В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, “экологизацию” всех наук и сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Для повышения эффективности экологического образования и воспитания необходимо дополнить базовое образование в этой области дополнительными формами, вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы.
Уроки литературы дают богатый материал для экологического воспитания учащихся, начиная уже с пятого класса. Сегодня же хочется напомнить еще об одном источнике - это Коран.
Коран – один из величайших памятников мировой литературы, и принадлежит он к культурному наследию всего человечества. Влияние этой книги на жизнь и нравственные принципы мусульманских народов неоспоримо. Не случайно эту книгу наши предки называли священной. Коран и сегодня хранится во многих семьях, но так как он раньше издавался только на арабском языке, книга для многих поколений остается только лишь реликвией. И потому, что она не читается, не расшифровывается, она становится еще более священной, и многие даже не догадываются, какая поэзия, какая философия, какая глубина мысли скрывается за переплетом этой невзрачной книги. Еще А.С.Пушкин, познакомившись с Кораном на французском языке, говорил: “…многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом”.
Сегодня ситуация изменилась: Коран печатается и издается не только на арабском, но и татарском, русском языках, и у нас появилась возможность прикоснуться к тайнам этой книги.
В Коране достаточно ясно изложены все необходимые знания о мире. “Мы ничего не упустили в этой книге”, - говорится в Коране. Значит, не останавливаясь на религиозной стороне книги, надо только вдумчиво читать и постигать священный текст. Тема природы, бережного к ней отношения прослеживается в Коране достаточно четко.
Поистине, в создании земли и неба,
И в смене мрака ночи светом дня,
И в кораблях, пересекающих моря для нужд людей,
В воде, что Бог с небес изводит
И ею возвращает жизнь земле,
Когда она поникла в смерти,
Во всякой живности,
В движении и смене ветров,
Что облака меж небом и землей
Как слуг своих перегоняют –
Поистине здесь кроются знамения для тех,
Кто разумеет.
Сура 2 “Корова”, аят 164 (здесь и далее в переводе В.Пороховой)
Что же должен разуметь человек? Земля – наш общий дом и устроена она в полной гармонии дня и ночи, зимы и лета, жизни и смерти (ведь не случайно поэт Н.А.Некрасов говорил: “…нет безобразья в природе”):
Ты вводишь ночь на смену дня,
И зажигаешь день средь ночи,
Из мертвой плоти извлекаешь жизнь
И вызываешь смерть из глубины живого, -
И шлешь бессчетные дары
Тому, кого сочтешь достойным.
Сура 3 “Семейство имран” , аят 27
Человек – дитя природы, но не хозяин: никто не подвластен остановить дождь или морскую стихию, сделать так, чтобы после весны сразу пришла зима, не может человек задержать восход солнца и остановить время. Хотя сам человек наивно думает, что именно он хозяин на земле. Очень показательно в этом отношении стихотворение С.Я.Маршака, которое называется “Война с Днепром”:
Человек сказал Днепру:
- Я стеной тебя запру,
Ты
С вершины
Будешь
Прыгать,
Ты
Машины
Будешь
Двигать!
- Нет,- ответила вода,-
Ни за что и никогда!
-------------------------
И вот в реке поставлена
Железная стена.
И вот реке объявлена
Война,
Война,
Война!
Днепрогэс был построен, человек победил в этой схватке со стихией, и польза, несомненно, от этого была огромная. Но всегда ли деятельность человека по отношению к природе позитивна? Еще в 1990 году муфтий – хазрет Талгат Таджетдин писал, предупреждая людей: “Наша благословенная Земля превратилась в объект безудержного технологического экспериментирования, если не сказать – насилия… Люди перестали, по существу, воспринимать великий смысл строгого предупреждения: “…не портите землю после ее устройства” (Сура “Преграды”, аят 85 ).
Не ждет ли человечество суровое наказание за столь расточительное хозяйствование на земле?
Когда свернется (и погаснет) солнце,
Когда (теряя блеск свой) распадутся звезды,
Когда (подобно миражу) придут в движенье
И исчезнут горы,
--------------------------------
Когда набухнут и прольются все моря,
И обнажится небо,
И разожжен огонь бушующего Ада будет…
---------------------------
Сура 81 “Свертывание”, аяты 1 -12
Не апокалипсис ли это?
Всем: и тем, кто читает Библию, и тем, кто изучает Коран – глубоко созвучны идеи выдающегося борца за спасение природы русского писателя В.Распутина, для которого земля – это кормилица народа, вечное его пристанище, единственная обитель, к которой со стороны больше ничего не может добавиться, и наш долг – охранять и беречь землю для следующих поколений.
В знак солнца и сияния его,
И в знак луны, что следует за ним,
В знак дня, когда он раскрывает свет,
В знак ночи той,
Когда (на солнце) свой покров она накинет.
Клянусь небесным сводом
И совершенством тем, с каким он сотворен,
Клянусь землей
И тем, как распростерт ее покров,
И всякою душой,
И соразмерностью ее
(Для проживания на сей земле),
Ее прозрением о том, что праведно, что скверно.
Поистине, восторжествует тот,
Кто чистоту ее блюдет…
Сура 91 “Солнце”, аяты 1-9
Эти строки наталкивают нас на размышление: а блюдем ли мы ее чистоту?
Экскурсии по изучению родного края, экологические походы со школьниками на реку, в лес, к родникам доказывают нам обратное.
Значит, экологическое сознание людей еще не сформировано. Предотвращение экологической катастрофы не под силу одному человеку или группе людей. Надо начинать борьбу сегодня, сейчас, и всем вместе, иначе нас ожидает катастрофа:
Когда в конвульсиях земля забьется,
И на поверхность бремя тяжкое свое извергнет,
И возгласит (в отчаянии) человек:
“Что происходит с ней?”
В тот день свое известие она объявит,
Что было послано в Господнем откровенье.
И двинутся в тот день раздельными толпами люди,
И им предстанет все, содеянное ими на земле.
Сура 99 “Землетрясение”, аяты 1-6