Цели урока:
Предметный компонент:
- актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира;
- познакомить учащихся с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления;
- сформировать представления о понятии как одной из форм мышления;
- дать общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;
- закрепить навыки структурирования информации с помощью таблиц:
- расширить представление учащихся о работе органов чувств, продолжить знакомство с психофизиологическими аспектами возникновения ощущений:
- показать, чем восприятие отличается от ощущения.
Надпредметный компонент:
- развитие эрудиции и общей культуры учащихся;
- повышение интереса учащихся к изучению информатики и психологии;
- межпредметная связь информатики и психологии.
Материально-техническое оснащение урока:
- презентация “Получение информации с помощью органов чувств”;
- разборные игрушки из “киндер-сюрпризов”;
- печатный раздаточный материал;
- IBM PC в комплекте;
- мультимедийный проектор.
Формы работы:
- индивидуальная;
- работа в мини-группах;
- групповое обсуждение.
Основные этапы урока
I. Организационный этап (5 минут).
Учителем сообщается тема, цель и план урока.
II. Повторение пройденного материала (10 минут).
- Понятие информации.
- Способы восприятия информации человеком.
III. Изучение нового материала (40 минут).
- Объект, его существенные и несущественные признаки.
- Понятие как форма человеческого мышления.
- Как образуются понятия:
- Анализ.
- Синтез.
- Сравнение.
- Абстрагирование.
- Обобщение.
IV. Закрепление изученного материала (20 минут).
Практическая работа “Анализ ситуации” с применением таблиц в текстовом процессоре Word.
V. Завершающий этап (5 минут).
- Подведение итогов урока.
- Выставление оценок за работу на уроке.
- Запись домашнего задания.
Ход урока
Здравствуйте. Тема нашего сегодняшнего урока “Чувственное познание окружающего мира. Понятие как форма мышления”.
Урок будет состоять из нескольких этапов. Сначала мы повторим то, что изучили в начале учебного года, а также частично то, что изучали в пятом классе. Далее познакомимся с новыми понятиями и немножко поиграем. В конце вас ждет практическая работа по новому материалу.
Каждый из вас сегодня получит оценку за работу на уроке, так что будьте внимательны!
В начале учебного года мы изучили главу “Компьютер и информация”. Кто может напомнить, как представляется в компьютере числовая информация? Текстовая? Графическая?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
Сегодня мы начинаем изучать новую главу “Человек и информация”. А кто может дать определение слову “информация”?
(Учащиеся дают несколько определений)
С одной стороны, термин “информация” очень простой, потому что каждый из нас представляет себе, что это такое, а с другой стороны – сложный, потому что невозможно дать ему точное определение. Но, прежде всего, информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Все знания, которыми обладает каждый из нас, условно можно разделить на две группы: факты (это знания об определенных явлениях, событиях, свойствах и зависимостях) и правила (знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели).
(Учащиеся помогают учителю привести примеры фактов и правил)
Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Давайте вспомним, какие вы знаете чувства и, соответственно, виды информации.
(Работа с презентацией “Получение информации с помощью органов чувств”)
Итак, органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности.
(Учащиеся приводят примеры свойств объектов)
Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. Восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным.
(Учитель приводит несколько примеров восприятия объектов)
Услышав слово “снег”, каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства. Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены. Законы мира, сущность предметов или явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.
В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.
Нас окружает множество объектов. Признаками этих объектов являются их свойства (зеленый, круглый, сочный, горький) и отношения (больше, меньше, громче). Признаки могут быть существенными и несущественными.
(Учителем приводятся примеры существенных и несущественных признаков объектов)
Существует несколько форм человеческого мышления. С одной из них – “понятием” – мы познакомимся сегодня.
Понятие в языке выражается одним или несколькими словами, например: “стол”, “урок”, “жара”, “учебник информатики”. В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов.
Сейчас мы познакомимся с основными логическими приемами формирования понятий.
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей. Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
(Учитель раздает игрушки из “киндер-сюрпризов” и печатный материал – см. приложение 1)
Сейчас на столе у каждого из вас находится некий объект. Проанализируйте структуру данного объекта и заполните таблицу № 1.
(Учащиеся разбирают игрушки и описывают каждую часть в таблице № 1)
Анализировать можно не только материальные предметы, но и другие понятия. Давайте попробует проанализировать понятие “предмет информатика”.
(Учитель помогает учащимся устно проанализировать понятие)
Следующий прием формирования понятий – синтез, то есть мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Соберите игрушки из отдельных частей и заполните таблицу № 2.
(Учащиеся собирают игрушки и заполняют таблицу № 2, выделяя признаки объекта. Учитель выписывает название всех игрушек на доску)
Посмотрите на игрушку соседа. Сравните ваши игрушки: а) по величине, б) по цвету, в) по категории.
(Учитель просит некоторых учащиеся озвучить результаты сравнения)
Итак, сравнение – это мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Когда вы сравнивали объекты по какому-либо признаку, например по величине, то абсолютно не брали во внимание цвет или материал, из которого изготовлена игрушка. То есть вы абстрагировались от этих признаков. Абстрагирование – это мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Еще один прием формирования понятий – это обобщение. Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов. Совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку, называют классом. Примеры: класс носителей информации, класс животных, класс растений и т.д.
Посмотрите на доску. Здесь находятся названия всех игрушек, которые у вас есть. Попробуйте выделить признаки, по которым можно обобщить все эти игрушки в классы.
(Ученики совместно с учителем выделяют признаки и объединяются по группам)
А теперь проанализируйте свой класс игрушек по нескольким признакам. Признаки придумайте сами.
(Каждой группе выдается таблица № 3 – см. приложение 2, ученики совместно заполняют таблицу, а затем каждая группа озвучивает свой анализ. При необходимости учащиеся из других групп могут вносить свои дополнения)
А сейчас попробуем применить знания, полученные на сегодняшнем уроке, проанализируем предложенную ситуацию, а заодно вспомним правила работы с таблицами в текстовом процессоре Word.
(Ученики садятся за компьютеры. Учитель раздает текст задачи “Эх, Ватсон, Ватсон!” – см. приложение 3)
Чтобы найти ответ к задаче нам необходимо сначала прочитать текст, выделить главных героев и их действия. Для того чтобы было удобнее анализировать ситуацию, создадим на компьютере следующую таблицу:
Действия доктора Ватсона |
Действия миссис Хадсон |
Теперь, следуя тексту задачи, запишите в таблицу действия каждого героя. Если по условию ситуации между действиями персонажей есть соответствия, выделите их красным цветом. Если же соответствий нет, то вы выделите их зелёным цветом. Когда вы заполните таблицу и проанализируете все действия героев, вы поймете, почему Ватсон был не прав.
(Ученики выполняют предложенное задание и приходят к выводу, что Ватсон не прав, так как ключ в итоге оказался в почтовом ящике, к которому у миссис Хадсон не было доступа)
Итак, сегодня мы познакомились с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления. Узнали, о том, что одна из форм мышления называется “понятие”, а также о том, что основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
За работу на уроке вы заработали следующие оценки.
(Учитель озвучивает оценки)
Запишите домашнее задание:
- Учебник – стр.31-40;
- Рабочая тетрадь – стр. 39, № 1-10.
Спасибо всем за урок!
Литература:
- Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: “БИНОМ. Лаборатория знаний”, 2004. – 191 с.: ил.
- Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. III – XI классы / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003 – 624 с.
- Сборник загадок и головоломок: Новые приключения Шерлока Холмса. Автор Л. Гришин.– М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ””; ООО “Издательство Астрель”, 2000.
- Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 320 с.: ил.