Изучение социума и организации коррекционной работы "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 97 "Радость"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проблемы социализации.

Актуальность проблемы социализации очевидна. На протяжении всей жизни человека идет активное взаимодействие социума и личности.

Именно в дошкольный период ребенок познает и приобретает свой социальный опыт, успешность которого в прямую зависит от первых дней поступления в МОУ. Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям.

Поступление в МОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения. Адаптация ребенка раннего возраста происходит при постоянном контакте взаимодействия педагог-ребенок. Мониторинг позволяет корректировать развитие ребенка от дезадаптации к адаптации.

Мониторинг тесный контакт педагог-родитель позволяет оперативно вносить коррективы в педагогическую деятельность в процессе адаптации ребенка. Информацию о моментах дезадаптации педагог методом собственного наблюдения за поведенческими реакциями ребенка в коллективе детей, а также от родителей о том, охотно ли ребенок идет в детский сад.

Адаптация т.е. социализация ребенка, является и процессом и результатом усвоения ребенком опыта общения, стереотипов поведения, опыта совместной игровой и учебной деятельности. Стало быть, адаптация происходит в процессе общения и совместной деятельности, умело организованной педагогом. Для диагностирования адаптации необходимо иметь представление о негативном и ненормальном поведении ребенка в коллективе.

Признаки нормативного поведения:

  • ребенок доверчиво относится к детям, педагогу;
  • активно завязывает знакомство;
  • общителен, жизнерадостен, приветлив;
  • активен в познании окружающего;
  • инициативен, имеет живое воображение.

Признаки ненормативного поведения:

  • ребенок недоверчив, пассивен в общении;
  • отношения кратковременны, хаотичны;
  • прерываются конфликтно;
  • невнимателен к окружающему;
  • несамостоятелен, нуждается в стимуляции (похвале или порицании)

Конечная цель социализации ребенка-это подготовка его к самораскрытию своей личности, самореализации социальных и творческих способностей для нестандартных детей т.е. детей с некоторыми отклонениями.

И педагоги, прекрасно понимая, что пониженный темп умственного и речевого развития ребенка побуждает его к экспрессивному поведению, не только не пытаются “загонять” ребенка в рамки нормативного поведения, но работают с ним по индивидуальным программам, развивая его личность с учетом ему одному присущему особенностям и темпу развития. Разработанные и примененные на практике, утвержденные на педсовете (после комплексной диагностики) программы дают прекрасные результаты развития детей, имеющих специфические отклонения, добиваясь в конечном итоге полнейшей социализации ребенка, т.е. подготовке его к самораскрытию своей личности, самореализации социальных творческих способностей.

Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, которые должны активно способствовать физическому и психофизическому развитию ребенка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения.

С целью оптимизации адаптации нами был разработан план социально-педагогической работы по адаптации детей к условиям МОУ на 2005-2006 учебный год, утвержденный на педсовете нашего коллектива.

В нашем учреждении постоянно ведется социально-психологическая статистика семей воспитанников, что позволяет разрабатывать формы и методы работы и с детьми, и с родителями, исходя не только из программных требований министерств и ведомств, но именно из нужд, складывающихся на сегодняшний день и именно с нашими воспитанниками и их родителями. Так, социально-педагогическая статистика показала, что в нашем учреждении на текущий учебный год приходится всего 155 семей, в том числе:

Полные семьи 134, т.е. 86%
Неполные 21,т.е. 14%
Многодетные 9,т. е 5%
Семьи педагогически грамотные,
т.е. родители профессиональные педагоги 22, т. е 14,5%
В семьи, не обеспеченные соответствующим жильем,
т. е проживающие в общежитии 10,т.е 5,5%
В семьи, где родитель безработный 37, т.е. 24%
В семье, где ребенок – инвалид 7,т.е 4%

Кроме того, в нашем учреждении есть семью беженцев 1, т.е. 0,5%

Исходя из вышеперечисленных данных социально-педагогическая работа ведется дифференцированно с семьями. Цель этой работы одна - профилактическая, т. е предотвратить возможность возникновения конфликтов, для которых в этих семьях имеются объективные причины.

