Хармса. А было это так. Перед поездкой Хармса в Москву Владимиров дал ему две пятерки с просьбой купить крючки, леску, книги. Вернувшийся Хармс отдал обратно деньги и сказал, что забыл, какая пятерка на что предназначалась. Владимиров рассмеялся и написал “Чудаков”

Чтец:

ЧУДАКИ

Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак
– На кушак,
Другой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак –
На кушак,
Который пятак –
На колпак,
А который пятак –
Так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините,
Но с нами беда:
Мы забыли –
Который – куда:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак –
Так.

Ведущий 1: К сожалению, мастер словесной игры. Фантазер, любивший и умевший придумывать забавнейшие истории в собственных стихах и для друзей, излюбленный объект розыгрышей, шуток и пари, Владимиров слишком рано ушел из жизни, оставив нам множество загадок.
В одних источниках утверждается. Что он умер от туберкулеза, в других – утонул во время купания, датой смерти называют 1930 и 1931 годы. Не найдена ни одна фотография Юрия Владимирова. Волею судьбы выбывший первым из рядов обериутов, он оставил после себя звонкие запоминающиеся стихи и сам остался в ярком словесном портрете Чуковской.

Ведущий 2: НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ (1903–1958 г.). Николай Алексеевич Заболоцкий русский поэт. Родился в Казани, в семье агронома.
Детство провел в селе Сернур. Здесь будущий поэт начал писать стихи – “ семилетним ребенком”.
– Я уже выбрал себе профессию, – говорил он.
В 1913 году Заболоцкий поступил в Уржумское реальное училище.
В 1920 году в Москве был зачислен на историко-филологический факультет первого Московского университета, но с 1921 года учился в педагогическом институте имени А.И.Герцена в Ленинграде, отделение языка и литературы общественно – экономического факультета которого закончил в 1925 году.
После службы в армии активно работал в детской литературе.
Был незаконно репрессирован, в 1945–1946 годах жил в Караганде, затем вернулся в Москву.
Поэзия Н.Заболоцкого – мир очаровательных тайн. Которые окружают его повсюду, и, прежде всего в природе.

Чтец:

Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега…..

Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят…

(1948 г)

Чтец:

СКАЗКА О КРИВОМ ЧЕЛОВЕЧКЕ

На маленьком стуле сидит старичок,
На нем деревянный надет колпачок.
Сидит он, качаясь и ночью и днем,
И туфли трясутся на нем.
Сидит он на стуле и машет рукой.
Бежит к старичку человечек кривой:
– Что с вами, мой милый! Откройте ваш глаз!
Зачем он завязан у вас?
Кривой человечек в ответ старичку:
– Глазок мой закрылся, и больно зрачку.
Я с черной грачихой подрался сейчас,
Она меня клюнула в глаз.
Тогда старичок призывает жука:
– Слетай-ка, жучок, на большие луга.
Поймай мне грачиху в пятнадцать минут–
Над нею устроим мы суд.
Сказала грачиха: – Но я не виновна,
Сама я, грачиха, обижена кровно:
Кривой человечек меня погубил,
Гнездо он мое разорил.
И пал на колени лгунишка негодный,
И стукнулся лобиком об пол холодный,
И долго он плакал, и долго молил,
Пока его суд не простил.
И вот человечек к грачихе идет,
И жмет ее лапу, и слово дает,
Что он никогда, никогда, никогда
Не тронет чужого гнезда.

Ведущий 1: Всех обэриутов объединяли игровой принцип организации поэтического мира, поиск парадоксов и алогизмов, подобных алогизмам Кэрролла. Хармс и Введенский считаются родоначальниками литературы абсурда. Для обэриутов характерна яркая зрелищность, идущая от русского балагана. В начале 30-х годов началась неофициальная борьба с поэзией игры и шутки. В 1931 году произошел первый арест Хармса и Введенского по ложному доносу. Уходит из жизни самый молодой обэриут – талантливейший Юрий Владимиров. Резко падают тиражи изданий. С середины 30-х годов их окончательно перестают печатать. Несмотря на то, что обэриуты прожили недолгую жизнь, они оставили после себя интересное литературное наследие. До сих пор дети с интересом читают их стихи.