Общеобразовательные цели:
- узнать основы электронной коммуникации;
- освоить принципы функционирования электронных ящиков.
Воспитательные цели:
- воспитание коммуникативных свойств личности;
- воспитание толерантности;
- воспитание сетевой этики.
Развивающие цели:
- формирование познавательного интереса;
- развитие навыков общения в сети.
Учитель: “Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы проводим очередное заседание нашего Интернет-клуба “Spiderman””.
1. Настройка на занятиеУпражнение “Я – хороший”.
2. Актуализация знанийЗвучит песня “Вологда” в исполнении ансамбля “Песняры”.
Учитель задает вопрос: “Ребята, любите ли вы получать письма?”
Ответ: “Да!” или “Нет!”.
Стук в дверь.
Учитель спрашивает: “Кто там?”
В дверях появляется почтальон Печкин и говорит: “Здравствуйте, это я – почтальон Печкин из Простоквашино, принес письмо для членов Интернет-клуба “Spiderman”. Так положено, если письмо пришло – его надо принести. Только я его вам не отдам – у вас документов нет!”
Учитель показывает почтальону Печкину документы – эмблему и девиз Интернет-клуба “Spiderman”.
Почтальон Печкин отдает письмо и спрашивает: “А чего это вы тут собрались?”.
Учитель: “Проходите, Игорь Иванович, присаживайтесь. Вы как нельзя кстати. Послушайте до чего техника дошла. Я полагаю, что скоро мы откажемся от ваших услуг. Но не буду забегать вперед”.
Учитель рассматривает конверт и спрашивает членов клуба: “Ребята, а как вы думаете, кто прислал нам письмо?...”
Учитель слушает предположения учеников.
Учитель: “Это письмо от Питера Паркера. Кто это такой?”
Ребята отвечают: “Человек-паук”.
Учитель: “Давайте заглянем в конверт”.
Учитель открывает письмо, достает карточки с терминами и обращается к ребятам: “Питер вложил в конверт какие–то слова. Помогите мне объяснить, что они означают”.
Вешает на доску термины: глобальная сеть, сервер, провайдер, клиент, Интернет, e-mail.
Ребята объясняют термины:
Глобальная сеть -это множество компьютеров, расположенных на большом расстоянии друг от друга и имеющих возможность связываться между собой при помощи сервера по каналам связи.
Сервер – это выделенный компьютер вместе со специальным программным обеспечением, предназначенный для управления сетью (т.е. тот компьютер, который хранит, сортирует и передает информацию по сети).
Провайдер – это организация, владелец сервера.
Клиент – это компьютер, вместе со специальным программным обеспечением, имеющий возможность подсоединяться к серверу (т.е. тот компьютер, который эту информацию использует, например, домашний компьютер).
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, объединяющая более мелкие сети.
E-mail – это электронная почта.
Учитель: “E-mail – это электронная почта. Таким образом, Человек-паук подсказал нам тему очередного занятия Интернет-клуба. Тема нашего занятия: “Письма сам я на почту ношу или как работает электронная почта”. Презентация
3. Изучение нового материалаА.E-mail – это электронная почта.
Учитель: “Посмотрим небольшой видеофрагмент. Внимательно смотрите фильм, а мы потом поговорим о том, что вы увидели”.
Ребята смотрят фрагмент фильма.
После просмотра почтальон Печкин вскакивает и обращается с вопросом: “Я к вам по делу пришел – письмо принес, а вы решили заменить меня на какую-то электронную почту! Чем ваша электронная почта лучше обычной?”
Учитель обращается к ребятам: “Ребята давайте попробуем доказать Игорю Ивановичу преимущества электронной почты по сравнению с обычной”.
Предполагаемые варианты ответа учеников:
“Преимущества электронной почты заключаются в следующем:
– скорость передачи сообщения;
– удобство использования: электронное письмо можно послать в любое время дня и ночи прямо из дома или офиса;
– в электронное письмо можно вложить любой компьютерный файл (картинку, музыкальный фрагмент, видеозапись, игру, отсканированный документ, фотографию…);
– с помощью электронной почты можно получать общедоступную информацию по сети и следить за последними новостям по интересующей теме”.
Почтальон Печкин задумался, почесал голову и задает новый вопрос: “А если ваш компьютер выключен, что будет с письмом?”
Ответ: “Письмо хранится на сервере его провайдера, который не выключается целые сутки. Оно будет послано на компьютер вашего приятеля тогда, когда он установит связь со своими сервером”.
Почтальон Печкин, обращаясь к учителю: “Можно я еще у вас посижу?”
Учитель отвечает: “Оставайтесь Игорь Иванович и мы научим вас создавать свой бесплатный почтовый ящик”.
Почтальон Печкин усаживается поудобнее, а учитель продолжает занятие и задает вопрос ребятам: “Ребята скажите, куда почтальон кладет ваши письма?”
Ответ: “В почтовый ящик”.
