Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому нелегкий учебный труд должен приносить удовлетворение, радость школьникам, желание вновь и вновь познавать. От этого зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонек. Учитель, принявший первоклассников ставит перед собой следующие задачи:
- закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;
- развитие и направление интереса к учению;
- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания.
Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность, но достаточно времени занимают и игры.
Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой форму размышления ребенка об окружающем мире. Благодаря игре, у детей развивается абстрактное мышление.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. В чем же польза компьютерных игр?
Во время игры на экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Они создают особый мир похожий на мир реальный, но и отличающий от него. Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставить их измениться, появиться или пропасть, то есть он чувствует их реальность. В то же время он не может взять их в руки, не может их потрогать. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление о всех появляющихся предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важные операции мышления, как классификация и обобщение. Не менее важно и то, что в этих играх ребенок начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки реальных вещей. У детей очень рано начинает развиваться, так называемая “знаковая функция сознания”, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего мира, - это и реальные предметы, и картины, и схемы, и слова, и уравнения, и мысли, которые являются наиболее сложным уровнем действительности. Знаковая функция сознания дает возможность мыслить без опоры на внешние предметы.
Рисуя вместе с детьми, или давая им задание определенного содержания (например, теплый солнечный день) можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Дети учатся сочинять сказки (развитие речи), иллюстрировать сюжет движущимися картинками (развитие зрительно-моторной координации).
- обвести контуры различных фигур
разным цветом; - наложение на геометрические фигуры разных форм; - определить взаимное расположение фигур. |
- дорисовка заданной геометрической
фигуры; - задание на деление фигуры на части; - найти в абстрактных картинках фигуру. |
- найти закономерность; - на проведение синтеза заданных частей в единое целое. |
Детская память непроизвольна, то есть дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запоминать. Они запоминают только яркие эмоционально важные для них детали и случаи. Компьютер делает значимым ярким содержание усвояемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.
Ребенок постепенно начинает интересоваться содержанием игр, а не только формой. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную.
Используя компьютер для изучения математического материала, важно создание условий для развития и совершенствования всех познавательных процессов младших школьников, усиливая акцент на развитие мышления. Основными положениями такого подхода являются:
- Включение пакета основных программ, направленных на отработку навыков табличного сложения и вычитания, умножения и деления, усвоения выполнения алгоритма арифметических действий.
- Включение целенаправленно выстроенной системы содержательно-логических заданий, компьютерных игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных с одной стороны на развитие познавательных процессов младших школьников, а с другой более осознанному усвоению изучаемого математического материала.
Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности.
Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредствам тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время при проверке домашнего задания, также при организации фронтального опроса и организации индивидуализации обучения.
Результат использования информационных технологий:
- у детей младшего школьного возраста формируется умение и желание учиться;
- первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- происходит формирование навыков сознательного использования основных мыслительных операций: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определение, использовать алгоритм, строить умозаключение, рассуждать и делать выводы, грамотно общаться с информацией.
Таким образом, использование информационных технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.