Развивающее занятие "Что такое интеллект" из цикла "Мой интеллектуальный потенциал" для учащихся 8-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Занятия по психологическому развитию познавательных способностей учащихся 8-х классов основываются на необходимости учета естественного хода развития познавательной деятельности. Основной целью такого курса является целенаправленное развитие, прежде всего мышления – его отдельных процессов и качеств (анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, гибкости) представленных как в конкретных своих проявлениях, так и в абстрактно-логической форме.

Формы проведения:

Занятия состоят из теоретической и практической частей; включают в себя упражнения мозговой гимнастики, использование диагностических методик, практических упражнений и т. д.

Тема: Что такое интеллект?

Цели:

- дать общее представление об интеллекте;

- определение доминирования полушария головного мозга;

- развитие познавательных способностей.

Содержание занятия

1. Приветствие (“Покажи жесты”. По принципу “снежного кома” каждый участник называет своё имя и показывает свой жест. Второй участник вначале называет имя первого участника, показывает его жест, затем называет своё имя и демонстрирует свой жест и т. д.

2. Упражнение-разминка (настрой на работу) “Сиамские близнецы”.

Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука (со стороны партнёра) обхватывает “близнеца” через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых на пол стульев (задания могут быть различны).

Теоретическая часть

1. Притча

Три приятеля-шутника решили пошутить над мудрецом. Ночью они заколотили его дверь дома, а утром, спрятавшись, они начали поджидать, как мудрец будет выбираться из своего дома.

Прождали они целый день, и ночью караулили пока их сон сморил. На другой день приятели подумали, что, наверное, прокараулили мудреца пока спали. Поэтому вытащили гвозди, которыми заколотили дверь и вошли в дом. А мудрец без малейшего удивления приглашает их как добрых знакомых, пить чай.

- Так у тебя отсутствует обида на нас? – спросил один из приятелей.

- А за что обижаться? Я как-то мало об этом думаю, - удивлённо ответил мудрец.

- Выходит, ты понял, что это наша шутка? – спросил другой.

- А что, разве, ваше появление у меня в гостях – это шутка? Я как-то мало об этом думаю, - пожал плечами мудрей.

- Так о чём же ты подумал, когда обнаружил, что дверь заколочена, - спросил третий приятель.

- Я думал, что вытаскивать гвозди, лучше с той стороны, откуда их забили, - ответил мудрец.

Среди этих друзей один был глупый с большим ростом, другой – хитрый торговец лошадьми, а третий – бедный добросовестный и трудолюбивый малый. Каждый из них, прощаясь, задавал вопрос мудрецу и уходил с определённым результатом.

Первый спросил мудреца:

- Ты так умён и много знаешь, а ростом меньше меня. Тебе вряд ли что удастся придумать, чтобы хоть на вершок увеличить свой рост.

- Я мало нуждаюсь в лишнем, - ответил мудрец, - но если из тебя сделать настоящего человека, то он, может быть, окажется меньше даже меня.

Подошёл прощаться хитрый торговец и спрашивает мудреца:

- Почему лошадь, которая бегает в 10 раз быстрее других, я в 10 раз дороже и продаю её, но покупатели даже смотреть её не желают?

- Дорогой, но ведь, если она будет убегать от хозяина, то будет в 10 раз быстрее удаляться от него – ответил торговцу мудрец.

Задумался хитрый торговец, ушёл – и сбавил цену на своего скакуна.

Подошёл третий приятель, который спросил у мудреца::

- Почему, честно зарабатывая себе на жизнь, я рублю в лесу дрова, но бедность меня постоянно преследует?

- Иди подальше в лес, - ответ мудреца.

Отправился этот человек в лес и зашёл дальше обычного и наткнулся на россыпи серебряной руды. На второй день он пошёл ещё дальше и в глубине леса отыскал пещеру с драгоценными камнями.

Ведущий вместе с учащимися обсуждает смысл притчи и рассказывает о теме и целях занятия.

2. Ведущий:

Вот уже почти столетие психологи бьются над тем, чтобы дать единое и цельное определение интеллекта, однако именно в этой области психологии проводятся особенно интенсивные исследования.

Некоторые виды животных от природы оказываются “умнее других” (например, собак, обезьян можно тренировать для выполнения сложных заданий, выполнить которые не могут другие животные – например, овцы). В то же время даже самым умным шимпанзе по развитию интеллекта очень далеко до человека.

У разных людей интеллектуальные способности также развиты неодинаково. Мы признаём, что некоторые люди превосходят других в развитии мышления, навыков речи и языка, музыкальной или художественной одарённости и т. д.

В самом строгом смысле интеллект можно определить как познавательную способность, с помощью которой мы осознаем происходящее вокруг и получаем информацию, а затем рационально обрабатываем эту информацию, чтобы соответствующим образом реагировать на то, что происходит вокруг нас.

Вместилищем нашего интеллекта является головной мозг, который состоит из 10 миллиардов нейронов. Состоит из 3 взаимосвязанных отделов:

- мозговой ствол: он контролирует равновесие и органы чувств, регулирует обмен веществ;

- лимбическая система: она призвана удовлетворять основные наши потребности и инстинкты;

- большой мозг: он регистрирует ощущения, а также руководит ВНД.

Рассмотрим схему “Мозг человека” - поверхность и вид в разрезе.

Практическая часть.

1. Какое полушарие мозга у вас преобладает?

Информация:

Правое полушарие связано с созданием пространственных объектов, невербальным творческим мышлением и обработкой визуальных образов, однако областей со строго определёнными функциями на нем нет.

Левое полушарие связано с функциями языка и речи, оно управляет способностью писать и понимать слова и играет важнейшую роль в осуществлении математических расчётов и логических умозаключений.

