Цель: Через обряд “Встреча солнца” воспитывать любовь к родному народу, к обычаям и традициям.
Задачи:
- Обряд “Встреча солнца” рассмотреть как своеобразную систему миропонимания народа Саха;
- Создать атмосферу творчества, радость созидания;
- Закрепить знания по обряду “Встреча солнца” и очищения;
- С помощью заданий и вопросов развивать и расширить кругозор обучающихся.
Оформление места: В круговую висят салама (салама – веревка сплетенная из конских и коровьих волос, на котором завязывают лоскутки ткани); атрибутика ысыаха (ысыах -традиционный летний праздник у якутов), у входа висят дэйбиир (махалка из конских волос); планшеты посвященные к высшим божествам Айыы; выставка книг и рисунков детей. В зале звучит музыка хомуса (хомус – народный музыкальный инструмент).
Приготовлены вырезанные кружочки (желтый, зеленый, синий).
Педагог: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствуем Вас и приглашаем принять участие в процессе очищения.
Обряд очищения: девушка в якутском костюме встречает гостей, обмахивая дэйбиир (махалка из конских волос). Каждый пройдя через обряд очищения: наклонив голову и говоря “Неруен - нергуй” (приветственное слово), заходят в сакральное место (место где проводится обряд “Встреча солнца”), в это время музыка хомуса утихает).
(Обряд очищения проводится для того чтобы все наши неудачи, плохое настроение, болезни оставались позади.)
Педагог: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодняшнее занятие мы начали с обряда очищения, с этой минуты мы как никогда взаимосвязаны с лучами восходящего солнца. Тема занятия так и называется “В лучах восходящего солнца”.
Обряд “Встреча солнца”. Участники обряда под танец “Битии” подняв вверх руки, становясь как стая птиц, просят у лучезарного солнца, у верховных божеств Айыы – силы-мощи, счастья и удачи на весь год.
Алгысчыт (благословитель) с песней встречает солнце, за ним повторяют другие:
Вот и вышло солнце белое,
И наступила счастье!
В конце участники становятся в полукруг, взявшись за руки, начинают танец “Осуохай” (Осуохай - якутский национальный хороводный танец), поется только начало.
Педагог: Набравшись энергию солнца, наши предки, на радость поднимали чороны с кумысом, давайте и мы ребята, исполним это (Чорон – сосуд, кумыс – напиток из кобыльего молока). Звучит музыка танца “Чорон”, участники танцуют первую часть танца с чоронами).
(После танца).
Педагог: Благодарствую! (участники садятся по местам).
Педагог: - Ребята, что вы почувствовали, представили когда выполняли обряд “Встречи солнца”.
Дети:
- Я представила, что я на ысыахе, встречаю солнце;
- Вокруг меня пели птицы и представила себя как будто стаю высоко на горе и смотрю как восходит солнце.
Я решила летом участвовать в обряде “Встреча солнце” и решила что попросить.
Педагог: Очень хорошо! А, вы слышали когда-нибудь о том, что при восходе солнца еще загадывают желание, у многих моих знакомых желания исполнились, тогда, когда участвовали в обряде “Встречи солнца”.
Дети:
Да, я как-то в прошлом году когда были на ысыахе, наша тетя нам сказала: “Когда начнется обряд “Встречи солнца” обязательно загадывайте желания”, тогда я очень удивилась, думала “да, ну”.
Педагог: Только после исполнения желания можно будет говорить, о чем загадали. Вы согласны, ребята?
Дети: отвечают.
Педагог: Раз уж загадали желание, попросили здоровье, счастье. Давайте теперь будем говорить о солнце. А первый вам мой вопрос: Что дает солнце людям Серединного мира?
Дети: Солнце дает тепло, счастье, добро, энергию, радость на весь год, и т.д.
Педагог: Спасибо вам за красивый ответ! У меня сегодня хорошее настроения, хочется больше знать, давать, чтобы наше занятия прошло успешно, что еще можно сказать о солнечном дне. Речь идет о солнечном дне.
Дети приводят примеры.
