ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы:
– курс "Занимательная физика" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;
– структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, Интернета и т. д. Отработать основные понятия из разделов: механика, теплота, электричество, магнетизм, оптика с учетом возрастных особенностей учащихся;
– Широкое использование на уроках проблемного обучения через опыты, лабораторные работы, наблюдения, исследования.
Задачи программы:
– предварительное знакомство с языком и методами новой науки – физики;
– развитие мышления учащихся;
– создание условий для развития устойчивого интереса к изучению физики;
– создание условий для приобретения учащимися практических навыков.
Курс рассчитан на:
5 класс – 34 часа,
6 класс – 34 часа,
Основное содержание курса:
5 КЛАСС
- Введение (3 ч)
- В мире движущихся тел (12 ч)
- В мире звуков (6 ч)
- В мире стихий (6 ч) Основные понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила, плавание тел, твердость, хрупкость, пластичность, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды.
В данной теме рассматриваются следующие понятия: физика, научные методы, физическое тело, физическое явление, цена деления физического прибора. Учащиеся должны научиться измерять объем неправильного тела при помощи мензурки.
Основные понятия данной темы: механика, механическое движение, силы, инерция, реактивное движение, колебания и волны, механическая энергия.Учащиеся должны уметь: пользоваться ватерпасом, отвесом, динамометром.
Основные понятия данной темы: звук и его характеристики, источник звука, тень, изображение, оптические иллюзии. Учащиеся должны уметь: объяснять образование звука и эхо, изготавливать источники звука, объяснять голосообразование.
6 КЛАСС
- Ведение (3 ч)
- В мире теплоты (9 ч)
- В мире электричества (7 ч)
- В мире магнетизма (4 ч)
- В мире света (9 ч). Учащиеся должны знать следующие понятия: свет, источники света, тень, рассеивающие и собирающие линзы, законы распространения света на качественном уровне. Учащиеся должны уметь объяснять особенности зрения человека, получать изображения с помощью линз, различать собирающие и рассеивающие линзы.
Основная цель повторение материала изученного в 5 классе
Учащиеся должны знать и объяснять основные положения теории строения вещества и используя их объяснять состояния вещества, знать понятия плавление, испарение, работа пара. Уметь измерять температуру тела.
Учащиеся должны знать следующие понятия: заряд, электризация, электрический ток, действия электрического тока. Учащиеся должны уметь собирать простейшие электрические цепи.
Учащиеся должны уметь объяснять простейшие магнитные явления и пользоваться компасом.
Программой не предусмотрено изучение формул и обучение навыкам решения расчетных задач.
Методический комплекс:
– имеется тематическое планирование и дидактический материал, включающий самостоятельные и контрольные работы, физические диктанты (в форме кроссвордов), тесты. Контроль осуществляется при помощи компьютера.
– разработаны печатные тетради для учащихся, с кратким содержанием теоретического материала, заданиями, описанием практических работ и подробными инструкциями по выполнению домашнего задания.
– разработана компьютерная программа с подробным описанием каждого этапа урока, продуманным контролем знаний, что позволяет каждому учащемуся работать в собственном темпе. Кроме того, в данной программе есть разделы “Портретная галерея”, “Это интересно”, что позволяет расширять кругозор учащихся, мотивировать изучение предмета, повышать интерес к нему.
Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания
– проблемное и проектное обучение – основные методы ведения уроков, т.к. курс 5-6 классов насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;
– при подготовке к урокам необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие, что и реализовано в компьютерной программе данного курса.
– из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение...
Особенности изложения учебного материала:
– не предполагается заучивание строгих определений, хотя знакомство с ними происходит регулярно, что приводит к постепенному запоминанию;
– не предполагается заучивания формул и решения количественных задач;
– предполагается самостоятельная работа учащихся с компьютерной программой, как форма обучения. В этом случае учитель выступает в роли консультанта, а ученик работает в собственном темпе, что повышает психологическую комфортность урока.
Критерии оценки деятельности учащихся:
В 5-м классе учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость, звук, строение вещества, основные положения теории строения вещества.
В 5-м классе учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, ватерпасом, отвесом, динамометром, измерять температуру, объяснять диффузию, расширение тел при нагревании.
В 6-м классе учащиеся должны знать: понятия – электризация, заряд, магнит, электрический ток, свет и законы его распространения на качественном уровне.
В 6-м классе учащиеся должны уметь: собирать элементарную электрическую цепь, пользоваться компасом, объяснять появление тени, отражение в зеркале, получать изображение при помощи линзы.
В работе по данному курсу следует обратить особое внимание на формирование общеучебных критериев деятельности учащихся:
1. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией, по инструкции с прибором.
2. Обучение элементам исследовательской деятельности, наблюдение, умение делать выводы, оформлять отчет о проделанной работе.
Литература
- Я познаю мир. Физика: энцикл. / авт.-сост. Ал. А. Леонтович; – М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
- Рабиза Ф. В. Простые опыты: Забавная физика для детей. – М.: Детская литература, 2000 г.
- Гальперштейн Л. Забавная физика: Научно-популярная книга. – М.: Детская литература, 1993 г.
- Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002 г.