Сценарий литературно-музыкальной композиции "Как могут эти дни забыться?!" (в рамках фестиваля "Салют, район! Салют, Победа!")

Разделы: Внеклассная работа


Звучит “Случайный вальс” (Л. Утёсов).

Белицкая Оксана (5а класс):

В парке на площадке танцевали
Бабушки и дедушки степенные.
На груди созвездие медалей,
Музыка звучала довоенная.
Танцевали, сединой покрытые,
Медсестрёнки бывшие и взводные.
Молодёжь толпилась любопытная:
Музыка звучала старомодная.

Как вам объяснить, вчера рождённые,
Что они пришли непобеждённые,
Чтоб дотанцевать, войною прерванный,
Танец этот свой из сорок первого.

(В. Яганов “Танец из сорок первого”)

ВЕДУЩИЙ 1 (учитель литературы Черныш Ю. Г.): Война… Всё дальше уходят от нас суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданием миллионов людей. 60 лет Победы над врагами празднуем мы в этом году. Тем, кто не смог дотанцевать свой вальс в далёком 41-ом, тем, кто воевал, защищая Родину, и приближал победу в тылу, посвящается наша литературно-музыкальная композиция по стихам амурских поэтов “Как могут эти дни забыться…”. (Включается фонограмма песни “Священная война” (1 куплет), затем в записи – гудок паровоза и 1 куплет песни “Огонёк”. Стихи читаются на фоне музыки).

Маркин Дмитрий (5б класс):

Ночи июня! Нету светлее, чем вы, и короче.
Как вы похожи на жизни солдатские, белые ночи!
Как вы похожи на губы любимых перед восходом, –
Тёплые губы любимых в садах сорок первого года.
…Вспыхнуло с запада двадцать внезапное, двадцать второе.
Пусть вам над Бугом земля будет пухом, – спите, герои!
Мамам со стен улыбаются ваши ясные лица.
Многим из тех, кто вкусил вашей “каши”, – ох, не спится.
Снам довоенным в старых квартирах некому сниться
Всё потому, что где-то в четыре – чу! – половица!
…Вдовьи сердца, ещё веря, колотятся часто-часто:
Парни убитые в двери забытые вновь стучатся!..

(Геннадий Хорошавцев “Июньские ночи”).

ВЕДУЩИЙ 2 (учитель истории Велиджанян М. Б.): Война!.. Она неожиданно ворвалась в жизнь людей 22 июня 1941-ого, круто отделив всё вчерашнее от суровой действительности нового дня – первого из долгих и тяжёлых 1418 дней начавшейся войны, которую народ назвал Великой Отечественной. (Включается фонограмма песни “Баллада о солдате”).

Более 100 тысяч человек, или почти половина взрослого мужского населения Амурской области, встали в боевой строй защитников Родины. В армию ушли 53% состава областной партийной организации, почти 30 тысяч комсомольцев, в том числе 3300 девушек. Из числа амурцев было сформировано несколько дальневосточных дивизий, которые сражались с фашистскими полчищами.

Ведущий 1: Пётр Степанович Комаров, уже известный в то время дальневосточный поэт, провёдший детство в зазейских местах (недалеко от города Свободного), когда началась война, был на лечении в санатории (он был болен туберкулёзом). Известие о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз ошеломило его… Он срочно вернулся в Хабаровск, где работал в редакции журнала “На рубеже”, не закончив лечение. Поступить по-иному Комаров не мог. Он ведь тоже хотел попасть в действующую армию, считал, что может быть полезным в редакции фронтовой газеты. Но получил отказ: “Кому-то надо работать в тылу”. Он нужен был здесь.

В стихотворении “Родина”, написанном в 1941 году, П. Комаров нарисовал образ народа, вставшего на защиту своей страны:

Мирошниченко Людмила (6 класс):

Длинными солдатскими ремнями
Пролегла на запад колея.
Воином предстала перед нами
Родина любимая моя.
Вся перепоясанная строго
Поясами фронтовых дорог,
Чужеземца встретив у порога,
Мстительницей встала поперёк.
В силу неизмеренную веря,
Крепостями наши города
Поднялись на панцирного зверя,
Как не поднималась никогда.
Кровью нашей политое поле,
Нашей окроплённое слезой,
Русское, знакомое до боли,
Не запашет выходец чужой.
Он у нас оставит на погосте
В северном берёзовом краю
Прахом истлевающие кости.
Голову разбойную свою.

(П. Комаров “Родина”. 1941).

ВЕДУЩИЙ 1: Да, многие фашисты сложили свои головы на русской земле, но там, где они прошли, они оставляли за собой разрушенные и сожжённые города и сёла, смерть. Послушайте, с какой горечью говорит об этом П. Комаров в стихотворении “На пепелище”:

Кулакова Альбина (6 класс):

Он идёт по улице пустой.
Пахнет гарью улица густой.
Только и осталось от села –
Серый пепел, уголь да зола.
Вьётся над развалинами чад.
Стены обгорелые торчат.
Кирпичи разрушенных печей –
Чёрный след немецких палачей.
Детский труп валяется в пыли.
Травы возле дома полегли.
Где недавно был его очаг –
Чей-то кот мяучит, одичав…
Вышел человек за огород
И гранату за пояс берёт,
К лесу пробирается, и там
Он идёт за зверем по пятам.

