МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ: Урок № 13 в разделе “Макроэкономика” и урок №5 в теме “Денежно-кредитная политика” (из 6 уроков по теме).
ВИД ЗАНЯТИЯ: урок комбинированный
ЦЕЛИ:
1. Обучающая:
- уяснить экономическую сущность ценных бумаг в рыночной экономике, как одного из инструментов денежно-кредитной политики государства;
- усвоить механизм ценообразования на первичном и вторичном рынках ценных бумаг; содержание сделок с ценными бумагами.
2. Развивающая:
- формировать навыки рационального использования источников информации, структурирования, систематизации и обобщения материала на основе опорного конспекта и опорно-логических схем; осуществления экономических расчетов в ходе решения задач.
3. Воспитательная:
- формировать экономическую культуру будущих специалистов;
- повышать профессиональный уровень;
- прививать интерес к экономической информации;
- воспитывать профессиональную логику экономического мышления, стремление искать и находить частную выгоду в условиях рыночной экономики.
Квалификационные требования:
Студент должен знать:
- функции, виды ценных бумаг; механизм ценообразования на фондовых биржах;
- структуру рынка ценных бумаг и содержание сделок с ценными бумагами;
- общие правила приобретения ценных бумаг.
Студент должен уметь:
- рассчитывать курсовые цены и курсовые разницы ценных бумаг, суммы процентов и дивидендов по ценным бумагам; анализировать тенденции изменения курсовых цен.
Методическое обеспечения занятия:
- О.Ю. Мамедов “Современная экономика”, Р-н-Д, 2001г.
- К.П. Маньковская “Основы экономической теории” (опорный конспект) СКТ
- ОЛС по теме “Ценные бумаги. Рынки ценных бумаг” (приложение №1)
- Образцы ценных бумаг (приложение №2 )
- Задание для практического занятия №8 (задания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы)
Внутридисциплинарные связи.
Опора на ранее полученные знания:
Темы:
- Рынок и его компоненты.
- Деньги, их виды и функции.
Междисциплинарные связи:
Дисциплина “Основы банковского дела”
Тема: Формирование денежных активов и пассивов банка.
- Дисциплина “Финансы, денежное обращение и кредит”
Тема: Рынки ценных бумаг.
Методы обучения:
- реализация методологической функции дисциплины “Экономическая теория” посредствам формирования понятийного аппарата рыночной экономики;
- рациональное использование времени на занятии за счет изложения нового материала на основе опорного конспекта;
- составление опорно-логической схемы “Рынок ценных бумаг”;
- расчеты курса ценных бумаг, сумм процентов и дивидендов по ценным бумагам;
- реализация принципа системности обучения на основе внутридисциплинарных связей;
- выполнение опорно-логических схем;
подготовка к экзамену.
Ход урока
1. Организационный момент – 2 мин.
- проверка готовности студентов к уроку;
- сообщении целей и задач урока.
2. Контроль знаний – 20 мин.
Составление на доске схемы “Механизм денежно-кредитной политики государства”.
Индивидуальный устный опрос с комментированием:
Методы воздействия государства на деньги и кредит:
- охарактеризуйте операции на открытом рынке
- охарактеризуйте резервную норму и ее изменения;
- охарактеризуйте учетную ставку и ее изменение.
Выборочная проверка в папках специалиста схемы “Механизм денежно-кредитной политики” и опорного конспекта по вопросу “Денежно-кредитная политика” с дополнениями из учебника (Мамедов О.Ю. “Современная экономика” Р-н-Д, 2001г., лекция №19).
Фронтальный опрос (вопросы для самоконтроля из задания для самостоятельной работы внеаудиторно):
1) В чем состоит денежно-кредитная политика государства?
2) Каковы наиболее распространенные методы денежно-кредитной политики?
3) В чем состоит механизм операций на открытом рынке?
4) Что такое резервная норма и как государство использует изменение резервной нормы?
5) Что такое учетная ставка и как государство использует изменение учетной ставки?
6) Как может проводиться денежная реформа, в т.ч. либерализация цен?
7) Как государство может регулировать деятельность коммерческих банков на фондовом рынке?
3. Подведение итогов контроля знаний и выставление оценок – 2 мин.
4. Переход к изучению нового материала – 4 мин.
Фронтальный опрос (внутридисциплинарные связи):
4.1. Что является предметом дисциплины “Экономическая теория”?
4.2. Каковы уровни экономики?
4.3. Что такое макроэкономика?
4.4. Какова структура макрорынка?
4.5. Какую роль в рыночном механизме играют деньги?
4.6. Для чего следует изучать экономическую теорию?
5. Сообщение нового материала (изучение-обсуждение вопросов темы урока с участием студентов) - 35 мин.
5.1. Ценные бумаги: понятие, цель выпуска, виды.
5.2. Способы определения цены (курса) акций, облигаций.
5.3. Фондовые биржи. Сделки с ценными бумагами.
5.4. Общие правила приобретения ценных бумаг.
6. Закрепление материала – 15 мин.
6.1. Фронтальный опрос по новому материалу:
- Что такое ценная бумага?
- Какова цель выпуска ценных бумаг?
- Основные группы ценных бумаг?
- В чем различие акций и облигаций?
- Виды цен на акции и облигации?
- Как рассчитывается курс акций?
6.2. Составление опорно-логической схемы “Рынок ценных бумаг”.
6.3.Выполнение задания №2 (задача 1) для самостоятельной аудиторной работы по теме №11
7. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы – 2 мин.
О.Ю. Мамедов “Современная экономика”, Р-н-Д, 2001г., лекция №19, п. 1.2.