Педагог: Так вот у нас (пишет педагог)
сверкают глаза + улыбка на лицах = хорошее настроение = становимся добрыми, красивыми, веселыми= мы здоровые= мы счастливые!
Смотрите ребята, какую же цепочку мы с вами составили, вот оказывается дает нам один солнечный день.
Давайте сейчас, будем немножко говорить об истории. Наш богатый якутский фольклор, дает нам такие сведения: Солнце освещает лучом света на радость людям Серединного мира. Солнце как знак, а корни этого знака уходят в глубокую древность. Наши далекие предки – тюрки являются прародителями основы всех религий. Изображение солнце как символ, возник в далеком прошлом, потому и известен всем тюркским этносам, как символ вечного движения, как древний священный знак. Вот почему о солнце воспевают в олонхо (олонхо - венец устного поэтического творчества якутского народа), в песнях и танцах. Давайте ребята, где еще мы видели этот знак?
Дети: Изображен в одежде, украшениях, в орудиях труда, на утвари и т. д.
Педагог: Таким образом, сделаем вывод, солнце для нашего народа есть живой символ счастья, символ мира и добра, и для того чтобы процветал наш народ, нам надо творить только Доброе, Вечное, Светлое под живительными лучами солнце. Согласны ребята?
Дети: Да!
Педагог: Теперь предлагаю игру, согласны?
Дети: Согласны.
Педагог: Сперва, разделимся на 3 команды.
1 команда – желтые,
2 команда – зеленые,
3 команда – синие.
Правила игры: за каждый правильный ответ педагог прикрепляет кружочки на стенде.
1 этап игры называется “Встреча солнце”
1 вопрос: В какой сезон года проводится обряд “Встречи солнца”?
Дети: летом, в июне месяце, в начале ысыаха.
Педагог: 2 вопрос. Расскажите последовательность проведения обряда?
Дети:
- у каждого обряда есть свои правила:
- сакрализация места; очищения; Алгысчыт, встреча солнце; осуохай (якутский национальный хороводный танец); празднование.
Педагог: 3 вопрос звучит так: А кто участвует в обряде?
Дети: Все.
Педагог: 2 этап нашей игры называется “Наши традиции”.
1 вопрос. Слово, которое используют для очищения человека и домашнего очага как называется?
Дети: Алыас (отгоняет злых духов).
Педагог: 3 вопрос. Назовите, какие у нас традиции, перечисляйте.
Дети: Семейные традиции, игровые, трудовые и т.д.
Педагог: 3 этап игры. Будем говорить о Вере. У нас, у якутов есть такая поговорка “Саха – дитя природы” почему так считали наши предки и в чем суть данной поговорки, и для того, чтобы прийти к единому мнению мы должны обращаться к нашим светлым божествам Айыы.
Назовите по последовательности возрастания 9-и ярусных светлых божеств Айыы?
Дети: АйыыЬыт, Иэйиэхсит, ДьеЬегей, Хотой Айыы, Улуу Суорун,Аан ДьааЬын, Дьыл5а (Тацха, Билгэ), Одун ( Чыцыс Хан), Уруц Айыы.
Педагог: Подведем итоги игры. Давайте все вместе посчитаем, у какой команды больше кружочков?
_______команда набрала___очков и награждается Почетным знаком – Сэргэ.
_______команда набрала___очков и награждается Памятным знаком – Чорон.
_______команда набрала___очков и награждается Символом Солнца.
(“Сэргэ”- коновязь, “Чорон” – сосуд для кумыса).
У нас нет проигравших в этой игре, выигрываем ВСЕ! Вот и мы с Вами подвели итоги игры. Всех поздравляю с Победой, и посмотрим сюда
(указывает на стенд) народные обряды есть традиции, и мы чтим традиции, веруем, надеемся на процветание духовной культуры родного народа.
(Обряд --- традиции--- верования).
Потому что, те знания, которые мы сейчас получаем, направлена на сохранения культуры якутского народа.
Спасибо за интересную работу, за то, что вы пришли, поучаствовали.
Да сбудется Алгыс - благопожелание наших предков:
В доме вашем, да поселится счастье,
Да сбудутся все ваши желания и мечты!
(Алгыс баЬа сыаланнын!
Дом!)