(П. Комаров “На пепелище”).

ВЕДУЩИЙ 1: Война входила в каждый дом. Тема нерушимой связи воинов и тружеников тыла объединила многие произведения Петра Комарова: “Рядом с тобой”, “Тебе, Москва!”, “Мы с тобой, Ленинград” и другие.

Гурулёва Маргарита (6 класс):

Москва! В суровый этот час
Ты не одна в своей борьбе –
Нет, миллионы верных глаз
Устремлены к тебе!
Кто от Москвы был так далёк –
Он близок в этот миг.
Хабаровск и Владивосток
Стоят у стен твоих!
Дыханье наше, стук сердец
Ты слышишь за собой.
Скажи – и каждый, как боец,
Пойдёт на смертный бой.
И каждый смерть принять готов,
Чтоб ты была жива,
Мать всех советских городов –
Любимая Москва!

(П. Комаров “Тебе, Москва!”, 1941).

ВЕДУЩИЙ 2: На фронтах Великой Отечественной сражались 2223 серышевца. Не все из них вернулись с полей сражений: война унесла жизни 1442 жителей района. Ушли на фронт и погибли 7 человек из села Хитровка, 16 – из Белогорки, 42 – из Бочкарёвки, 47 – из Томского... Вдумайтесь в эти страшные цифры!

Одним из 112 погибших земляков был Степаненко Алексей Трифонович. В декабре 1942 года он попал на Ленинградский фронт. Его фронтовая судьба была совсем короткой, её можно проследить по пяти письмам, которые он успел прислать в село Томское своей жене Ефросинье Семёновне и сыну Мише(1929 г. р.).

Включается фонограмма песни “Тёмная ночь”, а потом песни “Реквием”. Ученик 10а класса Поздерин Егор, одетый в военную форму, сидя на пеньке, на фоне звучащей музыки читает отрывки из писем:

“1942 г., декабря 22.

Здравствуйте, дорогие родные! Во первых строках я должен сообщить, что на фронт прибыл 20-ого декабря, благополучно попал, куда желал – в противотанковую артиллерию. Нахожусь в ленинградских лесах. Пишу письмо, а рядом братцы звучат, фрицам посылают свои гостинцы. Обо мне не беспокойтесь, умереть можно и дома. Приеду с войны, отдохнём и будем жить по-старому…”.

“Здравствуйте, милая жена Фрося и сыночек Миша. С 12 января участвую в самостоятельной молотьбе, намолотили очень много фрицев, буду молотить, пока работают наши большие молотилки и мы около них. Обо мне не беспокойся, жив буду, будем опять вместе, сына не обижайте. Сейчас пишу, а снаряды кругом рвутся, сейчас нахожусь от немцев метров 250. До свидания, целую вас, остаюсь невредим. Не забывайте. 16 января 43 год с фронта Волхов-Ленинград”.

“1943 года, февраля 23-го дня. В день великого нашего праздника я решил написать вам письмо. …14. 1. 43 г. мне пришлось встретиться в траншее у немцев с одним фрицем на расстоянии 1 метра. Дядя здоровый, да рыжий, обросший. Мне удалось схватить его за ствол винтовки, и он выстрелил в меня и прострелил мне противогаз. И тут завязалась борьба врукопашную, но скоро фашист лежал подо мной, а я сидел на нём верхом, как ястреб на своей жертве. Я вырвал у него винтовку, тогда он стал лопотать на своём языке, видно было, что он просил пощады, вытягивая руки вверх. Но от меня пощады враг не дождётся, и фриц из своего же ружья получил смерть. Второй случай расскажу в следующем письме, ещё интереснее…”.

“Здравствуйте, дорогие родные! Спешу сообщить, что я жив, здоров, чего и вам желаю. Живу по-прежнему, встречаемся с фрицами каждый день. Дело идёт благополучно. Сегодня 8-е марта, хочу поздравить с Вашим праздником, но женщин здесь нет. Есть деревни близко, вчера были в одной. Было 60 домов, а сейчас только 4, и то осталось случайно. Вторая деревня 44 дома, осталась только чёрная земля да куски металла от бомб и снарядов. Вот где проходила нога гитлеровской банды. Ну, пока, писать некогда, ждите конца войны, а после и меня. Ваш муж и папа Алексей”.

“9 марта 1943 год. Фронт. Было вчера 8 марта, и мне поцарапало немного правую ногу. И вот сейчас лежу в землянке один, кругом стрельба орудийная, да самолёты в воздухе ревут.

Обо мне не беспокойся, у меня всё хорошо. Главное, не падай духом, будь решительной, твёрдой, вы теперь имеете право гордиться, что ваш муж и папа – воин Красной Армии, защитник Отечества.

