Занятие Интернет-клуба "Письма сам я на почту ношу"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Общеобразовательные цели:

  • узнать основы электронной коммуникации;
  • освоить принципы функционирования электронных ящиков.

Воспитательные цели:

  • воспитание коммуникативных свойств личности;
  • воспитание толерантности;
  • воспитание сетевой этики.

Развивающие цели:

  • формирование познавательного интереса;
  • развитие навыков общения в сети.

Ход занятия:

Учитель: “Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы проводим очередное заседание нашего Интернет-клуба “Spiderman””.

1. Настройка на занятие

Упражнение “Я – хороший”.

2. Актуализация знаний

Звучит песня “Вологда” в исполнении ансамбля “Песняры”.

Учитель задает вопрос: “Ребята, любите ли вы получать письма?”

Ответ: “Да!” или “Нет!”.

Стук в дверь.

Учитель спрашивает: “Кто там?”

В дверях появляется почтальон Печкин и говорит: “Здравствуйте, это я – почтальон Печкин из Простоквашино, принес письмо для членов Интернет-клуба “Spiderman”. Так положено, если письмо пришло – его надо принести. Только я его вам не отдам – у вас документов нет!”

Учитель показывает почтальону Печкину документы – эмблему и девиз Интернет-клуба “Spiderman”.

Почтальон Печкин отдает письмо и спрашивает: “А чего это вы тут собрались?”.

Учитель: “Проходите, Игорь Иванович, присаживайтесь. Вы как нельзя кстати. Послушайте до чего техника дошла. Я полагаю, что скоро мы откажемся от ваших услуг. Но не буду забегать вперед”.

Учитель рассматривает конверт и спрашивает членов клуба: “Ребята, а как вы думаете, кто прислал нам письмо?...”

Учитель слушает предположения учеников.

Учитель: “Это письмо от Питера Паркера. Кто это такой?”

Ребята отвечают: “Человек-паук”.

Учитель: “Давайте заглянем в конверт”.

Учитель открывает письмо, достает карточки с терминами и обращается к ребятам: “Питер вложил в конверт какие–то слова. Помогите мне объяснить, что они означают”.

Вешает на доску термины: глобальная сеть, сервер, провайдер, клиент, Интернет, e-mail.

Ребята объясняют термины:

Глобальная сеть -это множество компьютеров, расположенных на большом расстоянии друг от друга и имеющих возможность связываться между собой при помощи сервера по каналам связи.

Сервер – это выделенный компьютер вместе со специальным программным обеспечением, предназначенный для управления сетью (т.е. тот компьютер, который хранит, сортирует и передает информацию по сети).

Провайдер – это организация, владелец сервера.

Клиентэто компьютер, вместе со специальным программным обеспечением, имеющий возможность подсоединяться к серверу (т.е. тот компьютер, который эту информацию использует, например, домашний компьютер).

Интернет – это всемирная компьютерная сеть, объединяющая более мелкие сети.

E-mail – это электронная почта.

Учитель: “E-mail – это электронная почта. Таким образом, Человек-паук подсказал нам тему очередного занятия Интернет-клуба. Тема нашего занятия: “Письма сам я на почту ношу или как работает электронная почта”. Презентация

3. Изучение нового материала

А.E-mail – это электронная почта.

Учитель: “Посмотрим небольшой видеофрагмент. Внимательно смотрите фильм, а мы потом поговорим о том, что вы увидели”.

Ребята смотрят фрагмент фильма.

После просмотра почтальон Печкин вскакивает и обращается с вопросом: “Я к вам по делу пришел – письмо принес, а вы решили заменить меня на какую-то электронную почту! Чем ваша электронная почта лучше обычной?”

Учитель обращается к ребятам: “Ребята давайте попробуем доказать Игорю Ивановичу преимущества электронной почты по сравнению с обычной”.

Предполагаемые варианты ответа учеников:

“Преимущества электронной почты заключаются в следующем:

– скорость передачи сообщения;

– удобство использования: электронное письмо можно послать в любое время дня и ночи прямо из дома или офиса;

– в электронное письмо можно вложить любой компьютерный файл (картинку, музыкальный фрагмент, видеозапись, игру, отсканированный документ, фотографию…);

– с помощью электронной почты можно получать общедоступную информацию по сети и следить за последними новостям по интересующей теме”.

Почтальон Печкин задумался, почесал голову и задает новый вопрос: “А если ваш компьютер выключен, что будет с письмом?”

Ответ: “Письмо хранится на сервере его провайдера, который не выключается целые сутки. Оно будет послано на компьютер вашего приятеля тогда, когда он установит связь со своими сервером”.

Почтальон Печкин, обращаясь к учителю: “Можно я еще у вас посижу?”

Учитель отвечает: “Оставайтесь Игорь Иванович и мы научим вас создавать свой бесплатный почтовый ящик”.

Почтальон Печкин усаживается поудобнее, а учитель продолжает занятие и задает вопрос ребятам: “Ребята скажите, куда почтальон кладет ваши письма?”

