Форма урока: исследовательская работа в парах.
Цели:
- Сформировать знания о правилах поведения в пути при передвижении по болотам, в горах и при переправах через реки.
- Продолжить развивать знания об опасностях, которые могут ожидать в пути.
- Воспитывать чувства товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью.
Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.
Оборудование: шест, листы с вопросами, учебник ОБЖ 6 класс
Ход урока
I. Организационный момент. Дом зад
Опережающее задание (на выбор)
1. Подготовить сообщение о лавинах, которые сошли на территории России.
2. С родителями обсудить: Как спастись от удара молнии?
II. Проверка дом. задания. Контрольный срез по вариантам, а затем взаимопроверка.
I вариант.
1. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход?
а) модной;
б) удобной;
в) плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать ногу;
г) дорогой и фирменной.
2. Какие существуют способы определения сторон света на местности?
а) по направлению ветра;
б) по собственной тени, по компасу;
в) по часам (только в пасмурную погоду);
г) по местным признакам (по муравейникам, по состоянию снежного покрова на склонах)
3. Что необходимо предпринять, чтобы сохранить работоспособность при отсутствии пищи и воды?
а) не следует что-либо предпринимать;
б) снизить физическую активность;
в) организовать полноценный отдых.
4. Укажите последовательность разведения костра.
а) в любой последовательности;
б) заготовить растопку (мелкие сухие веточки, дрова);
в) поджечь костер 2-3 спичками;
г) проложить на растопку ветки потолще, поверх веток положить поленья.
5. Каким образом лучше адаптироваться к условиям горной местности?
а) больше пить чай с лимоном;
б) больше спать;
в) сократить физические нагрузки;
г) не следует много пить.
II вариант.
1. Как рекомендуют специалисты адаптироваться к смене климата?
а) посоветоваться с соседями;
б) узнать особенности климата той местности, куда человек собирается поехать;
в) проконсультироваться у врача о возможностях своего организма к адаптации;
г) подобрать одежду в соответствии с климатом местности, куда человек собирается ехать.
2. Какое место необходимо для разведения костра?
а) любое удобное;
б) поляна, защищенная от ветра;
в) на глубоком снегу.
3. Чего не следует делать при разведении костра?
а) использовать для поддержания огня сухостой и хворост;
б) разводить костер возле деревьев;
в) использовать для костра живые деревья и разводить костер на торфяных болотах;
г) оставлять без присмотра горящий костер.
4. Как обеспечить себе питание в автономном существовании?
а) ничего предпринимать не надо, пищу доставят спасатели;
б) разделить запасы продовольствия на части, оставь неприкосновенный запас (НЗ);
в) обеспечить питание резервов природы (дикорастущие съедобные растения, мясо животных, рыба)
5. Что следует предпринимать, если, будучи в походе, вы отстали от своей группы?
а) начать активные поиски группы во всех направлениях;
б) остановиться на развилке тропы и ждать, когда за вами вернуться;
в) при необходимости развести костер и построить временное жилище;
г) не сходить с тропы (лыжни).
III вариант.
1. В чем состоят основные принципы адаптации человека при смене климатических условий?
а) есть только протертую пищу;
б) осторожно относиться к экзотической местной пище;
в) носить удобную просторную одежду из натуральных материалов и головной убор;
г) не следует в первые дни подвергать себя излишним нагрузкам, необходимо больше спать;
д) есть больше местной пищи, чтобы быстрее привыкнуть.
2. Какими правилами следует руководствоваться при использовании в пищу съедобных растений?
а) не употреблять без термической обработки;
б) употреблять листья, стебли и побеги, собранные до цветения растения;
в) используемые нижние части растений (корни, клубни, луковицы) перед употреблением или обработкой тщательно промыть и очищать от гнили и наростов.
3. Что не надо делать при адаптации в горах?
а) часто дышать;
б) пользоваться одеждой из синтетических тканей и тесной одеждой и обувью;
в) есть снег, и пить воду из ручьев, а так же увеличивать физическую нагрузку;
г) пользоваться солнцезащитными очками с пластмассовыми линзами;
д) пользоваться защитными кремами.
4. Как ты будешь сушить одежду и обувь на привале после дождя?
а) сделаю сушилку из жердей недалеко от костра;
б) сделаю навес над костром;
в) буду сушить на себе;
г) буду сушить одежду и обувь в руках над костром
5. Где лучше всего развести костер зимой?
а) под ветвями больших деревьев;
б) на открытом месте;
в) в вырытой в снегу до земли яме;
г) на утоптанном снегу.
Ключ:
I вариант. – 1в, 2б,г, 3б,в, 4б,в,г, 5а,в.
II вариант. – 1б,в,г, 2б, 3б,в,г, 4б,в. 5б,в,г.
III вариант. – 1б,в,г, 2б,в, 3б,в,г, 4а, 5в,г.
III. Объяснение нового материала.
“Не зная броду, не суйся в воду”. (нар. пословица)
Эта пословица не случайна на нашем уроке. Давайте постараемся определить смысл этих слов, которые имеют как прямое, так и косвенное отношение к теме урока.
Задания.
1 группа.
Переправа через реку (учебник стр. 123 – 124, абзац 1,2,3)
Задание:
Составить алгоритм действий при переправах через реки, используя подсказку:
Выбрать участок………………
Учесть время…………………..
Переход………………………...
2 группа.
Переход через болотистую местность (стр. 124-125 учебника)
Задание:
Перечислите основные правила передвижения через болотистую местность.
Каковы будут ваши действия, если вы попали в топь?
3 группа.
Передвижение в горах. (стр. 125-127 учебника, до лавинной опасности)
Задание:
- Перечислите опасности, с которыми можно столкнуться в горах.
- Перечислите меры безопасности при передвижении по склонам.
- Как сэкономить свои силы?
(После защиты второй группы валеологическая пауза)
Валеологическая пауза.
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжения улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы теплые и вялые, но несколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, и приятно расслабляются.
И послушный наш язык, быть расслабленным привык.
(быстро)
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак.
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире – 1,2,3,4.
Веселы, бодры мы снова и, к занятиям готовы!
Валеологический компонент.
- небольшой набор высоты;
- хороший отдых;
- полноценное питание;
- чай с витамином “С”.
IV. Рефлексия.
а) Опережающее задание учащегося.
“Кладовая солнца” - Паустовский. Зачитывается отрывок
Обсуждение:
- По каким причинам герой попал в топь?
- Какие действия помогают ему выбраться?
б) Какое отношение имеет наша пословица к теме урока?