Дня через 4-5 буду здоров и снова буду таким же бойцом, как и был. Пришёл врач, и я иду на перевязку. Ваш муж и папа Алексей”.

ВЕДУЩИЙ 2: Это была последняя весточка с фронта… 24 марта 1943 года Алексей Трифонович Степаненко погиб на станции Мга в селе Александровка и похоронен в братской могиле. Остались только 5 писем, которые бережно хранят его внуки и правнуки. А. С. Степаненко – это прадедушка Инны Степаненко из 11а класса и Димы Степаненко из 3а класса.

ВЕДУЩИЙ 1:

Треугольники ветхие, старые,
Вновь напомнили мне о войне:
Захватило всё небо пожарами –
Блёкнут краски земные в огне…
…Реки памяти в нас не кончаются.
Их начало в весенней поре.
Лица павших с годами не старятся,
Отражаются в вечном огне…

Это стихи Елены Михайловны Финошиной (внучки Алексея Трифоновича Степаненко). Стихи посвящены дедушке, которого она никогда не видела. А вот те самые 5 писем – подлинные! Им больше 60-ти лет! А на стенде – фотография Алексея Трифоновича с сестрой Марусей и женой Фросей, о которой речь чуть дальше.

ВЕДУЩИЙ 2:

В те годы приближали победу и труженики тыла. Не было в нашей области ни одного предприятия, ни одного рабочего и колхозника, не выполняющего производственные планы.

Чудеса героизма проявляли в тылу женщины. Одной из первых в районе села на трактор Е. С. Шуйская из Лебяжьего. Комбайнёр М. Г. Рудая из колхоза “Парижская Коммуна” на уборке урожая ежедневно выполняла норму на 150%.

ВЕДУЩИЙ 1: Степаненко Ефросинья Семёновна (1908-1997 гг), жена А. С. Степаненко, с 5 августа 1941 года работала на комбайне “Коммунар”, окончила трёхмесячные курсы трактористов в селе Тавричанка и во время посевной работала на тракторе “Универсал”. Зимой была конюхом и возила горючее из Белогорска для МТС.

Покоя и лени не знала:
Пахала, зерно убирала.
Тянула ты лямку вдвойне,
Ведь муж твой погиб на войне… (Финошина Елена).

Было тяжело – недоедали, недосыпали, но никто не жаловался: все с нетерпением ждали Победы и приближали её, как могли. Вечерами женщины собирались, вязали носки и варежки, а затем отправляли на фронт.

Помогали громить врага, чем могли. Не только трудом, но и личными сбережениями. В фонд обороны от жителей Серышевского района поступило почти 1,5 миллиона рублей. На фронт было направлено 2187 посылок, собрано 10 тысяч тёплых вещей.

Вот как о таком явлении рассказывает П. Комаров в стихотворении “Полушубок”:

Деревенец Александра (6 класс):

Взволнована веской причиной,
Старушка сюда забрела.
Простой полушубок овчинный
Она в партбюро принесла.
Вошла и неловко сказала:

Киреева Анна(6 класс):

“Вот эту овчину свою,
Что я для зимы сберегала,
Советским бойцам отдаю.
Подарок-то мой незатейный –
Тут даже заплаточка есть –
Да вы уж, товарищ партейный,
Уважьте старушечью честь.
Зима не напрасно тревожит
И старые наши сердца.
А мой полушубок, быть может,
На фронте согреет бойца.
Морозы декабрьские близко.
Он мой полушубок возьмёт.
В кармане зашита записка,
Пускай на досуге прочтёт…”.

Деревенец Александра:

Родная, прочтёт он! И снова,
Твоею любовью согрет,
Обдумает каждое слово
И к сердцу положит конверт.
С твоей материнскою лаской
Готов он на подвиг любой,
Пойдёт на врага без опаски,
В последний, решительный бой!

(П. Комаров “Полушубок”).

ВЕДУЩИЙ 2: Фронту нужны были самолёты и танки, пушки и снаряды. Нужен был металл. Широко распространилось по стране патриотическое движение фронтовых бригад, члены которых выполняли срочное задание, сутками не выходили из цехов. Женщины, подростки, заменившие ушедших на фронт мужчин, осваивали специальности токаря, слесаря, лесоруба, тракториста, комбайнёра…

ВЕДУЩИЙ 1:

Зима 1942 года… Время напряжённой работы, затемнённых по сигналу тревоги окон, хлебных карточек, грохота воинских эшелонов и ночей без сна. В городе Комсомольске-на-Амуре развернулась ударная стройка. По приказу Государственного Комитета Обороны строителям надо было ввести в строй действующих предприятий завод “Амурсталь” и как можно скорее выдать металл для нужд оборонной промышленности.

Люди работали днём и ночью, по суткам не уходя домой. В траншеях, где монтажники прокладывали трубы для подачи воды в мартен, горели костры, чтобы грунт не замерзал. Рабочие грелись у костров или в бытовках – и снова шли под своды холодных цехов. Это был, без преувеличения, героический труд.