Ответ: “В почтовый ящик”.

Учитель: “Так и в электронной почте для каждого клиента на сервере есть свой почтовый “ящик” – область на жестком диске, которую выделил ему сервер.

Есть сервера, одной из услуг которых является выделение бесплатного почтового ящика.

Сегодня на занятии мы создадим почтовый ящик на сервере mail.ru и отправим свое первое пробное письмо”.

Б. Структура адреса

Учитель задает вопрос: “Ребята, что мы указываем на конверте, когда пишем обычное письмо?”

Ребята отвечают: “Мы указываем адрес получателя и отправителя”.

Учитель спрашивает: “А из чего состоит адрес?”

Ребята отвечают: “Страна, область, город, улица, дом, квартира”.

Учитель: “ Для работы электронной почты, как и для обычной, необходимы адреса. Электронные адреса устроены так же как и адреса на обычных письмах, но они гораздо короче.

Адрес электронной почты имеет две части: имя пользователя и доменное имя. Части адреса, называемые доменами, отделяются друг от друга точками. Имя пользователя – это обычно его подлинное имя или псевдоним.

От остальной части адреса оно отделяется символом @ (эт – коммерческое), который в России называют “собакой” и имеет значение “в…”.

В. Сообщение члена клуба о происхождении @.

Сейчас Председатель нашего клуба расскажет нам о том кто, где и когда изобрел “собаку”.

Рассказ ученика о происхождении @.

Учитель: “Доменное имя относится к компьютеру почтового сервера и указывает на его место расположения и на принадлежность организации.

Пример, galchonok@mail.ru

galchonok – имя пользователя почтового ящика,

@ – в,

mail – название почтового сервера, на котором расположен почтовый ящик,

ru – код России”.

Г.Составление адреса и пароля для почтового ящика.

Учитель: “Придумаем первую часть вашего электронного адреса. Вторую часть вам добавит почтовый сервер.

Запишите на листочках имя или псевдоним, который вы будете использовать.

Адрес электронной почты записывается цифрами и латинскими буквами и не должен содержать пробелов”.

Вопрос: “Ребята, как защитить от любопытных лежащее в почтовом ящике письмо?”

Ответ: “Почтовые ящики закрывают на ключ”.

Вопрос: “А как защитить электронный почтовый ящик от несанкционированного доступа?”

Ответ: “Создать пароль”.

Учитель: “Имя своему почтовому ящику мы уже придумали, а теперь придумаем пароль. Пароль должен содержать не менее 4, но не более 16 символов. Для написания пароля нельзя использовать кириллицу. Не выбирайте слишком простой пароль – его можно подобрать и воспользоваться вашим почтовым ящиком”.

4. Практическое занятие на компьютере “Получение бесплатного почтового ящика”

Учитель: “Ребята, вы будете работать по алгоритму, который лежит на компьютерном столике. Внимательно читайте план, а если что-то непонятно обращайтесь за помощью”.

Практическое задание

5. Релаксационное упражнение “Лимон”

6. Нетикет (сетевой этикет)

Учитель: “Теперь поговорим о хороших манерах. Пользователи Сети разработали неофициальный кодекс поведения, известный как сетевой этикет илиНетикет”.

Его необходимо соблюдать и в почтовой переписке.

  • Будьте кратки

Чем длиннее ваше сообщение, тем дороже читателям обойдется его прием и просмотр.

  • Следите за тоном

Добавить эмоциональности электронному письму помогут небольшие рисунки, называемые смайликами. Они составлены из клавишных символов, и если посмотреть на них сбоку, можно представить лицо.

Вот некоторые примеры наиболее распространенных смайликов:

:-) или :) –улыбаюсь;

:-( -печалюсь;

;-( – огорчение;

:)))) –смех;

3:о[ или :о[ – клоун;

:* – целую;

:-D –смеюсь;

:-Х – молчу;

:-О – потрясен;

О:-) – бескорыстен;

$-) – имею корысть.

  • Не надо кричать и скандалить

Не набирайте сообщения БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. В Сети это эквивалентно крику и расценивается как грубость.

  • Не допускайте спама

Спамом называют бессодержательные, навязчивые или просто грубые сообщения в адрес лица. К спаму относятся все виды непрошеной рекламы”.

Учитель раздает ребятам памятки “Сетевой этикет”.

7. Рефлексия

Учитель: “Изобразите свое настроение после занятия с помощью смайликов и приклейте их на доску”.

8. Итог занятия

Учитель: “Наше занятие подходит к концу. Подведем итоги. Что нового мы сегодня узнали? Чему научились?”

Ученики: “Сегодня мы узнали:

как устроены электронная почта и электронные адреса;
правила сетевого этикета;
создали электронный почтовый ящик;
отправили и получили пробное письмо”.

Почтальон Печкин встает и говорит: “До свидания, мне пора. Спасибо вам за объяснение. Я почему вредный был? Потому что электронной почты не было. А теперь я сразу добреть начну и компьютер заведу!”