В своей работе с родителями мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы, а именно:

Формы работы с родителями школы-сада компенсирующего вида №97 “Радость”

Традиционные:

- общие и групповые родительские собрания;

- педагогические консультации;

- совместное проведение праздников, досугов, субботников;

- круглые столы, беседы по проблемам;

- помощь в работе (пошив костюмов, организация экскурсий и пр);

- родительская школа;

- школа молодой матери;

- конференции.

Нетрадиционные:

- Изучение семейного социума воспитанников

а) диагностирование

б) анкетирование

- Привлечение родителей к обсуждению готовых задач;

- Совместное планирование материальной базы ДОУ

- Привлечение родителей к экспериментальной работе.

- Лекторий для родителей по разделу коррекционной работы с детьми.

- Консультативно-диагностический центр.

- Семейные праздники.

- Праздники труда, совместные субботники.

- Дни открытых дверей (1 раз в месяц, с выпуском специальных приглашений, где указано какие занятия, консультации могут посмотреть родители и у каких специалистов).

Условиями нашей работы с родителями, являются:

- целенаправленность, системность, плавность;

- дифференцированный подход с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

- доброжелательность, внимательность.

Исходя из всего вышесказанного нами была создана идея саморазвития и самореализации ребенка в условиях системного подхода к его воспитанию, целостного контакта с окружающим его социумом с целью его познания. Мы разработали программу “Взаимосвязь социумов: образовательное учреждение (школа-сад) – семьи – микрорайон”. Программой предусмотрена обширная работа с родителями и инфраструктурой района и города. Программа дает возможность всем педагогам, работающим с детьми овладевать новыми педагогическими технологиями и методами, разрабатывать элементы методики в преемственности воспитания и обучения на каждом этапе развития и познания окружающего мира в соответствии с психологическими особенностями каждого ребенка.

В целях более активного и эффективного включения в процесс работы по социализации, необходима тесная работа по трем основным блокам:

1 Социально-педагогический

2 Медико-психологический

3 Общественно-педагогический

Программа позволяет увидеть проблемы семьи, здравоохранения, образовательных услуг, культурного досуга по обеспечению развития дошкольника и адаптации его к общественной жизни.

Характеристика социума

Для социализации ребенка немаловажен и такой фактор, как его окружение, т.е. социум.

Наше учреждение находится в Ленинском районе г. Астрахани. В микрорайоне 5-ти этажные дома – много детей разного возраста. Район удален от культурных центров, “домов творчества” для детей. Детям трудно найти себе дело по интересу и способностям, занять себя в свободное время.

Проанализировав социум и данные опроса жителей микрорайона, изучив обстановку в микрорайоне, мы обнаружили, что поблизости нет детских клубов, что вместе с тем увеличилось и продолжает увеличиваться число детей с речевыми нарушениями, задержками психического развития дошкольного и школьного возраста, в то время, как в городе нет речевой школы, структура нашего учреждения была продиктована временем.

В структуру начальной школы-сада входят:

  • коррекционные и диагностические группы для детей ясельного и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
  • коррекционные и диагностические группы для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста;
  • с 1 по 4 классы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • с 1 по 4 классы для детей с задержкой психического развития;
  • клуб по интересам;
  • психолого -медико-педагогический консилиум.

1) В нашем учреждении работают квалифицированные специалисты (психиатр, психолог, дефектологи, логопеды, рефлексотерапевт), которые постоянно дают необходимую консультативно-практическую помощь нашим воспитанникам и их родителям; оказывают просветительно-практическую работу.

2) Занятия в кружках и студиях “Клуба по интересам” не только развивает способности детей, дают первоначальные знания и умения, но и расширяют круг общения со сверстниками, детьми других возрастов (старшими и младшими; взрослыми)

3) В районе была необходимость создания консультативно-практической помощи для родителей, включает в себя знакомство родителей с психолого-педагогическими знаниями и дают практические рекомендации для индивидуальной работы с ребенком, помогает родителям понять своего ребенка, причины его негативного поведения и неудач в обучении, скорректировать свое поведение с ребенком.