Галаган Иван (6 класс):

Всю ночь горели за спиной
Огней кочующие вехи,
И ветерок тайги ночной
Был между нами в гулком цехе.
Среди огней терялась мгла.
Весь цех гудел, не остывая,
Как будто рядом пролегла
В тайге дорога фронтовая.
Пропел гудок. Домой пора.
Но люди отдых позабыли.
И в эту полночь, как вчера,
Они домой не уходили:
И каждый думал в этот миг:
Пока опасность над страною,
Ты и в работе – фронтовик,
Ты и в труде – участник боя.

П. Комаров “Ночной цех” (1942).

ВЕДУЩИЙ 1:

Ты выйдешь на сопку
И медленным взглядом
Окинешь знакомую даль.
И цехи завода
Поднимутся рядом –
Вот это и есть “Амурсталь”!..

Завод был пущен в срок – это был вклад дальневосточников в дело Победы. Об одном из

строителей “Амурстали” рассказывает стихотворение П. Комарова “Награда”:

Костенко Алексей (6 класс):

В тот вечер многих награждали,
А ты награды не искал
И лишь друзьям по Амурстали
От всей души рукоплескал.
Ты вспоминал работу с ними.
Костры ночные. Снег. Мороз.
И вдруг – твоё простое имя
С трибуны кто-то произнёс.
“Вот наш герой!” – друзья сказали,
И были взгляды их нежны.
И тишина стояла в зале,
И ты боялся тишины.

Нетеса Александр(6 класс):

Ты им хотел ответить что-то,
Сказать, какой, мол, я герой?
У всех бессонная работа,
Когда опасность над страной.
Твои друзья рукоплесканьем
Тебя поздравили в тот час.
Ты обо всём хотел сказать им,
Но слов хороших не припас.
Ну что ж … Хороших слов немало,
Они к тебе ещё придут,
И ты расскажешь, как, бывало,
Вы ратоборствовали тут.
И по порядку, год за годом,
Ты всё припомнишь, наконец:
Войну, друзей и цех завода,
Где ты работал, как боец.

(П. Комаров “Награда”, 1942).

Включается фонограмма песни “Реквием” (продолжение).

Ведущий 1: Помогали советские люди и тем, что сдавали кровь для раненых.

Антышев Денис (5а класс): В. Яганов “Донор”

Сестра в халате, как мадонна. 
Игла ужалила, тонка. 
Я кровь сдаю – рабочий донор, 
Пришедший прямо от станка. 
Я за тебя, солдат, воюю, 
Теперь уже за жизнь твою.
Не зная, кто ты, я живую
Кровь безвозмездно отдаю. 
Ты мстил врагу святою местью
В окопе узком, на снегу.
Кровь проливал не безвозмездно –
Неся возмездие врагу.
Я подвиг твой, как правду, помню.
Ты выжил, вышел из огня.
Я кровь твою своей восполню.
Ту, что ты отдал за меня.

ВЕДУЩИЙ 1: Это стихотворение написано амурским поэтом Виктором Ягановым. Сам он не воевал, так как родился в годы войны – 24 июня 1942 года в г. Благовещенске. Его мать – учительница русского языка, отец – учитель математики. Стихи В. Яганов начал писать рано: с 11-12 лет. Многие из его стихотворений – о войне. Сегодня вы услышите некоторые из них.

Включается фонограмма музыки А. Вивальди.

Рябухина Ульяна (5а класс): В. Яганов “Скрипка”

Костёр светло и зыбко
Горел у самых ног.
Играл комбат на скрипке,
Уставший от дорог.
В любую непогоду,
Не в гости, не на бал –
Он в дальние походы
Её с собою брал.
В морозы и в метели,
На огневой, в бою
В футляре, как в шинели,
Она была в строю.
Средь нас не одинокая. …
Она – как дочь полка.
И музыка высокая
Лилась из-под смычка.
И, воспевая родину,
Послушная рукам,
Она паёк-мелодию
Всю отдавала нам.
И ничего не требуя
Взамен, который раз
Казалось, просто не было
Родней её у нас.
Костёр светло и зыбко
Тепло дарил бойцам.
ИГРАЛ КОМБАТ НА СКРИПКЕ
ПОГИБШЕГО ОТЦА.

ВЕДУЩИЙ 1: Да, скрипка, гитара, гармонь помогали бойцам не очерстветь душой. Музыка была духовной пищей. Но, конечно же, нужен был и хлеб реальный как в тылу, так и на фронте.

Гумельный Александр (5б класс):дной из первых в районе села на трактор Е. я, ни додного рабочего и колхозника

В. Яганов “Военный хлеб”

Нам было не до благолепий,
Не до нарядов пышных было –
Всё время думали о хлебе:
побольше – фронту, меньше – тылу.
На горе и слезах взращённый
Во фронтовом пайке бессменный,
Он воевал ненаграждённый,
Как рядовой, всегда бессмертный.
И были б мы, наверно, правы,
И нет желанья откровенней:
Когда б звездой солдатской славы
Был награждён наш хлеб военный.

