Уже свыше трёх столетий география остаётся в России одной из самых почитаемых учебных дисциплин. Современная география, синтезирующая естественнонаучные и общественные знания, обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами. Представить себе структуру школьного курса очень легко, используя знакомую модель (рисунок 1). Можно сказать, что существует определённое ядро содержания, под которым подразумеваются основополагающие знания и навыки, мало изменяющиеся во времени (физическая география). Так же различают и внешнюю более изменчивую оболочку, например, социальную и экономическую географию мира. Именно на этом этапе к учителю и приходит осознание того, что использовать только старые формы работы – явно недостаточно. Вот поэтому мои находки на волне новых технологий гармонично вливаются в систему работы всей гимназии.
Не для кого не секрет, что новые методические идеи нашли своё отражение и в учебниках географии. Я считаю, что учебник – это основной сценарий всего учебного процесса, программирующий деятельность и учащихся, и учителя.
Опыт преподавания своего предмета с 3-го по 10-й класс позволяет мне сказать, что использование на уроке стандартного и мультимедийного учебника одновременно позволяет намного повысить эффективность урока, так как:
- Делает процесс объяснения нового материала наглядным
- Показывает изучаемые явления в развитии
- Способствует формированию аналитических способностей
- Осуществляет связи между учебными предметами
- Позволяет чаще проводить проверку знаний
- Облегчает организацию самостоятельной работы учащихся
Кроме того, дети с удовольствием общаются со взрослыми на “языке компьютерных технологий”, понятном даже школьнику младших классов.
Если учебник это “сценарий”, то географическая карта – это прочный “каркас”, на который проецируется вся система школьных знаний, и не только по географии.
Для того, чтобы мои ученики лучше владели основным языком географии – языком карты я придумала особые дидактические материалы – “Универсальная карта”, которую впервые продемонстрировала во время проведения мастер класса для учителей города в декабре 2003 года.
Положительным моментом можно считать и преподавание курса географии России по комплексному учебнику под редакцией Алексеева. Потому, что именно такие учебники нужны, чтобы ученики не только узнали, но и ещё больше полюбили свою Родину. Мощнейшим воспитательным потенциалом обладает и экспериментальный комплексный модульный региональный курс “Родное Подмосковье”. Его с удовольствием изучают наши восьмиклассники на факультативных занятиях.
Как раз в девятых предпрофильных классах учащиеся нашей гимназии получают первый опыт профильного обучения. Для подготовки к социально-экономическому профилю, где география – профильный предмет, я разработала программы двух элективных курсов.
На третьей ступени обучения возникает необходимость адаптировать учебные программы отдельно для каждого профиля и использовать различные учебные пособия. Давайте вспомним “Модель Земли-географии”! Так, например, в социально-экономическом профиле углубление достигается путём использования дополнительных источников информации. Это и приложение к газете “Первое сентября” - “География”, как в традиционном, так и в электронном варианте; различные интернет-ссылки по географии.
Для реализации задач, стоящих перед профильным обучением необходимым становится и использование современных технологий. О компьютерных технологиях говорилось выше. Актуальной является так же и проектная деятельность. В рамках проектной деятельности разрабатываются учебные проекты в форме:
- Рефератов
- Докладов
- Компьютерных презентаций
- Электронных продуктов
Результаты работы традиционно представляются на научных чтениях, которые являются не только ежегодными, но и теперь уже четвёртый год, как секция географии и экологии вышла на межшкольный уровень. За два прошедших года нашими гостями были учащиеся гимназии №9, лицея №4, школы№22, школы №11, школы№18 нашего грода. Лучшие ученические работы получают рекомендацию к защите на экзамене.
Некоторые проекты выходят за рамки учебного времени и продолжаются во внеклассной работе. Так, например, родилась идея проекта “Палитра планеты”.
Всю организационную работу по подготовке и проведению взял на себя кружок любителей географии и экологии гимназии №2 "Квантор". Для участников фестиваля было предложено несколько номинаций:
- "Видеофильм"
- "Остановись, мгновенье" (фото о путешествии и описание к нему)
- “Презентация”.
На фестиваль было представлено 25 работ учащихся 4-10 классов нашей гимназии, а победители во всех номинациях получили награды на торжественном заседании клуба, где и представили всем собравшимся и гостям свои работы. Все два с половиной часа, которые продолжалось заседание клуба, в воздухе витали слова: “Как интересно!”, “Как здорово!”, “Как мало!”. Собравшиеся дети и взрослые были единодушны в главном – такие встречи должны быть более частыми, стать традиционными, а лучшим ученическим работам пожелали получить дальнейшее развитие и практический выход.
Внеклассная работа по предмету продолжается и во время многочисленных поездок, экскурсий, полевых и экологических практикумов, и, конечно, недели географии, которая теперь приобрела статус “традиции гимназии”. Вот так, однажды, из школьного клуба родилось научное географическое общество “Робинзоны во Вселенной”, председателем которого я и являюсь. Проверку на деле “Робинзоны” прошли в августе 2006 года, когда организовали и провели малую научную экспедицию в Карелию.
Такие результаты убеждают меня в том, что я на правильном пути. За время моей работы у детей появились интерес и любовь к географии, как учебному предмету, и уважение как к серьёзной науке.
Для десяти моих учеников увлечение географией стало решающим в выборе профессии.
Но для осуществления мечты мало любви и интереса к предмету. Необходимы прочные знания. Поэтому на заключительном этапе обучения, при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам проходит интенсивный тренинг:
- компьютерное тестирование (электронный вариант ЕГЭ)
- интерактивная версия ЕГЭ
Дополнительную возможность такой работы предоставляют интегрированные уроки географии и информатики.
Я очень рада, что среди наших выпускников есть такие, которые сдали вступительное испытание по географии в ВУЗ на “отлично”.
И всё-таки, каждый учитель мечтает воспитать такого ученика, который превосходил бы его по знаниям. Я уже сегодня по праву могу гордиться успехами моей ученицы Зининой Тамары участницы пока двух всероссийских олимпиад по географии, а теперь уже студентке МГУ им. М.В. Ломоносова Мне посчастливилось прочувствовать на своём опыте, насколько в работе с одарёнными детьми требуется индивидуальный подход, особое внимание и эрудиция.
Завершая свой рассказ, я напомню вам снова о модели Земли. Только теперь она будет представлять собой модель любого ученика. “Ядро” - его способности, которые определяются самой природой, а “внешняя оболочка” - те качества личности, которые учитель развивает в нём на основе всё тех же способностей. Это тот самый “человек большого роста”, которого призван вырастить мой любимый школьный предмет на благо стране и миру.