Некоторые проблемы реализации принципов "Педагогики успеха" на уроках математики

Разделы: Математика


Меня всегда занимал вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случалось? Наверное, дать почувствовать ребенку радость успеха в учении, научить его не отворачиваться оттого, что непонятно, дать возможность поверить в свои силы.

Многое зависит и от самого человечка, его активности, самостоятельности, индивидуальности. Несомненно, школа должна способствовать развитию этих качеств личности, потому что именно через образование общество может и должно получить людей нравственных, самостоятельно мыслящих, уважающих собственное достоинство и личность другого человека.

За годы работы каждый учитель становится “философом” со своей системой идей, взглядов на процесс обучения, на место в нем учителя и ученика. Есть своя философия и у меня.

Для меня, очевидно, что абсолютной ценностью в школе является ребенок. Работая с детьми не один десяток лет, я поняла, что конкретные результаты поможет получить только “Педагогика успеха”, принципы которой я вот уже который год реализую как на уроках математики, так и в работе классного руководителя

Однако, при создании ситуации успеха на уроке, у учителя возникают следующие проблемы:

  1. Текущие и итоговые оценки, выставленные преподавателем, должны быть объективны, а объективные оценки не всегда вписываются в ситуацию успеха.
  2. Уроки требуют максимальной реализации индивидуального подхода, который затруднён при комплектации класса по 25-30 человек.

Проблему объективности оценок можно решить. Как представляется, сама по себе неудовлетворительная оценка не противоречит принципам ситуации успеха. Психология человека приемлет объективные отрицательные оценки, важно лишь, чтобы их количество и последовательность не сформировали соответствующего комплекса и не стали причиной заниженной самооценки, не поколебали уверенность учащегося в своих возможностях. Поэтому, неудовлетворительные оценки я выставляю в классный журнал только по итогам контрольных работ или зачётов. За выполнение текущих, корректирующих работ либо ставится заслуженная положительная оценка, либо оценка вообще не ставится, а указываются ошибки, пути и методы их преодоления.

Каким же образом можно решить вторую проблему? Использую опыт наших коллег из лаборатории дидактики Института теории образования и педагогики под руководством к.п.н. Е.О. Ивановой, которые предлагают решать задачу повышения эффективности процесса обучения за счёт индивидуальных возможностей учащихся, и так называемого индивидуального способа учения. ИСУ рассматривается как комплексная характеристика, включающая значимые для развития личности и усвоения знаний индивидуальные особенности школьников.

ИСУ складывается из:

  1. Широких познавательных интересов школьников;
  2. Особенностей учебной деятельности:
    • предпочитаемые виды учебных занятий;
    • предпочитаемые способы работы с учебным материалом;
    • особенности усвоения учебного материала;
    • предпочитаемые виды учебной деятельности;
  3. Особенности взаимодействия в учебной группе, места учащихся в ней;
  4. Особенности взаимодействия с учителями в процессе учебной деятельности”
  5. Значимых для процесса учения характеристик субъективного опыта ученика

Приложение 1

Для учета ИСУ каждого ученика я использовала матрицу, где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивалась в баллах (от 1 до 5). Результаты опроса ребят показали, что полноценно усвоить информацию, полученную в ходе лекции, могут 14 человек, чуть больше половины учащихся класса; примерно треть учащихся предпочитают творческие задания; 18 человек наиболее эффективно отрабатывают умения и навыки на практических занятиях, работая с компьютером; 12 учащихся предпочитают групповые формы работы и т.д.

Использование такой матрицы позволяет проектировать урок по нескольким наиболее значимым как содержательным, так и процессуальным направлениям. Например, на изучение темы “Квадратные уравнения” по программе выделяется 24 часа. Используя такую матрицу, я стараюсь спланировать изучение таким образом, чтобы использовать все возможности учащихся:

3 часа – лекция, выводим алгоритм решения квадратных уравнений

18 часов – уроки, решение квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к ним.

  • Уроки – практикумы, 6 часов;
  • Уроки – беседы, 4 часа;
  • Групповые формы работы, 2 часа;
  • Работа с компьютером, 2 часа;
  • Работа с текстом, (тема: “Теорема Виета”), 2 часа;
  • Исследовательско-поисковая работа, (тема: “Решение квадратных уравнений с параметрами), 2 часа;

3 часа – уроки коррекции знаний (индивидуальная работа)

Такое планирование всей темы, а также каждого урока позволяет найти место на уроке для каждого ребёнка.

Думается, что приведённые ниже конспекты уроков могут продемонстрировать возможные пути для разрешения описанных выше проблем.

Урок-практикум “Решение квадратных уравнений” (Приложение)