ВЕДУЩИЙ 1: Действительно, военный хлеб заслужил звезды солдатской славы! Но, как написал поэт В. Яганов: “Побольше – фронту, меньше – тылу”. Выживать же в тылу помогали лебеда, тыква и картошка. Об этом послушайте стихотворение известного амурского поэта Олега Маслова, детство которого совпало с военным лихолетьем.

Включается фонограмма музыки Бетховена (“Элизе” и “Лунной сонаты”).

Гришина Татьяна (5б класс): О. Маслов

Всё могу осмыслить в нашем прошлом,
Но одно представить – выше сил:
Как могли когда-то без картошки
Обходиться люди на Руси?
Нынче – ладно, но в сороковые
Скольких нас скосила бы война
На бесхлебье в зимы грозовые,
Если б не кормилица – она!
Как поверить нам, вскормлённым ею,
Что всего-то двести лет назад
Из Европы в качестве трофея
Нёс её суворовский солдат?
Видно, сердце у солдата ныло
О родимом доме там вдали,
Будто знал он, что со слабым тылом
Мы б спасти Отчизну не смогли.

Толкач Илья (5а класс): В. Яганов “Солдатки”

Откуда женщины узнали –
Пронёсся слух, как будто стон –
По Транссибирской магистрали
Пройдёт военный эшелон.
В душе солдаток затаённо
Надежда вспыхнула звездой:
В том эшелоне задымлённом
А вдруг окажется и мой!
Чтоб деток милых повидали,
В глаза родные заглянуть,
Грудных солдатки пеленали
И собирались в дальний путь.
Обоз тянулся одиноко
В степи без света и тепла.
Казалось, к станции далёкой
Сквозь ад дорога пролегла.
Вдаль устремляя взор бессонный,
Стеная вьюге в унисон,
С грудными стыли на перроне,
Всё ожидая эшелон.
От горя женщины немели
С тоской своей наедине –
Теплушки мимо пролетели
Навстречу вьюге и войне.
Среди солдаток, ожидая
Тот эшелон, судьбу моля,
Меня дыханьем согревая,
Стояла скорбно мать моя.

Москалёв Александр (5а класс): В. Яганов “Бабушкино поле”.
Бабушка моя по матери
В горькой суете военных дней
К нам была, наверное, внимательней
Занятых по горло матерей.
Дети дочерей её – солдаток –
В доме было трое нас, внучат,
И до слёз скупой полудостаток
На её лежал тогда плечах.
Каждый день и час об этом помня,
За троих работала порой,
И своё картофельное поле
Орошала потом и слезой.
Сколько было нами не замечено
В бабушкиной хлопотной судьбе.
С болью дочерей встречала вечером,
День таскавших брёвна на себе.
И о них нужна была забота.
Сердцем знала, стоя у плиты,
Ведь совсем не женская работа
Разбирать тяжёлые плоты.
До сих пор я к ней любовью полон.
До Победы, что пришла с весной,
Все мы были бабушкиным полем,
Орошённым лаской и слезой.
Халецкая Екатерина (5а класс): В. Яганов “Дети войны”
Кастрюля с пареной пшеницей
На самом краешке стола.
Три детских худеньких десницы –
Как неокрепших три крыла.
А за окном февральский ветер
Напоминает о весне.
И нету, кажется, на свете
Пшеницы пареной вкусней.
А самой старшей только восемь –
Для младших нянька день-деньской.
И если в дом войдут и спросят –
Ответит просто, не впервой:
– А мамка наша на заводе,
На фронте папка (третий год),
Как будто тоже на работе:
Закончит смену – и придёт.

Стенина Светлана (5а класс): В. Яганов “Марья да Иван”

Жёлоб водосточный
Вылез за плетень.
Стёкла в переплётах
Тень – тихонько – тень!
Высохла замазка –
Дребезжит стекло.
Выдувает ветер
Из избы тепло.
Молодой хозяин
Не вернулся в дом.
На деревне Марья
Первая из вдов.
За резной иконкой
Пыткою души
Листик “похоронки”
Третий год лежит.
Свадебное фото,
В лебедях ковёр.
По рукам тоскует
Запустелый двор.
На дворе в бурьяне
Воробьи снуют,
Из немецкой каски
Куры воду пьют.
Потное окошко,
Вечер голубой.
Пальчиком Иванушка
Чертит дом с трубой.

Писаренко Анастасия (5а класс): В. Яганов “Тётя Наташа”

Милая, милая
Тётя Наташа.
Мужа, как руку,
Война отняла.
Постной картошкой
Да тыквенной кашей
Всех пятерых,
Прокормив, подняла.
Вот и десяток
Седьмой распечатан,
В убранном доме
Достаток,
И всё ж
По воскресеньям
Тарелку внучатам
С тыквенной кашей
На стол подаёшь.

