Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что некоторые думают, нужно ли детям, родившимся в XXI столетии, возвращаться в "преданье старины глубокой", давно исчезнувшей из жизни взрослого человека?
К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому я посчитала необходимым поставить перед собой следующие задачи:
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Поставив эти задачи, я понимала, что, именно это и будет приобщение к важной части духовной культуры. Основываясь на поставленных задачах, я составила перспективный план по ознакомлении с русским фольклором, составила сценарии обрядовых праздников.
Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья. Поэтому, основные мои принципы – действовать вместе с семьей. Так родилась, а потом осуществилась идея создания кружка для родителей "Посиделки" с целью обогащения знаний родителей о русском фольклоре.
“Куда б нам ни хотелось деться во взрослом жизненном пути, но от заложенного в детстве не улететь и не уйти” (Михин М.И.)
Сценарий занятия кружка для родителей "Что за прелесть эти сказки"
Цель: связь прошлого, настоящего и будущего в личности каждого ребенка и восстановление этих связей. Учить понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты (словесные, музыкальные). Развивать творческое содружество детского сада и родителей, воспитанию таких качеств как инициатива.
Предварительная работа: анкетирование родителей.
Ход:
Вед.: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо Вам за то, что Вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книгах и о сказках.
Ребенок читает стихотворение:
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы –
Звери все до одного:
И бизоны, и удавы.
А у папы – ни одного.
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет.
Вед.: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Надо подбирать такие книги нашим детям, чтобы они учили отличать добро от зла, хорошее от плохого. Таким ярким примером являются сказки. Сегодня у нам придут герои любимых детских сказок. А Вы, уважаемые родители, попробуйте их узнать. Давайте на несколько минут вернемся в Ваше детство.
Вед.: Страну чудес откроем мы и встретимся с героями.
1 ребенок: Отварили дверь козлята, и пропали все куда-то.
2 ребенок: А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
3 ребенок: Уговаривала братца старшая сестрица: “Ты из лужицы не пей мутную водицу.” Но не послушался мальчонка и превратился он в козленка.
4 ребенок: Раз зимою баба с дедом внучку сделали из снега. Жаль, друзья, что сказка эта продолжалась лишь до лета.
5 ребенок: Парень слез с любимой печки. За водой поплелся к речке. Щуку в проруби поймал и с тех пор забот не знал.
Вед.: А сейчас, уважаемые родители, давайте поиграем: я буду называть слова, а вы подбирать “сказочное” определение: мишка (косолапый), петушок (золотой гребешок), кощей (бессмертный), заяц (трусишка), волчок (серый бочок), избушка (на курьих ножках), травушка (муравушка).
Вед.: Чему же учат сказки? У А.С.Пушкина есть такое изречение: “Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок”. А знаете ли Вы, чем все сказки похожи? (В каждой обязательно побеждает добро).
Вед.: Все минуточку внимания! Сказку я хочу начать. Этой сказочки название поспешите отгадать.
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
Вед.: Вот эту сказку (в новой обработке) Вам сейчас покажут дети старшей и подготовительной групп. Сказка называется “Домик пчелки”.
Вед.: Жила-была Пчелка. Она была очень красивая. Пчелка летала с цветочка на цветочек, собирала мед, радовалась солнышку.
Пчелка: Я – Пчелка, Пчелка, Пчелка.
С цветами я дружу.
Нектар я собираю,
Кружу, кружу, кружу.
Вед.: И вот однажды решила Пчелка построить себе дом. Она собрала лепестки цветов, стебельки, травинки, немного веточек. Построила на другую полянку, а домик остался. Однажды мимо него пролетел жук.
Жук: Я – Жук, Жучок – черный бочек,
Я весело летаю,
Жужжу, жужжу, жужжу.
Со всеми насекомыми
Очень я дружу.
Какой красивый домик!
Я буду в нем жить.
Вед.: Потом прискакал Кузнечик.
Кузнечик: Зеленый я Кузнечик.
Скок – скок – скок.
Прыгаю я ловко.
Цок – цок –цок.
Какой красивый домик!
Кто в нем живет?
Жук: Я – Жучок – черный бочек.
Кузнечик: Я – зеленый Кузнечик.
Можно с тобой жить?
Жук: Иди, будем жить вместе.
Вед.: Пролетала мимо домика Муха.
Муха: Развеселая я Мушка –
Лета красного подружка.
Какой красивый домик!
Кто в нем живет?
Жук: Я – Жучок – черный бочок.
Кузнечик: Я – зеленый Кузнечик. А ты кто?
Муха: Я – Мушка – лета красного
подружка.
Можно с вами в домике жить?
Кузнечик: Иди, будем жить втроем.
Вед.: Стали они жить втроем. Мимо домика пропорхала Бабочка.
Бабочка: Я – Бабочка красавица.
Крылышками я машу,
На цветках я сижу
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
Жук: Я – Жучок – черный бочек.