Опираясь, опять же, на нужды жителей микрорайона мы приняли решение и создали ПМПК с 01.09.01 (утвержден с 01.09.01 его состав и график работы)

Два раза в неделю прием ведут квалифицированные специалисты: психиатр, психолог, дефектолог, учитель речевого класса)

Мы пользуемся спросом. К нам пошли родители со своими проблемами - кто за консультацией, кто с просьбой о принятии в наше учреждении, а кто за квалифицированной помощью того или иного специалиста. Это очень помогает нам в работе не только с нашими воспитанниками, но и позволяет держать ситуацию под контролем. Обследуя детей, пришедших к нам на ПМПК, и желающих оформляться к нам в учреждении, мы ставим на очередь и с учетом специфики диагностики это позволяет нам набирать группы детей не стихийно, опираясь только на возраст, но и планировать будущее комплектования, опираясь на то, что нужно в данное время, какие дети нуждаются в нашем учреждении на сегодняшний день.

Все это явилось и одной из причин создания на базе нашего учреждения единого образовательного пространства “детский сад-школа”.

Как мы пришли к организации единого образовательного пространства “детский сад-школа”, как условию социализации личности ребенка

Социализация связана как со стихийным влиянием условий жизни, так и целенаправленным взаимодействием на личность в процессе воспитания, образования.

Целенаправленное педагогические воздействие должно обеспечивать становление личности ребенка как субъекта социализации. Только в этом случае ребенок сможет активно овладеть всеми аспектами социального опыта, более или менее сознательно отбирать положительное в стихийном воздействии и противостоять негативным влияниям окружающей среды.

Социально-личностное развитие ребенка связано с конкретными изменениями во всей системе жизненно важных отношений “ребенок-сверстник”, “ребенок - окружающая среда”, составляющих реальное многообразие социальной ситуации развития личности. Содержательная сторона социальной зрелости характеризуется появлением у ребенка интереса к новым видам деятельности, повышением субъективной значимости широкого социального окружения, к переходам к внеситуативному познавательному и внеситуативно - личностному общению с взрослыми и сверстниками; развитию социальных эмоций и чувств, усилению интереса к социальным нормам поведения. Эти новообразования представлены в виде возможностей развития личности. Задача педагогики и реальной практики образования заключается в поиске эффективных условий и путем их формирования. Решению этой задачи способствует на наш взгляд, организация единого образовательного пространства “Детский сад-школа”. Понимая единое образовательное пространство как существующее “место” в социуме, где субъективно задаются множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности по развитию личности и его социализации, мы тем самым подчеркиваем сложный и многоуровневый характер современного представления образовательного пространства. Эффективность этой системы во многом зависит от условий, в которых она функционирует. Это:

Создание единой системы планирования педагогического процесса в УВК “Детский сад-школа”, обеспечивающей непрерывное развитие личности ребенка.

1 Так в нашем учреждении практически нет детей с не осложненными речевыми нарушениями. Коррекционно-педагогическая работа с такими детьми ведется по индивидуальным программам и индивидуально на занятиях.

Тяжелые речевые нарушения детей часто влекут за собой нарушение в эмоционально-волевой сфере, проявляющиеся в виде повышенной возбудимости и истощаемости нервной системы и задержки развития психологических процессов.

В коррекционную работу с такими детьми включается психиатр, психолог, рефлексотерапевт. Психолог работает над развитием всех познавательных процессов: внимания, памятью, мышлением; проводятся игры на общение; коммуникативные игры и др.

У детей с тяжелыми нарушениями речи выявляется общая моторная неловкость, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Поэтому большое значение приобретает работа инструктора ЛФК, массажиста, преподавателя физкультуры, инструктора УШУ, хореографа. И что самое главное, что, начиная работать с детьми с раннего возраста, специалисты продолжают эту работу в начальной школе, в чем и проявляется непрерывное развитие личности ребенка в едином комплексе “детский сад-школа”.

Специалисты по трудовому воспитанию подготавливают наших воспитанников к жизни в семье, в обществе, к будущей профессии, что особенно нужно именно нашим детям. На занятиях в кружках ручного труда дети приобретают навыки шитья (мягкая игрушка), конструирование и моделирование из бумаги и картона (делают шкатулки, модели машин), выпиливание, выжигание, чеканки, переплетного дела. В ходе работы развивается мелкая моторика рук, ориентация в пространстве, усидчивость, чувство взаимопомощи, умения общаться со сверстниками и взрослыми. Попутно решаются задачи развития речи: дети могут последовательно передавать операции изготовления той или иной поделки, делать описание ее. Дети общаются друг с другом, развивая навыки диалогической речи.