(Далее учащиеся определяют преобладание полушария мозга через тест)

ВЫБЕРИТЕ ОТВЕТЫ, КОТОРЫЕ ВАМ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯТ

1. одеваясь утром, я:

а. Надеваю чистую одежду, которую заблаговременно выкладываю с вечера.

б. Выбираю одежду, которая соответствует моему настроению утром, или просто надеваю первые попавшиеся чистые вещи.

2. Выбираясь куда-нибудь с друзьями, я:

а. Люблю отправиться в уже знакомое место, где обычно хорошо провожу время.

б. Предпочитаю искать новые места, в которых мне ещё не доводилось бывать.

3. Мой рабочий стол:

а. Опрятно убран, и все бумаги и письменные принадлежности находятся в безукоризненном порядке.

б. Покрыт бумагами, так, что я всегда могу сразу же выбрать нужную, если она мне понадобится.

4. Я предпочитаю, чтобы в пятницу…

а. Мои выходные были уже спланированы, чтобы я знал(а) заранее, что мне предстоит сделать.

б. Мне не приходилось думать о том, как пройдут выходные: я предпочитаю проводить их свободно и спонтанно.

5. Мои любимые занятия можно описать следующим образом:

а. Они требуют сосредоточенности, предполагая изучение и анализ.

б. Они требуют творческого отношения и воображения.

Ответы

1. Если больше ответов “А”, то вы – левополушарник и, решая проблему, предпочитаете полагаться на факты и сведения, прежде чем принимать решение. Вашими главными недостатками являются: неприятие новых идей и, возможно, подавление своих творческих импульсов, поскольку вы оцениваете свои идеи прежде, чем они успевают до конца сформироваться.

2. Если больше ответов “Б”, то вы – правополушарник и решаете проблемы творчески и гибко, находя для них массу решений сразу. Ваш главный недостаток в том, что мелочи и подробности вас утомляют, и вы бросаетесь на решение новых задач, не успев до конца расправиться со старыми.

3. Если ответов “А” и”Б” примерно поровну, это означает, что оба полушария мозга одинаково активны и действуют в состоянии равновесия. Подобная гибкость мышления позволяет с успехом сочетать аналитические и творческие методы решения проблем. Однако вы рискуете быть не вполне последовательно мыслящим, и недостаточно творческим человеком, а это может ограничить глубину вашего ума и способность переключаться с “левополушарных” решений на “правополушарные”.

2. Советы для развития

- если вы – левополушарник, собирайте “коллекцию настроений”. Коллекционируйте различные картинки и предметы, которые кажутся вам привлекательными: перья, листья и т. д. Поместите всё это в альбом и затем просматривайте его. Какие ощущения он у вас вызывает? Устанавливая эмоциональную – а не логическую – связь между предметами, вы будете стимулировать у себя развитие правополушарного мышления.

- если вы – правополушарник, возьмите газету и, закрыв глаза, ткните наугад в страницу, после чего запишите слово, в которое вы попали. Повторите это, пока у вас не наберётся 10 слов. Теперь составьте из этих слов короткий рассказ, употребляя их так, как они были написаны. Используя слова, которые выбирали не сами, вы способствуете развитию у себя левополушарного мышления.

3. Разминка для ума.

Профессор Гарднер в 1983 г. заключил, что существует, по меньшей мере, 6 различных разновидностей интеллекта, каждую из которых можно развивать в отрыве от других:

1. математические способности: умение эффективно оперировать числами, делать умозаключения, рассуждать и пользоваться логикой;

2. языковые способности: умение эффективно пользоваться языком в речи;

3. музыкальные способности: умение понимать, видоизменять и отображать различные музыкальные формы;

4. пространственные способности: умение распознавать пространственные образы или объекты и манипулировать ими;

5. физические способности: умение управлять своим телом с целью самовыражения или для изготовления различных предметов;

6. личные способности: умение разбираться в своих собственных чувствах и чувствах других людей и управлять ими.

1.

4 5 1
2 ? 5
4 2 4

Каким числом следует заменить знак вопроса?

(Ответ: 3 – сумма чисел в каждом ряду и столбце равна 10)

2. Какое число в этой последовательности должно быть следующим?

346 289 134 628

(Ответ: 913 – 3462891 повторяются)

3. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье –

какой день будет вторым после дня, наступающего непосредственно за днём, идущим после дня, который является вторым после понедельника?

(Ответ: суббота. Суббота – четверг – среда – понедельник)

4. Сколько минут осталось до полуночи, если 72 минуты назад с 9 вечера прошло в 2 раза больше времени, чем осталось до полуночи сейчас?

(Ответ: 36 МИНУТ)

5. Вы потеряли пробку от ванны и пытаетесь наполнить её, открыв сразу 2 крана. Известно, что горячей водой можно наполнить ванну за 5 минут, холодной – за 4 минуты. Сколько потребуется времени, чтобы наполнить ванну, если учесть, что слив воды происходит за 20 минут?

(Ответ: 2,5 МИНУТЫ)

Заключительная часть

Ведущий:

Каждый из нас “умён” в той или иной области интеллекта, и мы должны развивать свой интеллектуальный потенциал, чтобы он стал основой для нашего повседневного развития и обучения, соответствующих при этом нашим основным задаткам.

Рефлексия (подведение итогов).

Прощание (звучат аплодисменты в знак благодарности друг другу за работу).

Использованная литература:

  1. Гордон К. Так ли вы умны, как вам кажется. Москва, 2004 г.
  2. Макарцев В. П. Интеллектуальный тренинг. Феодосия, 2001 г.
  3. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе. Москва, 2000 г. ;
  4. Рассел К. Раскройте потенциальные возможности вашего ума. Москва, 2005 г.