Урок русского языка.
2 класс
Тема: Части речи. Обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания о частях речи.
Задачи:
- закреплять умения отличать одну часть речи от другой;
- познакомиться с новым словарным словом.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно
Слова, слова, слова …
1) Используя стихотворение и материал, который изучали на предыдущих уроках, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
2) Ориентируйтесь на тему урока и опорные слова, сформулируйте его цель:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1, СЛАЙД 1
Цели нашего урока – повторить всё, что мы знаем о частях речи;
- учиться отличать одну часть речи от другой;
- правильно использовать слова в устной и письменной речи;
- познакомиться с новым словарным словом.
3) Я предлагаю вам такой план урока: (этапы написаны на карточках, вывешиваются на доску)
Мы проведём исследование словарного слова. Сформулируем общее правило. Выполним задания в тетради, чтобы закрепить наши знания. Подведём итог работы.
II. Познавательный этап.
1) Словарная работа.
- Кто хочет прикоснуться к науке?
- Кто хочет быть исследователем?
Тема нашего исследования – слово. А вот какое слово мы будем исследовать, вы узнаете сами.
Прочитайте и определите, как образовано слово ягода. Таким же образом составьте слово в нижнем ряду.
ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 2
Рассмотрим это слово с разных сторон.
ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 3
a) Что изучает лексика? (значение слова, многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы и т.д.)
- Что обозначает слово ученик? (ответы детей)
- А теперь обратимся к словарю. (зачитывает ученик)
В словаре С.И.Ожегова:
1. Тот, кто учится в школе или профессиональном училище.
2. Тот, кто учится чему-нибудь у кого-нибудь.
3. Последователь чьего-то учения.
- Назовите близкие по значению слова.
b) Что изучает орфография? (какие орфограммы есть в слове)
- Произнесите слово ученик, определите в слове орфограммы.
- Где опасное место в слове?
- Как узнать правильность написания слова? (найти слово в словаре)
- Найдите. Запишите по системе СУО: С – количество слогов, У – ударение, О – орфограммы
- Проговорите это слово громко, чтобы слышали все;
- шёпотом, для себя;
- “в уме”, представляя себе образ слова, написанного на доске, на песке, на снегу.
- Запишите, диктуя себе.
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
c) Что будем рассматривать с позиции словообразования? (из каких частей образовалось слово)
- Какие части слова вы знаете?
- Разберите слово ученик по составу.
Словообразование рассматривает и группу родственных слов.
- Подберите однокоренные слова к слову ученик и запишите. (учить, ученический и т.д.)
- Выделите корень.
c) Что исследует морфология? (какой частью речи является слово)
- Какой частью речи является слово ученик? Докажите.
- Дайте характеристику слову ученик. (мужского рода, в единственном числе)
Итог. Что же вы узнали о слове ученик?
Вот такое интересное исследование мы провели.
Карточка “словарная работа” переворачивается, на ней написано:
ФИЗМИНУТКА.
2) Правило.
У вас на партах листки, на которых написано предложение с пропущенным словом.
Надо вставить слово в каждое предложение.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Проверка задания.
1 ряд.
- Какое слово вставили?
- Другие слова можно было вставить? (дети, люди, школьники, ученики)
- Почему?
- Чем похожи все эти слова?
- Как называется эта часть речи? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
На доске схема:
2 ряд.
- Какое слово вставили?
- Другие слова можно было вставить? (красивые, весёлые, счастливые)
- Что общего в этих словах?
- Как называется эта часть речи? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
На доске схема:
3 ряд.
- Какое слово вставили?
- Другие слова можно было вставить? (идут, бегут, шагают)
- Что общего в этих словах?
- Как называется эта часть речи? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
На доске схема:
- Начертите схемы предложений.
- Сколько схем получилось? (одна)
- Почему?
- Из каких слов состоят предложения?
- Что можно сказать о словах русского языка?
Учащиеся делают вывод о том, что наша речь состоит из слов и все слова являются какой-либо частью речи.
- Сформулируйте правило, как определить часть речи.
Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
Карточка “правило” переворачивается, на ней написано:
Письменная работа. ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 4
1 задание. |
|
Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте и выполните задание. |
|
(Необходимо записать предложения в порядке, соответствующем таблице, т.е. первое предложение должно состоять из двух существительных, одного глагола, одного предлога, второе - из одного существительного, одного прилагательного, одного предлога, третье – из двух существительных, одного прилагательного и одного предлога).
Проверка задания.
- Прочитайте предложения в нужном порядке.
- Что получилось? (Текст)
- Озаглавьте.
2 задание. ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 5
Небо – птица, река - ? Повысил – понизил, отнял – ?
Весёлый – радостный, храбрый - ?
- Напишите в каждом ряду вместо точек четвертое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому. (рыба, отдал, смелый)
- Укажите, какой частью речи являются слова каждого ряда.
Карточка “письменная работа” переворачивается, на ней написано:
III. Рефлексивный этап.
1. - Подведём итог.
- Чтобы узнать, чему вы научились, заполним тест.
ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙД 6
1. Имя существительное отвечает на
вопросы __________ и обозначает _______. 2. ________________ отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. 3. Глагол отвечает на вопросы что делал? что делает? что сделает? и обозначает _______________. |
Взаимопроверка.
- Расскажите соседу, как вы ответили на вопросы теста.
Фронтальная проверка ПРИЛОЖЕНИЕ1, СЛАЙДЫ 7,8,9
2. Последний пункт плана выполнен.
Карточка “итог” переворачивается, на ней написано:
Вы хорошо поработали, и у вас всё получилось!