Есть в нашем учреждении и дети-инвалиды, которые особенно нуждаются в таких учреждениях, как наше. С такими детьми занимаются специалисты индивидуально, но при этом ребенок не изолирован от общества сверстников и есть возможность для его всестороннего развития.

2 Организация содержательной и смыслообразующей деятельности детей и взрослых.

3 Наличие одного педагогического коллектива, объединяющего воспитателей детского сада, логопедов, дефектологов и учителей начальных классов.

4 Создание разновозрастных детских коллективов, организация общения и сотрудничества детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5 Создание и рациональное использование общего территориального пространства и предметной среды УВК “детский сад-школа”.

Формирование личности ребенка как субъекта социализации будет успешным только тогда, когда в едином образовательном пространстве удается реализовать ряд условий:

Во-первых, решающее значение имеет такое построение образовательного процесса, при котором происходит овладение всеми доступными данному возрасту компонентами социального опыта, овладение ребенком различными видами деятельности, накапливающими, с одной стороны, прошлый опыт, с другой – позволяющими активно действовать в новых ситуациях. И вот уже кто-то из наших детей является участником конкурса на лучшую поделку в районе, в городе, в России. Дети, которые боялись незнакомых людей: не то, что разговаривать, поднять глаза; теперь поверили в свои силы, возможности. Они получили навыки не только в какой-то определенной деятельности, но самое главное, навыки общения.

Во-вторых, нами созданы все условия, которые обеспечивают достаточно успешное интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, что позволяет детям сознательно овладевать социальным опытом, осуществлять правильный выбор линии поведения во взаимоотношениях с окружающим.

В третьих, Формирование личности предполагает целенаправленное развитие всех новообразований, присущих данному возрасту через активную деятельность с последующей результативностью.

В четвертых, мы создаем условия, которые позволяют формировать у детей такие личностные особенности, которые обеспечивают его обучаемость, что создает возможность активно овладевать социальным опытом в процессе непрерывного образования.

В пятых, в процессе образования у наших детей развиваются творческие познавательные способности.

Все это хорошо просматривается в работе кружков, построенной на трехступенчатой основе.

На 1 ступени – дети знакомятся с данным видом деятельности, развивается интерес к ней. Педагог “влюбляет” ребенка в эту деятельность, вызывает у него желание заниматься этим. Здесь же дети получают первоначальные навыки и умения данной деятельности и первые результаты этой деятельности (рисунок, поделка)

На 2 ступени – уже совершенствуется деятельность детей, ребенком вносятся элементы творчества. Ребенок уже более уверен в себе. “Я могу!” становится главным его кредо на данном этапе. Ребенок поверил в свои силы - это уже огромный успех работы педагога.

На 3 степени – дети совершают первоначальные профессиональные умения и навыки, развивают свои творческие способности.

Так совместные занятия детей кружка разных ступеней объединяют детей разного возраста, с разным уровнем навыков общения. Здесь они учиться общению друг с другом, учатся взаимопониманию, умению учиться самому и учить других, кто младше, кто слабее. Таковы на наш взгляд условия, способствующие успешному овладению социальным опытом и формирование ребенка как субъекта социализации в едином образовательном пространстве “детский сад-школа”.

Самое главное в нашей работе это содружество детей, родителей и педагогов. Ведь только в содружестве и комплексном подходе к детям мы может воспитать полноценную личность. Каждый вид деятельности в нашем учреждении неотделим от другого. Например, музыкальные занятия развивают голос и артикуляционный аппарат, воспитывают чувство ритма и темпа, развивают просодическую сторону речи. Музыка необходима и на физкультурных занятиях и на занятиях по рисованию. Она учит фантазировать, создает эмоциональный настрой, а на занятиях дыхательной гимнастикой помогает расслабиться. Почувствовать прикосновение солнышка, теплого ручейка, ласкового ветерка. В кружке “Рукодельница” дети шьют мягкие игрушки, для театрально-игровой деятельности, тут же на занятиях импровизируют, создавая театральные сценки из знакомых им произведений. Создают поделки из природного материала для того, чтобы подарить их родителям или гостям нашего учреждения в дни открытых дверей, на творческих отчетах педагогов или на семейных праздниках. На таких праздниках дети, родители и педагоги испытывают положительный нравственно-эмоциональный настрой от общения. Дети стремятся показать чему они научились, а родители видят плоды труда педагогов и испытывают чувство гордости за своих детей.