К.П. Маньковская “Основы экономической теории” тема 11, 11.4
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по теме.
Программа подготовки к экзамену по дисциплине “Экономическая теория”.
7.1. I Уровень: по рассмотренным на уроке вопросам.
1.1. Составить опорный конспект с дополнениями из учебника (О.Ю. Мамедов “Современная экономика”, Р-н-Д, 2001 г., лекция №19 п. 1,2) по вопросам темы урока и выучить теорию вопросов.
1.2. Выполнить задание для внеаудиторной работы по теме 11,
1.3.Ответить на вопросы для самоконтроля (из рабочей программы).
7.2. II уровень – по внутридисциплинарным связям: подготовка к практическому занятию по теме “Денежно-кредитная политика”: повторить все опорные понятия и формулы по теме 11.
7.3. III Уровень: подготовка к контрольной работе по разделу “Макроэкономика”.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8
Цели:
- Уяснение сущности денежно-кредитной политики государства в условиях рыночной экономики.
- Формирование навыков работы с источниками информации и систематизации материала посредством составления структурно-логических схем; реализация методологической функции дисциплины Экономическая теория.
Задание №1.
Используя приложения №№3. 42, 41, 49, 50 к учебнику О.Ю.Мамедова, “Современная экономика”, Р-на-Д, 2001 г., произведите отбор понятий по теме “Денежно-кредитная политика” и дополните опорный конспект.
Задание №2.
Решите задачи:
Задача №1.
Облигация номиналом 1000 руб., с 12% годовых стала продаваться за 800 руб. Рассчитайте сумму дохода на облигацию ценой 3000 руб., и доход в % на облигацию ценой 800 руб.
Задача №2.
Банк принял вклад в размере 50 тыс. руб. под 15% годовых и выдал кредит в размере 50 тыс. руб. под 20% годовых. Определите прибыль банка от этой операции.
Задача №3.
Вы вложили в банк 5000 руб. под 10% годовых. Какую сумму денег Вы возьмете обратно через:
- полгода;
- год;
- 2 года;
- 5 лет;
Задача №4.
Номинальная стоимость акции - 1000 руб., облигации - 2000 руб. Дивиденд на акцию - 60 руб., доход на облигацию - 100 руб., норма ссудного процента 14%.
Определите курс акции и облигации. В чем различие акций и облигаций?
Задача №5.
У Вас есть 1000 руб. Предполагаемый дивиденд на акцию компании составит в конце года 150 руб. Процент по вкладам в банк - 10%. Рыночная цена этой акции 1000 руб.
- купите акцию;
- положите деньги в банк;
- купите акцию, а оставшиеся деньги положите в банк. Ответ обоснуйте расчетами.
Задача №6.
Капитал акционерного общества - 50 тыс. руб.
Количество акций-100 тыс. шт.
В том числе простые акции - 80 тыс. шт.
Привилегированные акции - 20 тыс. шт.
Номинальная стоимость акции - 500 руб.
Дивиденд на привилегированную акцию - 10% Прибыль к распределению на дивиденды - 12 млн. руб. Определить дивиденд на 1 простую акцию.
Задание для самостоятельной работы внеаудиторно:
1. Составить опорный конспект по вопросу:
- Денежно-кредитная политика государства.
2. Решить задачи № 14, 5, 18 из Программы подготовки к экзамену:
Задача №14.
Уставный капитал компании - 50,0 млн. руб. Определяемая прибыль, подлежащая распределению между акционерами, составляет 5,8 млн. руб. Выпущено 800,0 тыс. акций. Сложившаяся ставка банковского процента - 9%. Определите: номинальную цену акции; курсовую цену акции; ожидаемый размер дивиденда.
Задача №5.
Облигация номиналом 2000,0 руб. с 9% годовых стала продаваться за 1600,0 руб. Рассчитайте сумму процента по облигации и доход в % на облигацию, приобретенную по цене 1600,0 руб. Дайте понятие облигации.
Задача №18.
Допустим, вы приобрели облигацию по курсу 1000 руб., приносящую 50 руб. в год, что соответствует существующей на этот момент процентной ставке, равной 8%. Затем вы решаете продать эту облигацию. Но процентная ставка изменилась и равна уже 9%. За какую сумму вы сможете теперь продать облигацию при условии, что она приносит те же 50 руб. дохода?
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое денежно-кредитная политика государства?
2. Каковы наиболее распространенные методы денежно-кредитной политики?
З. В чем состоит механизм операций на открытом рынке?
4. Что такое резервная норма и как государство использует изменения резервной нормы?
5. Что такое учетная ставка и как государство использует изменения учетной ставки? Поясните политику “дешевых” и “дорогих” денег.
6. Как может проводиться денежная реформа, в т.ч. либерализация цен?
7. Как государство может регулировать операции коммерческих банков на фондовом рынке?
8. Что такое ценные бумаги, каковы их виды и как рассчитывается доход по ценным бумагам?
9. Как рассчитать курсовую разницу акций?
10. Какие сделки осуществляются на фондовом рынке с ценными бумагами?
Контроль результатов самостоятельной работы.
1. Представление опорных конспектов “Денежно-кредитная политика государства” на уроке.
2. Проверка решения задач №№ 14, 5, 18 из Программы подготовки к экзамену:
- взаимопроверка решений задач в рабочих тетрадях студентов учебно-творческими бригадами на последующем уроке;
- решение задач на доске.
3. Устный опрос по вопросам для самоконтроля на последующих уроках в рамках внутридисциплинарных связей перед изложением нового материала.