Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов “Начальной школы”, чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира.
Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Одним из апробированных в школах индустриально развитых стран, и является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно искать путь преодоления. С другой стороны, этот метод обучения привлекателен и для учителей, помогает им лучше оценивать способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Уникальность положения компьютера:
- Он естественный объект учебного процесса.
- Это ценное техническое средство обеспечения общего процесса образования.
Итак,
Важнейший фактор развития в возрастном периоде 6 – 11 лет является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения.
Рассмотрим эти сферы:
- Развитие когнитивной сферы
(переход психических, познавательных процессов ребёнка на более высокий уровень)
- Развитие эмоциональной сферы
(эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное)
- Развитие мотивационной сферы
(формирование сознательного и волевого регулирования поведения)
Приведя вышеизложенные сферы к единому целому. Можно сделать вывод о наилучшем применении современных компьютерных технологий в начальном звене, как в учёбе, так и во внеурочной деятельности.
Возможности применения информационных технологий:
- Использование обучающих программ.
- Использование электронных словарей и энциклопедий.
- Тесты.
- Разные виды контроля.
- Разные виды проверки и разные способы проверки
(самопроверка и консультация)
Работа учителя в компьютерной технологии включает функции:
1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом и предмета в целом.
2. Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест.
3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.
Информация обучения требует от учителя и учащегося компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания.
В структуру содержания входят:
- знание основных понятий информатики;
- знание современных информационных систем;
- владение хотя бы одним текстовым редактором;
- первоначальное представление об алгоритмах программирования;
- первоначальный опыт использования прикладных программ.
Особенности методики:
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “ вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
В разных вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
В функции учителя компьютер представляет собой:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажёр;
- средство диагностики и контроля.
Концептуальные положения использования информационных технологий:
1. Обучение – это общение ребёнка с компьютером;
2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка;
3. Диалоговый характер обучения;
4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
5. Взаимодействие ребёнка с компьютером может осуществляться по всем типам:
- субъект – объект;
- субъект – субъект;
- объект – субъект.
6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
7. Поддержание у ученика психологического комфорта при работе с компьютером.
8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения велики.
Сегодня, с приходом в школу информационных технологий, появилась возможность интенсифицировать преподавание в начальной школе, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений за счёт сокращения затрат времени на некоторые виды работ и, конечно, дифференциация.
Рациональное использование информационных технологий в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не умоляя ни в коей мере значимость роли педагога.