Роль самоконтроля и самооценки, пробуждение внутренней мотивации, стимулирование и поддержание интереса к предмету

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Существенный элемент процесса обучения в школе – учет знаний учащихся. Главное в учете знаний – контроль за результатом и ходом учения. При решении примеров и задач на уроке, при выполнении домашних работ мы предлагаем учащимся различные задания, потом проверяем их, затрачивая время, отмечаем, подчеркиваем ошибки, но не всегда наши ученики после проверки их работ возвращаются к ним, чтобы выяснить, исправить и осознать сделанные ошибки. А между тем проведение работ можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно.

Ответы заданий записываю на доске в возрастающем или убывающем порядке.

Например:

(258+642)/3 (912-112)/4 840/4+0*3
(185+815)/5 (704-304)/8 800-690/3*2
(155+265)/7 (900-540)/9 450*9*7-350*0

Ответы для проверки: 40, 50, 60, 200, 210, 300, 340, 350.

Использую взаимосвязь между примерами и получаемыми ответами: это круговые примеры.

При подготовке работы выписываю и подбираю примеры так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Затем эти примеры переписываю вперемешку.

Знакомить учащихся с приемами самоконтроля начинаю с первой четверти первого класса. В доступной для учащихся форме провожу небольшую работу, цель которой – показать, что такое самоконтроль.

Я раздаю листочки, на которых записаны примеры:

7+2 4+2 8-2
6-2 9-2 6-2

Ребят прошу записать только ответы. Кто выполнит, поднимает светофор.

Выполнение работы занимает пять минут. Я быстро прохожу по классу и фиксирую количество ошибок.

- А теперь я дам вам время для того, чтобы вы сами проверили свою работу, сами себя проконтролировали.

Давайте вспомним, как можно прибавить к числу 2 (вызываю одного из учеников допустивших ошибку) (Можно прибавить 1 и еще 1) А как вычесть? (Сначала вычесть 1, а потом еще 1) Проверьте, правильно ли вы решили примеры, пользуясь этим приемом. Давайте послушаем Ваню. И так ребята проверяют все примеры. Если допустили ошибку, зачеркни неверный ответ и напиши правильный. Дети начинают проверять.

Через три минуты фиксирую результат проверки. С теми учениками, которые не исправили ошибку, работаю индивидуально.

На следующем уроке опять предлагаю самостоятельную работу на пять минут, в нее включаю другие примеры:

7+1 6+1
7+2 5-2
5+2 4+2

Предлагаю классу посмотреть на доску, где записаны решенные примеры (в другом порядке) и проконтролировать себя:

6+1=7 7-2=5
4+2=6 7+1=8
5-2=3 5+2=7

Напоминаю детям, что они должны посмотреть на первый пример 7+1, найти его на доске и, если он решен верно, поставить галочку, если неверно – поставить минус.

Ученики, допустившие ошибку, находят ее.

Сначала проверка занимает больше времени, чем выполнение самой работы. Но очень быстро у ребят формируется умение и даже потребность проверять свои действия.

Знакомя учащихся с каждым новым приемом самоконтроля, я обязательно провожу небольшую беседу. Например, показывая как использовать для самоконтроля линейку, говорю детям: “Большинство из вас уже хорошо выучили таблицу сложения и вычитания, и все-таки некоторые учащиеся еще допускают ошибки. Очень важно уметь найти допущенную ошибку, но для этого нужно знать, как это сделать. На уроке я предлагаю вам образец решенных примеров, а дома вы можете проверить ответ на палочках. Но можно использовать для этой цели линейку. Давайте выполним такое упражнение. Запишите примеры, которые изображены на линейке:

Учащиеся записывают:

2+3=5

5-2=3

7-2=5

8-1=7

- А теперь по линейке проверьте, верно ли решены данные примеры.

5-2=4

7-3=5

6+2=8

Учащиеся стрелочками обозначают на линейке решенные примеры, находят ошибки.

При проверке последующих работ использую различные приемы проверки. Одним предлагаю проверить ответы на палочках, другим – по линейке, третьим – даю карточки с образцами решений.

Во всей этой работе я считаю особенно важным понимание необходимости самоконтроля, осознание ребенком, что, решив данные примеры, он всегда может себя проверить, используя другие способы нахождения результата.

Использую следующие виды самоконтроля:

1. Проконтролируй правильность вычислений, пользуясь таблицей сложения и вычитания; таблицей умножения.

2. Используй для контроля числа, которые являются ответами (ответы даются в том порядке, как записаны примеры, либо в порядке возрастания или убывания).

3. Используй для контроля следующие примеры.

4. Проконтролируй себя. Каждый следующий ответ должен быть больше предыдущего.

5. Запиши в тетради только те примеры, ответ которых равен 23:

6. Используй для контроля промежуточный результат:

Обучение учащихся контролированию выполняемой работы происходит не только при формировании вычислительных навыков, но и в процессе практической реализации полученных знаний. В частности, это относится и к решению математических задач. На всех этапах решения задачи я добиваюсь понимания выполняемых действий, контролирую понимание записанных математических выражений.

После прочтения задачи, например, № 1 стр. 22 третий класс традиционная программа 1-4 кл., с помощью вопросов выясняется, как учащиеся поняли условие задачи: сколько игрушек в одной коробке? Сколько таких коробок? Убедившись, что все ученики верно понимают условие задачи, учитель предлагает одному из них сделать рисунок и записать условие в таблице, которая заранее подготовлена на классной доске.

После того как составлен план решения, организуется самостоятельное решение данной задачи.

В качестве эффективного средства самоконтроля могут выступать обратные задачи.

Итак, главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях.

При проведении описанных выше работ я стараюсь фиксировать результаты первого этапа работы (до проверки) и второго этапа (после проверки) и проводить индивидуальную работу с учащимися, которые не справились с заданием.

Учащиеся с большим интересом выполняют проверку работы, большинство из них к концу первого года обучения даже сами могут предложить тот или иной способ самоконтроля.