Открытый урок
Программа: Планета знаний
Тема: Корень – главная значимая часть слова
Тема высказывания: Красота родной зимней природы
Цели: Воспитание любви к родному краю
Оборудование: таблички по теме, дополнительный текст, картины зимней природы и картина для творческой работы на уроке, запись музыки П.И. Чайковского, магнитофон
Ход урока:
Организационный момент Учитель: Перед тем, как я объявлю тему урока, мы, как всегда, проведем орфографическую разминку (эстафету). Словарь: Альбом, блокнот, компьютер, интерес, фотография, богатство, газета, природа, беседа, конверт. Учитель: (собирает листочки по 1 с каждого ряда). Сегодня я вами довольна, все написали правильно, а значит, наша работа не пропала даром. 1.Сообщение темы урока А теперь я объявлю тему урока (она написана на доске). Во втором классе мы уже знакомились с ней, а теперь будем работать более углубленно. Откройте тетради и запишите число. Начнем урок с чистописания. Посмотрите на доску и послушайте строки.
Задание: Спишите правильно и красиво. Пишем по “цепочке” с комментированием. Учитель: Кому понравилась его работа? Молодцы. Мы к этому тексту еще вернемся. Ребята, тему я вам объявила. А вот тему высказывания на уроке вы определите сами. Посмотрите на доску Задание: составите из этих слов предложение (Мы любим красоту родной природы). Правильно: - это и будет тема высказывания Молодцы! А теперь составим еще одно предложение
Запишите это предложение в тетрадь и найдите в нем грамматическую основу Итак, вернемся к теме урока. Она – Корень - главная значимая часть слова – а тема высказывания – любовь к родной природе. Вернемся к тексту чистописания Задание: найдите в тексте имена существительные, которые помогают сразу определить о каком времени года идет речь? Найдите в этих словах корень. Давайте вспомним определение корня Правильно молодцы! А теперь внимание! (Вывешиваю на доску таблички)
Задание: Кто понял задание? Устно составьте слова, но не повторяйте морозцы и зима - Думаем – Вывешиваю таблички 1-в. 2-в. зимушка мороз зимний морозный перезимовали заморозили - Какие слова вы подобрали? - С помощью каких значимых частей мы образовали новые слова? Задание: перепишите по вариантам и самостоятельно разберите их по составу. Проверка 1-в. (правильно – приставка) 2-в. (правильно – суффикс ) Вопрос для всех: служит ли окончание для образования новых слов? Нет, с помощью окончания мы образуем формы слова, значение не меняется. 2.Работа с учеником с.101. правило. Вспомните! А теперь упражнение № 5 - Какое языковое открытие сделал герой Паустовского? Правильно! Заметьте! 3.Работа в тетради упражнение №6 с. 102. Почитайте задание. Кто понял? Какую строку не нужно писать? (2-ую, т. к. там не родственные слова, а формы одного слова). Итак, работаем по вариантам. 1-в. (1 строка) 2-в. (3 строка) Задание: записываем слова и выделяем корень. Проверка - Какой корень в первом варианте? (род) - Какой корень во втором варианте? (лес) Заканчиваем работу, а дома вы сделаете упр. №7
4.А теперь выборочное письмо Придвиньте листы
Снежная сказка (читает учитель)
- Что интересного вы услышали в этом тексте? (Много однокоренных слов) - А какая у них общая часть? (снег) Задание: выпишите родственные слова и обозначьте корень Списываем по “цепочке”. В тетради: (снежные, снегири, снеговикам, снежки, снег, снегурки). 4. Учитель, глядя на картину “Зимний лес” - читает стихи
Релаксация: Представьте зимний лес, мороз, похрустывает снег. Закройте глаза. А поможет отдохнуть вам музыка П. И. Чайковского. А теперь встаньте, сделайте движение руками вверх и вниз. Продолжаем работу. 5. Творческая работа Ребята, многие художники, композиторы, писатели очень любили зиму, её красоту. Но зима бывает и жестоко к братьям нашим меньшим. Им трудно зимой. Посмотрим на эту картину - Почему ребята пришли в лес? - Почему дети так поступают? Они знают, что птицы погибнут, они могут существовать, только когда сыты. - Какое дело делают эти дети? (Доброе дело). Еще раз посмотрите картинку. Около неё есть опорные слова. Слова: Снег, голодно, кормушки, корм, голодные, снегири. Задание: Составьте текст по картине с помощью этих слов. Работаем коллективно. - Какой будет заголовок? (Доброе дело). Проверка: читает первый ученик. Да, птиц надо кормить! Послушайте стихи “Покормите птиц зимой!” (Читает подготовленный ученик). Ну что же, урок подошел к концу. Вывод : О чем говорили (о корне, о родственных словах) - Что же такое корень? - А однокоренные слова? А теперь игра “Доскажи словечко”
До свидания! |
Дети пишут по одному словарному слову на листочке и передают его вперед по “цепочке”, начиная с последней парты.
Текст на доске
Читает учитель. Кто хочет прочитать? (читает первый ученик).
Дети поднимают руки
На доске слова: природы, мы, красоту, любим, родной Тему вывешиваю сбоку доски, а слова стираю
На доске слова: пушистым, дети, снегом, любовались
Дети любовались пушистым снегом.
(Морозцы, зима) Дети отвечают
зим- (им.сущ.; им.прил.; глаг) мороз- (им.сущ.; им.прил.; глаг) Дети подбирают слова
(Однокоренные) (Приставки, суффикса )
Дети получают отметку
Читает 1-й ученик Читает 1-й ученик Он заметил, что слова – родник, родина, народ – родственные
По 3 слова к каждой группе и по 1 предложению. Задание на доске.
На партах лежит дополнительный дидактический материал
Звучит “Ноябрь” из цикла “Времена года”
На доске картина, где дети идут к кормушкам.
Они пришли, чтобы насыпать корм в кормушки.
Примерное содержание. Снег засыпал леса и поля. Птицам стало голодно. Дети насыпали корм в кормушки. Слетелись голодные снегири. Они весело клюют зерна. |