Урок проводится по учебнику “В одном счастливом детстве”, часть II Р. Н. и Е. В. Бунеевых, раздел 6, “И кот учёный свои мне сказки говорил”.
Цели:
- Познакомить с историей создания некоторых произведений Андерсена, показать связь произведения с личностью автора и его биографией.
- Создать условия для “живого” знания, т. е. духовно – нравственного сопереживания сказок Андерсена.
- Развивать все виды и формы образного мышления и умение отражать свои переживания в речи.
Тип урока: урок-закрепление изученного материала, 2-й урок по теме
План содержания учебного материала
- Историческое создание сказок Андерсена.
- Знакомство с биографией сказочника.
- Определение темы и духовно – нравственного содержания сказок.
Методы и приёмы
- Иллюстративно – объяснительный метод.
- Фронтальная беседа.
- Фрагменты диафильмов.
- Для достижения поставленных целей и задач урока используются такие методы контроля:
а) визуальное наблюдение учителя с целью определить эмоциональный отклик на произведение:
б) анализ ответов учащихся, их направленность;
в) качество подготовки домашнего задания;
г) викторина;
д) активность класса, эмоциональность.
Ход урока.
Ханс Кристиан Андерсен - великий датский сказочник
- 3 мин. самостоятельного чтения с выключением “отложи книгу в сторону”.
- Ребята, мы третий год изучаем детскую литературу. У вас сложились определённые знания. Давайте вспомним:
- Что такое сказка?
- На какие группы делятся сказки? (волшебные, анималистические, бытовые, богатырские).
- А на какие группы делятся сказки по авторской принадлежности? (народные и литературные, авторские).
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке. (“Стойкий оловянный солдатик”).
- К какой группе она относится? (авторская)
- Кто автор (Ханс Кристиан Андерсен)
- Итак, тема сегодняшнего урока “Ханс Кристиан Андерсен - великий датский сказочник”.
- Одним из уровней домашнего задания был пересказ. Кто готов представить свою работу. Я рекомендую воспользоваться планом, который мы составили на прошлом уроке.
Рассказ детей по плану.
- Знакомство солдата с танцовщицей.
- Ночное происшествие.
- Шутки гадского тролля.
- Вот так стойкость!
- Последняя встреча.
- Итак, счастливый конец у сказки или нет? (нет)
А может быть и да, ведь герои любят друг друга. Это особый дар – любить. Пускай перед смертью, но они оказались вместе.
Ну, а вообще, хорошо это или нет, что нам после прочтения сказки стало грустно? Читая сказки, человек верит во что? (в победу добра над злом)
А почему сказки Андерсена такие грустные? Зачем он писал такие грустные сказки?! Давайте вместе поразмышляем на сегодняшнем уроке!
- Помните, я вам говорила, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…
- Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже зазвенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чём она, но робкий звон навсегда останется в сердце.
- Вы слышали “звон грусти” в этой сказке? В чём он?
Какую мысль автор спрятал между строк?
Следующий уровень домашнего задания. Надо было в тетради написать ответ на вопрос, в чём заключается главная мысль сказки?
Прочитаем несколько ответов.
- Молодцы! Но вернёмся к заглавию сказки. Ведь в ней двойной смысл.
Первый понятен сразу: стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге.
Второй смысл открывается вдумчивым читателям. Стойкость – это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства - настоящие, достойные уважения.
Когда я впервые в детстве прочитала эту сказку, я заплакала. Ну, неужели нельзя было сделать так, чтобы оловянный солдатик спокойно дожил до старости?!
- А как вы думайте, что смогло послужить толчком для написания сказки? (Однажды когда Андерсен шёл по городу, к нему подбежал мальчик и подарил ему оловянного солдатика в благодарность за сказки, написанные им).
А есть ещё одна версия. О ней рассказывает Геннадий Циферов в книге “Мой Андерсен”.
- Кристиан родился 2 апреля 1805 г. в старом датском городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Он был единственным ребёнком в семье. Но сколько ни трудился отец – сапожник, семья никак не могла свести концы с концами, вечно не хватало денег. И тогда, махнув на всё рукой, отец Ханса пошёл в солдаты. Сапожник сделал это вместо какого-то богача, и тот щедро заплатил ему.
