Цели и задачи урока.
Показать особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Учащиеся должны учесть, что Япония без всякого вмешательства извне, но привлекая достижения Запада, модернизировала промышленное производство, образование и систему управления страной, при этом сохранила свои традиции и привычный образ жизни. На материале этой темы учащиеся должны увидеть действие закона неравномерности развития капитализма.
Планируемые результаты.
Учащиеся узнают, что столкновения с Западом угрожало потерей независимости и в этих условиях молодое государство, используя традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушивших традиционное общество. Развитие капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка. Нищета подавляющей части населения, рост националистических настроений – всё это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.
Оборудование:
- карта “Япония в XIX веке”;
- Юдовская А.Я., Баранов П.А. “Новая история”, учебник;
- таблицы;
- выдержки из документов.
Основные понятия: сёгун, консул, модернизация, экстерриториальность, Ямато, Мейдзи, самурай, “бусидо”, синтаизм, национализм, традиционализм.
Ход урока
1. История Японии в конце XIX – нач. XX веков насыщена важными событиями. Они связаны с вступлением Японии на капиталистический путь развития. В истории Японии этого периода много общего со странами Европы и США. В то же время Япония имела специфические черты, которые были связаны с её географическим положением и историческим развитием. Давайте мы с вами познакомимся с новыми понятиями и терминами.
Национализм – идеология, в основе которой лежит идея национальной исключительности, обособленности.
Традиционализм – устойчивость японской цивилизации, основанной на традиционных средневековых ценностях.
Мейдзи – “Просвещённое правление” - время реформ, благодаря которым страна стала стремительно превращаться в великую державу.
Бусидо – самурайский кодекс чести.
Самурай – замкнутая военная каста (самурау – служить, солдат, дворянин).
2. До середины XIX века Россия была “закрытой страной”. Это обусловило экономическую, политическую и военную слабость страны. В 1854 году США, использовав силу оружия, вынудили правительство сёгуна “открыть” страну. Был подписан договор о мире и дружбе. Вслед за США в Японию допустили и европейские страны. Они навязали Японии неравноправные договоры, что означало насильственное открытие страны.
3. Конец 60-х гг. XIX века ознаменовался событиями, которые повлияли на весь дальнейший ход развития государства. Эти события в истории Японии принято называть “Мейдзи Ими” или “Революция Мейдзи”. Она связана с реставрацией власти императора и низложением “сёгуната” (правление феодальной аристократии, “сёгуна”), опиравшегося на военную силу самураев, власть императора лишь номинальную. В 1867 году сёгун отказался от власти в пользу 15-летнего императора Муцихито.
Сообщение о Муцихито, сенквейн.
Япония вступила в эпоху модернизации. Задача, стоявшая перед правительством, была очень сложной: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою самостоятельность, традиции. При помощи работы с таблицей мы с вами узнаем, как решалась эта задача.
Заполнение таблицы с помощью учебника
(комментированное чтение).
Реформы Мейдзи.
Направление реформ | Содержание реформ | Значение реформ |
Аграрная реформа | Крестьянам передавалась на определённых условиях часть земли. | В сельском хозяйстве стал развиваться капиталистический уклад. |
Административная реформа | Конфискация части земель и лишение власти князей. | Уничтожила власть князей и деление страны на княжества. |
Военная реформа | Введена всеобщая воинская повинность. | Ликвидирована военно-феодальная структура. Японская армия приобрела высокую боеспособность. |
Денежная реформа | Введена единая денежная единица – иена. | Создала условия для формирования единого национального рынка. |
Реформа образования | Принят указ об обязательном начальном образовании | Уничтожена сословная система образования. |
Политическое устройство: в 80-х г.г. в стране развернулось широкое движение за конституцию. В Европу и США была послана специальная миссия (ознакомиться и выбрать наиболее подходящий вариант конституции). Миссия остановила свой выбор на прусском варианте Бисмарка.
Составление схемы “Политическое устройство” при помощи документа.
Избирательное право: сопоставить таблицы. Вспомнить, что такое имущественный ценз?
Новые черты экономического развития: первые монополистические объединения появились в стране в 90-х гг. XIX века.
В чём заключалась промышленная политика правительства Мейдзи? (Работа с документом).
Какие фирмы упоминаются в учебнике?
4. Изменения в образе жизни общества. (Индивидуальное задание).
5. Внешняя политика Японии. (Индивидуальное задание).
Заключение: Япония единственное неевропейское государство. Чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских стран. Развитие империализма происходило в условиях узкого внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения и это делало Японию агрессивной страной, стремившейся к захватам чужих земель.
Синквейны о Японии.
Подведение итогов урока, задание на дом: § 24, работа с терминами, вопр. 1 на стр. 254.