Учитель: “Так и в электронной почте для каждого клиента на сервере есть свой почтовый “ящик” – область на жестком диске, которую выделил ему сервер.
Есть сервера, одной из услуг которых является выделение бесплатного почтового ящика.
Сегодня на занятии мы создадим почтовый ящик на сервере mail.ru и отправим свое первое пробное письмо”.
Б. Структура адреса
Учитель задает вопрос: “Ребята, что мы указываем на конверте, когда пишем обычное письмо?”
Ребята отвечают: “Мы указываем адрес получателя и отправителя”.
Учитель спрашивает: “А из чего состоит адрес?”
Ребята отвечают: “Страна, область, город, улица, дом, квартира”.
Учитель: “ Для работы электронной почты, как и для обычной, необходимы адреса. Электронные адреса устроены так же как и адреса на обычных письмах, но они гораздо короче.
Адрес электронной почты имеет две части: имя пользователя и доменное имя. Части адреса, называемые доменами, отделяются друг от друга точками. Имя пользователя – это обычно его подлинное имя или псевдоним.
От остальной части адреса оно отделяется символом @ (эт – коммерческое), который в России называют “собакой” и имеет значение “в…”.
В. Сообщение члена клуба о происхождении @.
Сейчас Председатель нашего клуба расскажет нам о том кто, где и когда изобрел “собаку”.
Рассказ ученика о происхождении @.
Учитель: “Доменное имя относится к компьютеру почтового сервера и указывает на его место расположения и на принадлежность организации.
Пример, galchonok@mail.ru
galchonok – имя пользователя почтового ящика,
@ – в,
mail – название почтового сервера, на котором расположен почтовый ящик,
ru – код России”.
Г.Составление адреса и пароля для почтового ящика.
Учитель: “Придумаем первую часть вашего электронного адреса. Вторую часть вам добавит почтовый сервер.
Запишите на листочках имя или псевдоним, который вы будете использовать.
Адрес электронной почты записывается цифрами и латинскими буквами и не должен содержать пробелов”.
Вопрос: “Ребята, как защитить от любопытных лежащее в почтовом ящике письмо?”
Ответ: “Почтовые ящики закрывают на ключ”.
Вопрос: “А как защитить электронный почтовый ящик от несанкционированного доступа?”
Ответ: “Создать пароль”.
Учитель: “Имя своему почтовому ящику мы уже придумали, а теперь придумаем пароль. Пароль должен содержать не менее 4, но не более 16 символов. Для написания пароля нельзя использовать кириллицу. Не выбирайте слишком простой пароль – его можно подобрать и воспользоваться вашим почтовым ящиком”.
4. Практическое занятие на компьютере “Получение бесплатного почтового ящика”Учитель: “Ребята, вы будете работать по алгоритму, который лежит на компьютерном столике. Внимательно читайте план, а если что-то непонятно обращайтесь за помощью”.
5. Релаксационное упражнение “Лимон”6.
Нетикет (сетевой этикет)Учитель: “Теперь поговорим о хороших манерах. Пользователи Сети разработали неофициальный кодекс поведения, известный как сетевой этикет или “Нетикет”.
Его необходимо соблюдать и в почтовой переписке.
- Будьте кратки
Чем длиннее ваше сообщение, тем дороже читателям обойдется его прием и просмотр.
- Следите за тоном
Добавить эмоциональности электронному письму помогут небольшие рисунки, называемые смайликами. Они составлены из клавишных символов, и если посмотреть на них сбоку, можно представить лицо.
Вот некоторые примеры наиболее распространенных смайликов:
:-) или :) –улыбаюсь;
:-( -печалюсь;
;-( – огорчение;
:)))) –смех;
3:о[ или :о[ – клоун;
:* – целую;
:-D –смеюсь;
:-Х – молчу;
:-О – потрясен;
О:-) – бескорыстен;
$-) – имею корысть.
- Не надо кричать и скандалить
Не набирайте сообщения БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. В Сети это эквивалентно крику и расценивается как грубость.
- Не допускайте спама
Спамом называют бессодержательные, навязчивые или просто грубые сообщения в адрес лица. К спаму относятся все виды непрошеной рекламы”.
Учитель раздает ребятам памятки “Сетевой этикет”.
7. РефлексияУчитель: “Изобразите свое настроение после занятия с помощью смайликов и приклейте их на доску”.
8. Итог занятияУчитель: “Наше занятие подходит к концу. Подведем итоги. Что нового мы сегодня узнали? Чему научились?”
Ученики: “Сегодня мы узнали:
как устроены электронная почта и электронные
адреса;
правила сетевого этикета;
создали электронный почтовый ящик;
отправили и получили пробное письмо”.
Почтальон Печкин встает и говорит: “До свидания, мне пора. Спасибо вам за объяснение. Я почему вредный был? Потому что электронной почты не было. А теперь я сразу добреть начну и компьютер заведу!”