Цели:
- помочь ребёнку осознать, объяснить, перевести на язык слов, на уровень логических понятий чувства, интуитивное понимание сердцем и душой прочитанного произведения;
- активизация работы души и ума;
- осмысление своих чувств;
- от подсознательного понимания прочитанного подвести ребёнка к осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения.
Оборудование:
- Портрет Г.Х.Андерсена.
- Произведение “Стойкий оловянный солдатик” Г.Х.Андерсена.
- Иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена.
- Карточки с вопросами по анализу произведения.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сообщение темы урока, цели.
- Вчера мы закончили чтение одной из прекрасных сказок Ганса Христиана Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”. В ходе обсуждения прочитанного у нас возник вопрос: “Почему погибает оловянный солдатик, почему так сложилась его судьба?”
Проблема судьбы является одной из главных во многих сказках Андерсена и других авторов.
Давайте найдём ответ на этот вопрос сегодня.
II. Выбор формы работы.
- Чтобы проследить за судьбой оловянного солдатика и ответить на вопрос, почему погибают главные герои, нам придётся последовательно найти в тексте ключевые (опорные) эпизоды, слова, образы, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи всего произведения. Я предлагаю разделиться на 4 группы, выбрать каждой группе блок вопросов и начать работать.
Дети делятся на 4 группы, распределяют вопросы, берут книги и начинают искать, обсуждать ответы на поставленные вопросы.
III. Анализ произведения.
А) Постановка проблемного вопроса для всех.
- Какие основные чувства у вас вызвала эта сказка?
Возможные ответы детей: грусть, жалость, боль, вызванная гибелью главных героев и радость, связанная с теми чудесами, которые происходят в сказке.
Обобщение учителя.
- Действительно, в первых же фразах сказки – прочитаем их – звучат два главных мотива произведений Андерсена - радостный, светлый, связанный с красотой и чудом, и грустный, печальный, иногда скорбный.
Б) Обсуждение 1-го блока вопросов.
- О чём говорят первые слова солдатика?
- Какое желание возникает у него?
- Как эти мысли и чувства характеризуют самого солдатика?
- Раскрывают ли они главное в нём?
Можно зачитать отрывок из сказки, относящийся к этой группе вопросов.
Ответы детей.
Обобщение учителя.
- Красота танцовщицы вызывает у солдатика эгоистическое желание, корыстную мысль, он мгновенно забывает о своём высоком долге, о своём главном назначении. Но разумом понимает, что это желание неосуществимо, но всё-таки думает: “Познакомиться с ней всё же не мешает”. Зачем?
- Ребята, так устроен человек, что в нём заложено добро и зло, говорят, такова человеческая порода, и человек сам делает выбор и несёт ответственность за этот выбор. Найти в себе силы преодолеть внутреннее зло – вот что важно для человека.
Но, вернёмся к сказке и попробуем разобраться со 2 блоком вопросов.
В) Обсуждение 2-го блока вопросов.
- О чём говорит характер и сама последовательность занятий игрушек после того, как все люди легли спать?
- Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома?
- А почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, не пригласили их играть?
Можно зачитать отрывок, относящийся по содержанию к этой группе вопросов.
Ответы детей.
Обобщение учителя.
- Очевидно, игрушки играют так, как и дети в этом доме. Сначала в гости, потом в войну, заканчивают балом. Это говорит об уважительном отношении к женщине, к девочке, о культуре, воспитанности, дружбе, согласии в доме, любви к поэзии, где даже канарейка “заговорила стихами”. А про солдатиков, правильно, дети просто забыли, ведь они появились в доме недавно. Здесь скрыт второй секрет Андерсена: уметь прощать других людей, понимать их слабость и ошибки.
Г) Обсуждение 3-го блока вопросов.
- А как вёл себя солдатик в это время?
- Как вы думаете, красавица заметила теперь солдатика?
- Откуда вдруг появился чертёнок, за что он мстит нашему герою?
- Как выдерживает солдатик все испытания, выпавшие на его долю?
Ответы детей, если есть необходимость зачитать отрывки из произведения, относящиеся к данным вопросам.
Обобщение ответов, рассуждений детей учителем.
- Главный смысл и цель существования солдатика – быть готовым охранять, защищать красоту – хрупкую и беззащитную.
- Между ним и красавицей установилась как бы невидимая связь, красота танцовщицы очистила душу солдатика от мелких, пошлых мыслей. Чудо зарождения любви уже произошло.
- Чертёнок, мне кажется, - это материальное воплощение того внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а мстит он солдатику за то, что тот притворился, будто ничего не было, и не слышит, не раскаивается. Голос совести в данном случае молчит, и наказание судьбой неизбежно.
- Но, посмотрите, как достойно он выдерживает все испытания. Даже в трудную минуту человек не должен унижаться, помнить о своей чести, не изменять себе.
- Испытывает ли он ненависть и злобу к гадкому чертёнку? Нет, он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания и думает только “о милой плясунье”.
Д) Обсуждение 4-го блока вопросов.
Ответы детей, чтение отрывков из произведения, подтверждающие рассуждения детей на поставленные вопросы.
- Как можно расценить долгожданное чудо, когда солдатик снова оказался в комнате того же мальчика?
- Почему мальчик из этой доброй и весёлой семьи, из благородного дома так жестоко поступает?
- Почему именно сейчас “заговорил” в мальчике чертёнок?
Обобщение ответов детей учителем.
- Вы правильно подметили, что возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость. Надо пройти через искушение, победить зло, пройти испытания, чтобы познать счастье понимания, слияния родственных душ: “Танцовщица смотрела на него и оба молчали”.
- Видимо, в каждом человеке есть свой “злой чертёнок”, который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности, других низких чувств.
- А гибель прекрасной танцовщицы? Этот мотив безмолвной, обречённой и в то же время непобедимой, самоотверженной любви часто повторяется в сказках Андерсена.
4. Подведение итогов.
- Итак, мы подошли с вами к ответу на наш главный вопрос.
В своей гибели виноват сам солдатик, так как за всё надо рано или поздно платить, это и месть чертёнка, вырвавшегося из души солдатика на волю. Так автор сказки строго судит героев за пошлые и эгоистические чувства, (хотя вроде бы, что плохого в мыслях солдатика, время было такое, видимо), измену долгу и высокому идеалу.
Герои сказки погибают из-за проявления зла в других людях.
Вот поэтому своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?!
Мы убедились с вами ещё раз: хорошо, когда побеждает добро и справедливость, но надо уметь защитить себя и близких тебе людей от зла, насилия, несправедливости.
Может быть у вас появятся ещё какие-то мысли по поводу услышанного сегодня, мы с удовольствием продолжим разговор в следующий раз, а сейчас спасибо всем за творческую работу на уроке.