"Главные члены предложения". (Автор учебника Л.М. Зеленина. С применением методики преподавания "Школа-2100". Традиционная система). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

1. Создание положительного самоопределения к деятельности на уроке.

2. Воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для “открытия” нового понятия.

3. Постановка учебной проблемы перед детьми.

4. Открытие нового понятия.

5. Фиксирование нового понятия.

Ход урока

I. Орг. момент.

Добрые пожелания (пожелайте друг другу доброго здоровья, хорошего настроения, яркого солнышка. ) Пожелали?

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

II. Чистописание.

Работаем над формой строчной буквы эль и её соединениями:

гл. чл. дл; и прописываем слова 1 ряд - главные, 2 ряд - члены, 3 ряд - предложения. (всё чистописание прописано в тетради и вслух учителем слова по чистописанию не произносятся).

III. Актуализация знаний.

Словарная работа (учитель читает загадки, дети их отгадывают и подбирают к ним однокоренные глаголы, обозначают части речи, выделяют корень и доказывают, что глаголы однокоренные и что это слово является именно существительным, глаголом, а не прилагательным или другой частью речи).

Он вошёл никто не видел,
Он вошёл никто не слышал,
Он сказал, никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Сущ. ,- гл. , (мороз - морозить)

Я землю копала,
Ничуть не устала,
А кто мной копал
Тот и устал.
Сущ. ,- гл. , (лопата-лопатить)

Раньше всех иду я в школу,
Поливаю там цветы.
Я сегодня занят делом,
А вот завтра будешь ты.
Сущ. , - гл. , (дежурный - дежурить)

Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: кар-кар-кар-кар.
Сущ. ,- гл. , (ворона-воронить)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
Сущ. ,- гл. , (петух-петушиться)

Ох, нелёгкая это …
Из болота тащить бегемота.
Сущ. ,- гл. , (работа-работать)

ФИЗМИНУТКА.

IV. Постановка учебной проблемы.

На доске запись: Весёлые снежинки танцевали в воздухе.

1. ПРОЧИТАЙТЕ!

2. Что это такое? (Предложение)

3. Докажите!

4. Какое оно по цели высказывания, по интонации?

5. Сколько слов в предложении?

6. Есть ли среди них главные?

Дети выдвигают гипотезы. (Учитель, над каждым названным учеником словом, ставит крестик).

V. Открытие нового знания.

Работа в группах.

Задание 1 группе:

а) прочитайте предложение без первого слова
в) имеет ли предложение смысл

Задание 2 группе:

а) прочитайте предложение без второго слова
в) имеет ли предложение смысл

Задание третьей группе:

а) прочитайте предложение без третьего слова
в) имеет ли предложение смысл

Задание четвёртой группе:

а) прочитайте предложение без четвёртого слова
в) имеет ли предложение смысл

(Поработав в группах, дети приходят к такому выводу, что без второго и третьего слова предложение не имеет смысла). Идёт презентация своих выводов перед классом.

Ребята, может, кто догадался, как называется тема нашего урока?

(Версии ребят: главные слова, предложение, члены и т. д. )

Учитель услышав, какое-нибудь слово из темы урока постепенно открывает название темы урока: “ Главные члены предложения”.

Ребята, каких два главных слова мы нашли в предложении?

Ответ: (Снежинки и танцевали)

Какой частью речи выражено слово снежинки?

Ответ: (существительным)

На какие вопросы оно отвечает?

Ответ: (кто? что?)

Ребята, это слово в грамматике называется подлежащим, и подчёркивать его при разборе предложения надо одной чертой.

На какие вопросы отвечают глаголы

Ответ: (что делает? что делают? и. т. д.)

А какой частью речи выражено слово танцевали?

Ответ: (глаголом)

А это слово в грамматике называется сказуемым, и подчёркивать его при разборе предложения надо двумя чертами.

Ребята, а как мы до сегодняшнего дня называли эти два слова?

Ответ: (грамматическая основа предложения)

Какой же вывод можно сделать? (главные члены предложения и грамматическая основа предложения это одно и тоже!)

Во время беседы с детьми учитель постепенно открывает на доске запись и появляется такая схема:

VI. Первичное закрепление.

Упр. № 6 стр. , 98. (В ходе работы у доски появляется алгоритм работы по теме)

Пришла весна.

1. Найди о ком? или о чём? говорится в предложении.

2. Подчеркни одной чертой.

3. Обозначь часть речи.

4. Найди, что говорится о предмете.

5. Подчеркни двумя чертами.

6. Обозначь часть речи.

7. Прочитай грамматическую основу предложения.

Заяц меняет зимнюю шубку.

Аналогичная работа с данным предложением, но уже по составленному алгоритму.

VII. Тест. (Программа КРАБ) С/работа.

Тест2. tst

VIII. Итог. Рефлексия.

Что запомнилось на уроке? Как себя чувствовали на уроке? Комфортно ли было вам на уроке?

В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне,
Даже во фразе -
Ты только вдумайся,
Только всмотрись -
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой -
Ты только вдумайся,
Только всмотрись -
Откроется самая главная мысль.