Кузнечик: Я – зеленый Кузнечик.
Муха: Я – Мушка – лета красного подружка. А ты кто?
Бабочка: Я – Бабочка красавица. Можно с вами жить?
Жук: Иди, будем жить вчетвером.
Вед.: Стали они жить вчетвером. Живут дружно, не ссорятся. Проползал мимо Муравей.
Муравей: Муравей я, труженик.
Занят делом я, друзья.
Чищу лес и поле я,
Я, и вся моя родня.
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
Жук: Я – Жучок – черный бочок.
Кузнечик: Я – зеленый Кузнечик.
Муха: Я – Мушка – лета красного подружка.
Бабочка: Я – Бабочка красавица. А ты кто?
Муравей: Я – Муравьишко – труженик. Можно с вами жить?
Все: Иди, будем жить вместе впятером.
Вед.: Стали они жить впятером. Живут дружно, не ссорятся. Вдруг к домику прискакала Лягушка – квакушка.
Лягушка: Какой красивый домик! Я буду в нем жить!
Все насекомые: Нет, ты не поместишься. Посмотри, какая ты большая!
Лягушка: Ничего, я скраешку. Вы подвинетесь, и я помещусь в домике.
Вед.: Начала Лягушка пробираться в домик. Старалась, старалась. Домик и развалился. Все насекомые горько заплакали. Им было очень жаль красивый домик, где все они так дружно жили. Но тут Муравейко предложил.
Муравей: А давайте, друзья, построим новый домик лучше прежнего.
Вед.: Все вместе они дружно принялись за работу и построили большой и красивый дом, в котором каждому хватило места.
Заканчивается хороводом Дружбы. Все танцуют и поют, радуясь тому, что дружба и взаимопомощь могут творить чудеса.
Сценарий развлечения "Коляда, Коляда"
Хозяйка (мечется из угла в угол): Ой, батюшки! Гости уже собрались, а у меня изба еще не убрана, печка не топлена, кутя не варена (к зрителям).
Здравствуйте, гости дорогие! А я Вас всех знаю! Ты – Вова! Ты – Аня! (Дети говорят, что их зовут не так).
Хозяйка: Нет! Ой! Что это со мной сегодня происходит? Вот беда! Наверно, это Черт меня с утра попутал.
Черт: Вы меня звали? А я уж тут как тут.
Хозяйка: Ах ты, Черт! Ты у меня в избе завелся. А ну, пошел вон.
Черт: Коляда, Коляда,
Ты подай пирога!
Или хлеба ломтицу,
Или денец полтину.
Или курицу с хохолком,
Петушка с гребешком.
Или сена стоп –
Или вилы в бок.
Хозяйка: Не дам тебе ничего, сначала поиграй с детьми.
Игра !Жмурки! (Черту завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и Чертом происходит диалог)
- Черт, Черт, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а Черт их ловит. Когда Черт развяжет глаза, дети узнают его.
1 девочка: Да ведь это Черт!
2 девочка: И впрямь, Черт!
Тьфу, нечистая сила! (Черта отталкивают).
3 девочка: Мы Новому Году дорогу расчистили, всю нечесть из дома выгнали.
4 девочка: Тогда споем на радостях (Девочки поют частушки).
1 девочка: Начинаем петь частушки.
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
2 девочка: Мы частушек много знаем:
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
3 девочка: Мой дружочек, эх хороший
Да росточком очень мал.
Проводил меня до дома,
Я чихнула! Он упал!
4 девочка: Хорошо частушки пели.
Хорошо и охали.
Мы бы очень все хотели,
Чтобы нам похлопали!
(Слышится стук в дверь входят колядовщики – поют, разбрасывая пшеницу).
1 ребенок: Уж и ходили, уж и бродили мы
По проулочкам, закоулочкам.
Уж и ищем, и ищем мы,
Где Алексеевны двор.
2 ребенок: Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте корову
Масляну голову.
3 ребенок: Ай да Бог тому,
Кто в этом дому.
Подавайте – не ломайте,
Не закусывайте.
4 ребенок: Не дадите пирога,
Сведем корову за рога.
Хозяйка: Ах, вы, хитрые ребятки,
Отгадайте-ка загадки.
- Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз) - На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
(Стук в дверь. Входят парни – гости).
1 парень: Девчата, вы на посиделки пришли, а работу с собой прихватили.
Девочка: Ты, что забыл? Что на новогодние праздники ткать и прясть грешно. Лапти плести – в семье родится кривой, а шить – уродиться слепой.
2 парень: Новогодние праздники пришли
На забаву привели.
3 парень? Лихо девчата пели и
колядовали.
Но мы не отставали.
Разберем, ребята, ложки,
Поиграем мы немножко.
Хозяйка: Ох, и весело у нас! Мы пели и играли. А за это время и пироги поспели! Пожалуйста, все к столу!