Начало новой жизни первоклассников начинается со знакомства со школой, с классом и с первой учительницей. Для ребенка становится новое все: и ребята, и обстановка и правила. Естественно, нельзя требовать послушания от новоявленного школьника привыкшего к домашним условиям, к нянечкам, и где малейшее желание ребенка исполнялось почти мгновенно, что нельзя почти все, что до этого было можно, что существует слово надо. Трудно усидеть на месте, особенно гиперактивным детям. Их нужно заинтересовать, сделав предмет увлекательным и интересным. Для этого, у каждого педагога есть своя методика, свои приемы и способы. Но все сводится к одному – что частая смена элементов работы на уроке, это один из способов концентрации внимания ребенка на изучаемом предмете.
Как достичь того, что ученик проявил свою заинтересованность и стал с вниманием слушать и выполнять задания педагога? В первую очередь, необходимо задать интересную и сложную на вид задачу (не обязательно математическую), можно логического типа, и дать попробовать решить им самим. По природе, детям интересно все то, где они находят элементы загадки. Их мозг развивается, и потребностью ребенка становится преодоление препятствий, особенно если это было преподнесено в игровой форме.
Один из таких способов мотивации детей на уроке мы использовали в первом классе. Ребятам предлагалась своеобразная “умственная разминка” вмещающая в себя элементы проверки знаний, умений и навыков полученных на предыдущих уроках.. Разумеется, для внедрения этого способа, дети должны пройти период подготовки, чтобы привыкнуть к заданиям, понять их необходимость и полюбить (в классе, где проводились подобные задания, ребятишки самостоятельно, без наших просьб, в дальнейшем придумывали задания и оформляли их с помощью карандаша и линейки графически). К концу года использование этого способа и переросло в систему проверки-игры первоклассников.
Система, мотивирующая первоклассников на закрепление знаний, развитие в них внимательности, логического мышления и быстроты выполнения заданий, получила название “Пятиминутка”. В самом начале применения “Пятиминуток”, они, в действительности, занимали от 7 до 10 минут, потом, по мере втягивания класса в эту систему, время проведения сократилось до 5-7 минут, а потом и от 2-3 до 5 минут.
В самом начале обучения первоклассникам предлагались для выполнения различные работы на формате А4 с использованием цветных карандашей. Например, вперемешку собранные множества нужно было разобрать по цвету, раскрасить и подсчитать (ракушки 5, цветочки 6, кубики 7) или раскрасить и подсчитать мячики в комнате (9 шт), найти для мышки дорожку к сыру и другие похожие задания. Пройдя действия сложения и вычитания, детям предлагались работы на половинке формата А4, где нужно было использовать знания, полученные на уроке. Половинка листа – это удобный и экономичный формат, а главное, он по своему внешнему виду говорит детям:” Ой, какая маленькая работа! Я так легко и быстро выполняюсь! Ух!” На черно-белых карточках, также можно использовать карандаши и превращать листочки в яркие и красочные работы. Еще одно из главных преимуществ этих работ – первые работы можно проверять моментально, неправильные задания возвращать для доделывания и исправления, давая шанс для тех, кто не успел или еще пишет или решает.
Впоследствии, к математике добавлялись задания на составление из слогов слова, на потерянные буквы, на забытые слова, но никогда в одной карточке мы не смешивали задания по предметам. Математика – значит в карточке только задания по математике, чтение – только по чтению (состав слов), русский язык – задания по письму. И один день – одна карточка.
Заданий в карточках по русскому языку не больше 2-х, но по разным темам. Например:
- Подчеркнуть все гласные буквы.
- Разделить слова на слоги.
Многие карточки имели между собой логическую последовательность с логическими заданиями, где одно задание, предлагаемое в один день, находило свое отражение в карточке, предлагаемой на следующий день. Например в карточке №1 содержалось задание: “Подчеркнуть предметы мебели: стул, стол, полка, стакан, диван”. В карточке №2: “Подчеркнуть лишнее слово: стул, стол, полка, стакан, диван”. В карточках можно было рисовать на оборотной стороне листа, раскрашивать рисунки. Карточки очень ценились, и при детях аккуратно и бережно сортировались и складывались по файлам и вывешивались на классный стенд. Дети , видя свой результат на почетном и видном месте приучались работать в карточках чисто, без помарок, и когда им стали предлагать более серьезную работу, они уже не испытывали страха: “Ох, ошибусь!”, и не задавали вопросы: “как написать, каким карандашом подчеркнуть”. Дети, используя ежедневно карточно-проверочный материал, уже не испытывали страха перед другими заданиями, ведь оно очень напоминало уже давно пройденный закрепленный старый материал. Если все же были допущены однотипные ошибки, то задание разбиралось на классной доске.
Все результаты оценивались и фиксировались в специальном журнале, где были указаны темы и результаты каждого ученика. Таким образом, составлялись диаграммы роста и развития школьников. Это помогало обнаружить пробелы в знаниях и найти соответствующий подход для их ликвидации.