Королёв Вячеслав (5а класс): В. Яганов “Школьная лошадь”

Лампа керосиновая,
Классный стол.
Ещё над Россиею
Вдовий стон.
Не все ещё с фронта
Вернулись отцы.
Дома покосились –
Сменить бы венцы.
Другу Володьке
Лишь восемь лет.
Нету отца,
Ещё отчима нет.
Школьная лошадь
(Который уж год)
В школу промёрзшую
Уголь везёт.
Воз привезла
И, вздохнув тяжело,
Инистой мордой
Уткнулась в стекло.
Глазами её,
Устремлёнными в класс,
Трудное время
Смотрело на нас.

Галаган Денис (5а класс): В. Яганов “Учитель пения”

Помнится, в класс,
Что был низок и тесен,
Приходил баянист
На певучем протезе.
Шуткой нам, подмигнув,
Поднимал настроение.
Начинался урок
Коллективного пения.
Как от боли, лицо
Он морщинил, играя,
Расступались мехи,
Песне волю давая.
Забывая про всё,
Пели мы упоённо:
“Вот солдаты идут
По степи опалённой”.
Бередили слова
Наши детские души,
Потому что для нас
Песни не было лучше.
И ребячьи сердца
Учащённее бились,
Потому что отцы
Не у всех возвратились…
А когда он ступал,
Чтоб развеять усталость,
То тяжёлый протез
Подпевал нам, казалось.

Включается фонограмма песни из кинофильма “Белорусский вокзал” - “Одна победа”. Группа чтецов уходит со сцены, поднимается третья группа учеников.

Ведущий 2: Труден был путь победы. Однако советские солдаты после переломного 1943 года освободили ряд городов, в том числе и Киев.

Олег Маслов “Праздник”

Сухоплюева Марийка (5б класс):

Ноябрь. Шестое. Школьный вечер.
Суровый сорок третий год.
Победа так ещё далече,
Но наши двигались вперёд.
И канонада наступленья
В свинцовость жизни тыловой
Вносила радость облегченья,
Вселяя праздничный настрой.

Яковлева Виталина (5б класс):

…Зал полон. Речи. Поздравленья.
Упругий туш сменяет марш.
Фронтовики сидят на сцене,
И среди них – историк наш.
Он после тяжких двух контузий
Едва держался на ногах
В полупудовых, заскорузлых,
Не знавших сносу сапогах.
И хоть и не была чужбиной
Ему амурская земля –
Душа рвалась на Украину
Туда, где вся его семья.
Его любили в нашей школе,
Где он обрёл свой новый дом,
И сторожиха тётя Поля
Ходила за его пайком.
Учитель сам того не ведал,
Как ждал его прихода класс,
Поскольку с ним была Победа
Видней и ближе всякий раз.
Он с непреклонностью солдата
Мечтал ещё вернуться в строй,
Да только вместо автомата
Сжимал костыль постылый свой.
Всегда “последние известья”,
Казалось, раньше всех ловил…
А с фронта всё отрадней вести
Летели в наш таёжный тыл.

Ровнейко Анастасия (5б класс):

Но как ни ждал он сводки этой,
А первым встретить опоздал –
Внезапно праздничной ракетой
Она влетела в школьный зал.
И обдала сердца людские
Волной свободного Днепра:
– Освобождён сегодня Киев! –
Мы дружно грянули: “Ура!”
А он, вскочив, какой-то высшей
Железной властью поднял нас
И вдруг огромным сапожищем
Как грохнет и ... пустился в пляс.
Всё видел, но такого пляса
Я больше в жизни не встречал –
Он так плясал, как будто насмерть
Змею гремучую топтал.
Порядок вечера сломался,
Стоял, примолкнув, школьный зал,
А он слезами обливался
И всё плясал,
плясал,
плясал...

Кириченко Александр (5б класс): Олег Маслов

И мы по карточкам делили
Бесценный хлеб военных дней,
Но всё же досыта кормили
Своих пожарных лошадей.
И неспроста – Кивда в ту пору
Топила углем весь Восток,
Но и сама была, как порох,
Что ежечасно вспыхнуть мог –
Повсюду искры, брёвна, уголь
И никакой вокруг воды…
Но лошадей ретивых удаль
Рудник спасала от беды.
В любое время дня и ночи,
Набат лишь грянет с каланчи,
Стремглав неслись на красных бочках
В железных касках лихачи.
Мы берегли коней недаром:
Везеньем их и нам везло –
До настоящего пожара
Ни разу дело не дошло.
Но вот однажды утром вешним,
Схватив в рудкоме весь кумач,
На них гонцы вскочили спешно
И по дворам помчались вскачь:
Победу радио вещало,
И день был светом напоён,
И вся Кивда в тот день пылала
Пожаром флагов и знамён.

Включается фонограмма песни “День Победы”. Группа учеников спускается со сцены, поднимается четвертая группа чтецов.

