Использование новых информационных технологий на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов “Начальной школы”, чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Одним из апробированных в школах индустриально развитых стран, и является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно искать путь преодоления. С другой стороны, этот метод обучения привлекателен и для учителей, помогает им лучше оценивать способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Уникальность положения компьютера:

  • Он естественный объект учебного процесса.
  • Это ценное техническое средство обеспечения общего процесса образования.

Итак,

Важнейший фактор развития в возрастном периоде 6 – 11 лет является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения.

Рассмотрим эти сферы:

  • Развитие когнитивной сферы

(переход психических, познавательных процессов ребёнка на более высокий уровень)

  • Развитие эмоциональной сферы

(эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное)

  • Развитие мотивационной сферы

(формирование сознательного и волевого регулирования поведения)

Приведя вышеизложенные сферы к единому целому. Можно сделать вывод о наилучшем применении современных компьютерных технологий в начальном звене, как в учёбе, так и во внеурочной деятельности.

Возможности применения информационных технологий:

  • Использование обучающих программ.
  • Использование электронных словарей и энциклопедий.
  • Тесты.
  • Разные виды контроля.
  • Разные виды проверки и разные способы проверки

(самопроверка и консультация)

Работа учителя в компьютерной технологии включает функции:

1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом и предмета в целом.

2. Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест.

3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.

Информация обучения требует от учителя и учащегося компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания.

В структуру содержания входят:

  • знание основных понятий информатики;
  • знание современных информационных систем;
  • владение хотя бы одним текстовым редактором;
  • первоначальное представление об алгоритмах программирования;
  • первоначальный опыт использования прикладных программ.

Особенности методики:

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “ вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В разных вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

В функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажёр;
  • средство диагностики и контроля.

Концептуальные положения использования информационных технологий:

1. Обучение – это общение ребёнка с компьютером;

2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка;

3. Диалоговый характер обучения;

4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

5. Взаимодействие ребёнка с компьютером может осуществляться по всем типам:

  • субъект – объект;
  • субъект – субъект;
  • объект – субъект.

6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

7. Поддержание у ученика психологического комфорта при работе с компьютером.

8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения велики.

Сегодня, с приходом в школу информационных технологий, появилась возможность интенсифицировать преподавание в начальной школе, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений за счёт сокращения затрат времени на некоторые виды работ и, конечно, дифференциация.

Рациональное использование информационных технологий в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не умоляя ни в коей мере значимость роли педагога.