Еще вчера этим детям с трудом давались многие физические упражнения, они не были столь музыкальны и гармоничны в танце как сегодня, но им помогли поверить в себя опытные наставники и теперь они свободны и непринужденны в любой аудитории. Юмор, шутки, конкурсы для родителей и детей, например замешивание теста для блинов, исполнение частушек, чистка картошки, разрезание арбуза “Кто быстрее?”, приготовление салата из моркови, создают непринужденную обстановку семейного праздника. И, конечно, успехи детей радуют, их творчество вдохновляет. “Если может Маша, значит и я смогу также” - такова психология ребенка. А мы, взрослые, должны вовремя его поддерживать: “Конечно же, сможешь!”. А что может шестилетний ребенок? Так мало, и так много…

Взаимодействие преподавателей, родителей и детей создает крепкий творческий союз между ними, готовит детей к современной жизни, т.е социально их адаптирует, развивает. А результатом того взаимодействия является участие детей в конкурсах и выставках не только внутри нашего учреждения, но и в районных, городских и российских. Наши дети - активные участники современной жизни детского учреждения, области, страны.

Вот, наиболее значимые из них:

1 Международный конкурс “Ускользающий мир” проводимый Всемирным союзом Охраны Природы (2 место –2 000г, 1место - 2001г)

2 Конкурс детского рисунка по подводной тематике, проходившего в рамках Международного молодежного фестиваля подводного плаванья “Каспий-2005” (3 место)

Таким образом, наше учреждение-это маленькая страна, где развиваются, нравственно и духовно растут, мирно сосуществуют дошкольники и школьники разных возрастов, дети как с нарушениями речи, так и с проблемами в психическом развитии. Малышам есть к чему стремиться, ведь они видят успехи старших, а старшие с удовольствием возятся с младшими, помогают и покровительствуют им. У нас нет зависти к тем, кто сделал больше успехов в любых видах деятельности, потому что теплый моральный климат в коллективе детей способствует настроениям взаимопомощи, а не соревнование.

Заканчивая обучение в дошкольных группах, в классах, дети не покидают нас. Они продолжают посещать занятия кружков и студий 3 ступени в Клубе по интересам нашего учреждения.

План

Социально-педагогической работы по Адаптации детей к условиям МОУ на 2005-2006 учебный год (разработан специалистами МОУ)

Направление работы
1 Ознакомительная беседа с ребенком, его родителями

Учет индивидуальных особенностей ребенка и семьи

2 Ознакомление ребенка и родителей с МОУ- школой

Экскурсия по учреждению

3 Изучение социально-психологического климата семьи (беседа, методика кинетического рисунка Р.Бернса и с. Кауфмана)
4 Коррекционно-игровые занятия дифференцированно:

а) с детьми застенчивыми

б) с детьми агрессивными

5 Организация совместной игровой и учебной деятельности по программе
6 Исследование стиля организаторской деятельности педагогов, внесение рекомендательных корректив
7 Изучение результативности работы педагогов путем диагностики детей по методике Л. Денякиной и на открытых занятиях
8 Обучение детей навыкам самообслуживания, самоконтроля в общении и деятельности
9 Диагностика уровня нормативности поведения через метод экспертных оценок
10 Рекомендации родителям по снижению влияния факторов дезадаптации
11 Тестирование родителей “Хорошо ли адаптирован ваш ребенок?”
12 Изучение уровня удовлетворенности родителей деятельностью школы – сада
13 Консультативно-практическая помощь родителям:

а) знакомство родителей с психолого-педагическими знаниями

б) практические рекомендации для индивидуальной работы с ребенком

14 Педагогические консультации по проблеме на начало (ноябрь) и конец (май) учебного года, выводы совершенствования работы.