ВЕДУЩИЙ 2: 9 мая 1945 года в Москве в честь Победы был салют. А через полтора месяца, 24 июня, на Красной площади состоялся Парад Победы. В этот день солдаты-победители бросали фашистские флаги с изображением свастики к подножию Мавзолея.

Максимов Виктор (5а класс): В. Яганов “Подарок”

Это история. Это не вспомнилось.
Был я тогда совсем ещё юный.
Мне тогда лишь три года исполнилось.
24-е было июня.
Всё позади: утраты и беды.
Всё впереди: дела и свершения.
Год 45-ый, Парад Победы
В день моего рождения.
Мама, какая была погода:
Пасмурно,
Дождь ли шёл травами сочными?
Только я сердцем верю охотно:
У всех на душе было ясно
И солнечно.
Свастика смерти – нет символа злее,
Свастика смерти – как знак покорения,
Пала к подножию Мавзолея,
К детским ногам моего поколения.
Родина-мать, прими обращение:
Спасибо, что нас сберегла,
Как побеги,
Спасибо за то,
Что ты в день рождения
Нам подарила Парад Победы.

ВЕДУЩИЙ 2: После победы над фашистской Германией необходимо было ещё разбить врага №2 –милитаристскую Японию, что и было завершено 2 сентября 1945года.

Включается фонограмма песни на стихи Расула Гамзатова “Журавли”.

ВЕДУЩИЙ 1:

Одним из участников разгрома Квантунской армии Японии на территории Маньчжурии в августе-сентябре 1945 года был Литвиненко Иосиф Федотович (дедушка ученика 11б класса Кутилова Владимира, отец Кутиловой Тамары Иосифовны). Ещё учась в 10-ом классе, в 1942-ом году он просит отправить его добровольцем на фронт. Но, поскольку он был несовершеннолетним, его направили для обучения в школу снайперов Дальневосточного военного округа, которую он окончил на “отлично” и стал инструктором, обучая снайперскому делу новичков (демонстрируются фотографии на стенде).

В августе 1945 года, за неделю до начала войны с японцами, Литвиненко возглавил группу разведчиков снайперов, переплыл Амур и добыл ценные сведения, за что был награждён высшим солдатским орденом Славы III степени. До конца войны с японцами Иосиф Федотович ежедневно был в разведке, выполнял особые задания командования.

С 1951 по 1988-ой год работал в органах государственной безопасности, дослужившись от старшины до звания полковника. Удостоен звания “Почётный сотрудник госбезопасности”.

Именно Литвиненко выступил в 70-ых годах инициатором установки в районном центре (пос. Серышево) памятника землякам, погибшим на фронта Великой Отечественной войны. Памятник, открытый на площади имени Ленина 9 мая 1973 года, создан другом Иосифа Федотовича Колтыгиным Николаем Фёдоровичем, самодеятельным художником и скульптором-любителем.

В центре монумента – скульптура солдата с опущенным знаменем, по обеим сторонам – две стелы. На одной – барельеф матери и солдата, на другой – барельеф коленопреклоненного солдата на фоне знамени и скорбящей матери (демонстрируется фотография на стенде).

Литвиненко не удовольствовался совершённым: он взял на себя громадную работу организатора районной Книги памяти погибших в войну. У памятника появляются плиты со списками погибших серышевцев.

Потом Иосиф Федотович сумел сплотить вокруг себя группу единомышленников и воплотил в жизнь коллективную идею: создание в районе краеведческого музея. Музей был открыт 26 декабря 1989 года (в год столетия С. М. Серышева). Более десяти лет Литвиненко И. Ф. был директором этого музея (демонстрируется фотография на стенде).

6 мая 2000 года, не дожив три дня до 55-летия Великой Победы (самого любимого праздника), Иосиф Федотович Литвиненко ушёл из жизни, но память о нём и его добрых делах жива.

Давайте почтим его и всех, кто всё отдал для победы над врагами и не дожил до наших дней, минутой молчания (все встают).

ВЕДУЩИЙ 2:

У нас в селе тоже имеется памятник воинам-односельчанам, павшим в Великой Отечественной войне. Он находится в сквере у администрации села Томского.

На массивном вертикально вытянутом пьедестале с боковыми крыльями – бюст воина в каске. На лицевой грани пьедестала – мемориальная доска – посвящение. На боковых крыльях – рельефное изображение орденов Победы и Отечественной войны. В подножие было замуровано письмо потомкам, вскрытое по завещанию 9 мая 2000 года. Автор памятника – Б. Евдокимов.

ВЕДУЩИЙ 1:

Я 24 года живу в Томском и помню, как каждый год 9-ого мая у Томского ДК на митинг собиралась масса народа: чествовали ветеранов, возлагали венки к памятнику. Но в конце 20-ого века памятник подвергся акту вандализма – бюст воина пришлось восстанавливать. Такая же трагедия произошла и в Серышеве: в целях наживы группой молодых людей были сняты плиты с именами погибших. Такое отношение к святыням, конечно же, недопустимо!