Грустно, но что поделаешь? Даже если бы отец Андерсена починил все сапоги города, он не получил бы столько денег. Так и стал сапожник генералом. Высокая меховая шапка – гордость блистательного гвардейца – вечно лезла ему на глаза, а в дождь он просто походил на пугало. И в полку частенько хохотали над ним. Но грянул бой, и смех кончился. В сражении тот маленький солдат держался стойко и прямо. И, наверное, за такую храбрость получил бы награду. Но война императором была проиграна. Из последнего похода Андерсен-отец вернулся совсем больным, и вскоре умер, так и не успев починить последний солдатский сапог. В тех рваных сапогах его и похоронили.
- Вот почему Андерсен написал эту сказку. Она - вечная память об отце, последний венок на его могилу!
- Но сегодня тому солдату завидуют даже маршалы. Почему? Как вы понимаете?
Потому, что он принёс миру великого сказочника. Не каждый сын напишет в память об отце книгу. Бывают дети талантливые, а бывают благодарные!
- Давайте обратимся к этому произведению и посмотрим фрагмент мультфильма (показывается фрагмент мультфильма, конец).
- А сейчас давайте вспомним, какие сказки Андерсена вам помнятся с детства?
- Сможете их отличить от других сказок? Как? (в каждой есть капля грусти)
Победа добра в сказке даёт нам оптимизм.
А печальное делает чёрствых людей добрее.
- Какова же была жизнь великого датского сказочника? Как удалось ему написать такие чудесные сказки?!
- Слушание рассказов детей об Андерсене, которые готовились заранее.
- Прежде чем рассказывать дальше, надо остановиться на том, что Андерсен умел радоваться всему хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Ведь его отец был натурой одарённой, поэтической, а мать отличалась редкой сердечностью. Всем этим они сумели наградить сына. Как это происходило? А этот секрет мы откроем вместе с вами, прочитав один текст из книги Геннадия Цыферова (о Дюймовочке). На столах детей тексты Г. Цыферова “Дюймовочка”.
- Посмотрим фрагмент мультфильма “Дюймовочка”
- Послушаем ещё два сообщения о жизни Андерсена.
- Кто-то из писателей сказал, что сказки делаются из того вещества, из которого состоят сны. Ханс умел превращать сны в удивительные сказки. А ещё сам Андерсен серьёзно уверял, что нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь. Ханс Кристиан прожил трудную, но прекрасную жизнь. Помните сказку о “Гадком утёнке”? Все вокруг его презирали и обижали, весь птичий двор считал, что он безобразен и ужасно смешон… А он вырос и превратился в прекрасную белую птицу. Помните, как там в сказке: “Что же вы теперь не смеётесь, куры и утки? А вы, господин индюк?”
- Сказка о “Гадком утёнке” - это иносказательная история жизни самого Андерсена. Не всем нравилось, что сын простого башмачника стал писателем. Но, тем не менее, к нему пришла мировая известность.
- А когда 4 августа 1875 г. его не стало, в Дании был объявлен национальный траур. За гробом этого человека шли все: от короля с целой свитой принцесс и принцев до городских бедняков.
- Прошли годы, и в Королевском саду в Копенгагене (столице Дании) был поставлен памятник Андерсену с надписью: “Воздвигнут датским народом”!
- Но, знаете, есть в Копенгагене ещё один памятник. Но он уже героине его сказки - “Русалочке”. Он перед вами (демонстрируется рисунок).Да, да, эта та самая удивительная красавица, которая жертвует жизнью во имя любви к человеку.
- И мы подходим к финальной части нашего урока. Это наша любимая игра. Предлагаю название сказок Андерсена. Одно слово в названии сказки закрыто. Вам надо догадаться и вставить нужное слово. Ключ к разгадке – ваши знания!
- … королева
- … утёнок
- …- Лукойе
- Новое … короля
- Свинья – …
- Калоши …
Счастье – какое замечательное слово. Именно этого я и хотела пожелать вам при встрече с новыми литературными произведениями. Мне было приятно с вами работать на уроке. Благодарю за поддержку, за сотрудничество. Спасибо!