Цели и задачи:
- развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся.
- развивать и укреплять интерес к математике.
Предварительная подготовка:
- Создание жюри;
- Помощь учащимся в организации команд, выборе капитанов.
Оборудование: Карта путешествий, корабли. (Приложение 1)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач,
Не беда, что нам плыть далеко,
Не боимся, что путь будет труден
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
ПРАВИЛА ИГРЫ: В игре участвуют две команды. Каждая команда получает корабль-символ, который будет передвигаться по карте по мере выполнения заданий. Команда, не выполнившая задание, отправляется в море Подсказок, там выполняет задание меньшей сложности. Задача команд – дойти до Замка и разгадать послание.
ХОД ИГРЫ
I. ОСТРОВ ВОПРОСОВ.
В течение 1 минуты каждая из команд должна ответить набольшее число вопросов.
Вопросы первой команде:
- Как называется результат вычитания?
- Сколько концов у 3,5 палок?
- Как называется прибор для измерения отрезков?
- Найти модуль числа -6.
- Чему равен наименьший общий знаменатель .
- 63:7.
- Число, которое делится на данное число без остатка.
- Число, обратное 2.
- Как умножить два числа с разными знаками.
- Что называется пропорцией?
- Формула нахождения площади круга.
- Как называется “верхняя” часть дроби.
- Назовите число “разделяющее” положительные и отрицательные числа.
- Чему равна площадь прямоугольника.
- Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько рублей стоят пять таких рыб?
- Признак делимости на 10.
- Сформулировать свойство взаимно-обратных чисел.
- Что показывает частное двух чисел.
- Что называется диаметром окружности.
- Что такое НОК?
Вопросы второй команде:
- Как называется результат сложения?
- Сколько минут в одном часе?
- Что тяжелее: 1кг ваты или 1 г железа?
- Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
- Как называется прибор для измерения углов?
- На что похожа половина яблока?
- Очень плохая оценка.
- В каком случае произведение равно нулю?
- Как сложить два отрицательных числа?
- Сформулировать основное свойство пропорции.
- Формула для нахождения длины окружности.
- Чему равно 32?
- Назовите наименьшее двухзначное число.
- Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю?
- 7* 8.
- Сформулировать признак делимости на 5.
- Основное свойство дроби
- Сформулировать свойство противоположных чисел.
- Что называется радиусом окружности.
- Расшифруйте НОД.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
II. ЛОГОВО МОРСКОГО ЧУДОВИЩА.
Все участники выстраиваются в полукруг. По очереди считают от 1 до 30. Вместо чисел оканчивающихся 3 или делящиеся на 3 говорят: “ой – да – я”
Выигравший участник приносит команде 1 балл.
III. МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛ.
Задание одинаковое для команд. Время 2 минуты.
Расставьте в квадратиках девять чисел из следующих десяти: -5, -4, -3, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5 – так, чтобы сумма чисел, лежащих в одном ряду, была равна 0. (см. рис. 1)
МОРЕ ПОДСКАЗОК.
В клетки квадрата впишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали и горизонтали была равна 0. (см. рис. 2)
ИТОГИ: если команда ответила сразу, то ей присуждается 1 балл, если были в “море подсказок”, то 0,5 балла.
IV. ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕР.
Веселый ветер принес интересные задачки. Зачитывается вопрос, команда знающая ответ поднимает руку и отвечает. За правильный ответ команда получает 1 балл.
- Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще 3 яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольки яиц могли бы приготовить себе яичницу деде и баба, если бы не разбаловали свою мышку? (9).
- В кухне находятся 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идет пешком по потолку? (12).
- Охотник стрелял сразу в двух зайцев и промазал. Первый заяц весил 5 кило, а второй в два раза больше. Спрашивается: сколько килограмм зайчатины убежало от охотника? (15)
- В школе учится 70 человек. Остальные 430 учеников валяют дурака. Сколько всего учеников в этой школе? (500)
V. БЕРЕГ СЧАСТЬЯ.
Мы попали на Берег Счастья. Задание: в течение 5 минут сочинить стихотворение на заданные рифмы, строчки которого заканчиваются словами:
- кошка – ложка – окошко – немножко.
- стакан – банан – карман – обман.
- бег – снег – век – человек.
- кружка – подружка – лягушка – частушка.
- конь – гармонь – огонь – ладонь.
Оценка: 5 баллов.
VI. ПУСТЫНЯ ЖАЖДЫ.
По дороге оказались в пустыне Жажды. У нас есть небольшой запас воды. Каждой команде дается стакан воды и ложка. На расстоянии ставится стакан с водой. Первый участник бежит до стакана, ложкой зачерпывает воду и поит второго участника, о сам встает в конец. Второй участник бежит к стакану, зачерпывает воду, поит третьего участника. И так далее. Игра продолжается до тех пор пока не закончится вода.
Оценка: 4 балла.
VII. ДЕТЕКТИВЫ.
Командам предстоит выступить в роли детективов и отгадать по описанию, кому что принадлежит. Время 5 минут.
Марина, Лариса, Жанна и Катя умеют играть на разных инструментах (пианино, виолончель, гитара, скрипка), но каждый только на одном. Они же знают иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), но каждая только один. Известно:
- девушка, которая играет на гитаре, говорит по-испански;
- Лариса не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает английского языка;
- Марина не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает ни немецкого, ни английского языка;
- девушка, которая говорит по – немецки, не играет на виолончели.
- Жанна знает французский язык, но не играет на скрипке. Кто на каком инструменте играет и кто какой язык знает?
Оценка: 5 баллов.
Можно обратиться в море подсказок, за каждую подсказку - 0,5 балла.
ИТОГИ.
VIII. Чтобы попасть в замок 5 надо открыть замок, а чтобы его открыть надо знать код. Сейчас мы его расшифруем.
Каждой команде предлагается решить ряд примеров. Найти ответ и рядом с ответом записать букву соответствующую числу.
В случае затруднения можно обратиться в море подсказок. В этом случае вычитается 0,1 балла. Команда первой справившейся с заданием получает 5 баллов.
Примеры 1 команде
1. -35+(-9),
2. -7+(-14),
3. -17+(-8),
4. -5+(-238),
5. -1,6+(-4,7),
6. -5,6+(-2,4),
7. -8,8+(-4,2),-246+3,
8. 26+(-6),
9. -17+30,
10. 50+(-93),
11. -100+79,
12. 45+(-25),
13. ,
14. ,
15. -9+10,2,
16. -936+693,
17. 49+(-36).
-6,3 – д; -13 – т; -43 – п; 13 – ь; ; -21 – о; 1,2 – а; -8 – и; -25 – б; ; 20 – л; -243 – е.
Примеры второй команде.
- -25:(-5);
- -15+(-38);
- ;
- -3,2+5,7;
- -2? 26;
- -3* ;
- 29+(-29);
- 0-30;
- -4,9:0,7;
- -1,8+(-4,2);
- 0,8+(-4,2);
- 104:(-2);
- -100+100;
- 100-(-64);
- ;
- 7+(-4,5);
- 1,7? (-2);
- -3,96+(-30,7).
0 – л; -7 – в; -52 – с; -3,4 – й; 2,5 – а; -34,66 - !; -2,4 – ы; - м; 164 – у; -30 – и; - - ч.
Подведение итогов. Награждение.