Но, к сожалению, не все хотят об этом помнить и знать. Предметом купли-продажи становятся в последнее время награды, полученные фронтовиками за их подвиги и раны!

Поздерин Кирилл (5б класс): В. Яганов “Кощунство”

Эти строки в газете субботней –
Как ожог, как места болевые.
За червонец в глухой подворотне
Продают ордена боевые.
И цена установлена твёрдая.
Ушлый ферт, торговаться привычный,
Продаёт, как пластинку затёртую,
Продаёт, как портки заграничные.
Встаньте, павшие в битвах, поротно,
Бейте гневно тревогу, живые:
За червонец в глухой подворотне
Продают ваши раны сквозные.

ВЕДУЩИЙ 1: Виктор Яганов, как вы увидели по его стихотворениям, всё воспринимал близко к сердцу. Несколько лет назад его сердце отказало, когда он спешил на похороны солдата, убитого в Чечне, чтобы прочесть над его могилой скорбные строки обжигающего руки только что написанного стихотворения-протеста.

Всё меньше остаётся и свидетелей той страшной войны, всё меньше тех, кто защищал нашу Родину, и тех, кто приближал победу в тылу. Когда-то у Томского ДК собиралось много ветеранов, а теперь краснополянцев осталось всего четверо: Губа Алексей Павлович, Ермолов Валентин Лазаревич, Боклаг Иван Фёдорович и Никипелов Степан Петрович. В субботу (19.03) в этом же актовом зале вручалась памятная медаль в честь 60-летия Победы ветеранам войны и труда. Щемило сердце и набегали слёзы при виде этих бабушек и дедушек. Среди них были и прабабушки Деревенец Александры и Рябухиной Ульяны.

Микитюк Руслан (5б класс): В. Яганов “Фронтовик”

Недавно здесь, начав с крыльца,
Сносил дома битюг-бульдозер –
Свалил забор, но до конца
Он дело не довёл и бросил.
Тяжёлых гусениц следы,
Подполий рухнувших воронки.
Раскинув белые цветы,
Стояли яблони в сторонке.
Проститься к ним седой старик
Пришёл, сверкая орденами.
Их называл, прильнув на миг,
В слезах мужскими именами.

ВЕДУЩИЙ 2: Более 60-ти наших земляков-амурцев стали в годы войны Героями Советского Союза, 13 – полными кавалерами солдатского ордена Славы, а всего орденами и медалями награждено 54 тысячи амурцев – защитников Родины.

Серышевский район дал четырёх Героев Советского Союза. Ими стали: Брынь Василий Мартынович из села Белоногово (26 октября 1943), Ермоленко Пантелей Игнатьевич из колхоза “Красный лиман” (13 ноября 1943), Комаров Григорий Васильевич из села Верное (26 октября 1943) и Спицын Иван Яковлевич из села Спицыно (30 октября 1943).

ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня прозвучали стихи амурских поэтов Петра Комарова, Виктора Яганова, Олега Маслова. В заключение вы услышите стихотворение бывшего юриста, затем журналиста и поэта Геннадия Хорошавцева, который в 1991 году был в нашей школе. Дима Маркин читал вам его стихотворение “Июньские ночи”.

Кожемяко Никита (5б класс):

Г. Хорошавцев “Солдаты”

Простят ли потомки наш век за такое:
Мишени встают в океане травы…
Солдаты, солдаты!
Вам нету покоя,
Но все сознают, что покой – это вы.
Вас ночи тревожат немирными снами.
Солдаты, от маршала до рядовых, –
Простите солдаты, не все ещё знают
Высокую цену погон полевых.
По улицам гулким тугими рядами
Шагаете с песнями вы строевым.
И лишь понимают седые рубаки,
Как плакать беззвучно умеете вы.
И вот вспоминают притихшие мамы
Про тех, что ушли, не склонив головы…
Солдаты, солдаты!
Вы бронза и камень.
Вас нет неизвестных.
Есть вечные вы.

Включается фонограмма (-) песни амурского композитора Фёдора Александровича Воробьёва на стихи А. Штенникова “У обелиска”. Поёт вокальная группа учеников 6 и 5а классов:

Голову склонив седую низко,
Вспоминая о былых боях,
Ветеран стоит у обелиска,
И цветы дрожат в его руках.
Вспоминает он огни пожарищ
И кромешный ад над головой,
И о том, как пал его товарищ,
Уходя в свой самый первый бой.
Словно он живой перед глазами,
В полный рост, в отчаянном броске,
И земля дрожит под сапогами,
И рука – на спусковом крючке.
Вот и высота – совсем уж рядом,
Та, откуда брызнуло свинцом,
И мальчишка с удивлённым взглядом
Где-то здесь упал в траву лицом.
Первый бой, а стал он – бесконечным
Для мальчишки и его друзей.
Первый бой, а имя стало вечным,
Вечным, как и память у людей.
Голову склонив седую низко,
На святой, на взятой высоте,
Ветеран стоит у обелиска,
И цветы алеют на плите.