Обобщающий урок по теме "Линейная функция"

Разделы: Математика


Цели: Систематизировать, расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся, связанные с понятиями линейной функции и ее графика; взаимного расположения графиков линейной функции на координатной плоскости; развитие речи, самостоятельности, мышления и активности; воспитание ответственного отношения к учению.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Теоретическая разминка.
  4. Актуализация теоретических знаний по теме.
  5. Работа в группах. Учащимся предлагается решить кроссворд, который заранее подготовлен на отдельных листах бумаги. (Проверка ответов фронтально.) (Приложение1)
  6. Выполнение упражнений на выделение и систематизацию основных действий, адекватных изучаемому материалу.
  • Какая функция называется линейной? Область определения и область значения линейной функции?
  • При каком условии линейная функция становиться прямой пропорциональностью?
  • Что является графиком этих функций?
  • Чем обусловлено различие графиков этих функций?
  • Как построить график линейной функции (прямой пропорциональности)?

Среди указанных функций выделите такие, графиками которых является прямая:

у = - 3х + 2; у = 2х2 - 3; у = 7х3 - 4; у = 2,5; у = 2х; у = + 1; у = - х; у = - 2; у = - 2 + 5х?

Назовите те функции, графики которых: а) проходят через начало координат; б) параллельны оси абсцисс?

Функция задана формулой. Найдите значение функции, если известно значение аргумента. Найдите значение аргумента, если известно значение функции: у=2х-5

x=0; -; 3

y=-5; 0

Вычислите, проходит ли график функции, заданной формулой, через точку с координатами?

y=1,3х-5

А(2,6; -2,4)

В(15; 12)

(работа по группам).

Каково взаимное расположение прямых на плоскости?

При каком условии прямые параллельны (пересекаются)?

Среди функций укажите такие, графики которых: а) параллельны; б) пересекаются:

у=-3х+1; у=х+12; у=х; у=-5; у=4-3х; у=2?

Не выполняя построения, найдите координаты точки пересечения графиков линейных функций:

у=4х+9; у=10х-7;

у=6х-5; у=5;

(работа в группах).

Как, не выполняя построения, определить, каким (острым или тупым) является угол наклона графика с положительным направлением оси абсцисс? В какой точке график пересекает ось ординат?

Найдите координаты точки пересечения графика функции, заданной формулой у=х+12 с осями координат (устно).

По графику определить знаки k и b? (таблица)

 

 Рисунок 1.

В построении графиков функций, заданных формулами у =х; у =-3х+2; у = 2х-1, допущены ошибки. Докажите.

 

Рисунок 2.

Какой из графиков образует с осью ординат меньший угол? Почему?

 Вывод! Оформить в виде таблицы.

Рисунок 3

(Работа в группах. Один ученик работает у доски. Проверка).

 Построение графика функции прямой пропорциональности, содержащей знак модуля. (Сообщение готовят учащиеся).

Рисунок 4

 

Самостоятельная работа. (Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам).

Функция задана формулой у = 15х – 1. найдите: а) значение у, если х = 0,5;

б) значение х, если у = 14.

Постройте в одной и той же системе координат графики функций у = 2х; у = -х + 1;

у = 3.

 Функция задана формулой у = 6х – 3. Найдите: а) значение у, если х = 4;

б) значение х, если у = 9.

Постройте в одной и той же системе координат графики функций у = -3х; у = х + 2; у = -2.

 При каком значении аргумента функция у = 7х – 6 принимает значение 22.

Принадлежит ли графику функции у = -5х + 10 точка В(3;5).

В одной системе координат постройте графики функций у = 0,5х и у = -4.

 При каком значении аргумента функция у = 7х – 6 принимает значение -20.

Принадлежит ли графику функции у = 3х + 18 точка А(-5;3).

Постройте в одной и той же системе координат графики функций у = -0,5х; у = 3.

Найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции у = 8х – 8.

На одном и том же чертеже постройте графики функций у = 2,5х; у = -4; у = -2х + 1.

Задайте формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и параллелен прямой у = 9х – 3.

Найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции у = 7х + 7.

На одном и том же чертеже постройте графики функций у = -3х; у = 3; у = 1,5х + 1.

Задайте формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и параллелен прямой у = -7х – 2.

На одном и том же чертеже постройте графики функций у = -х + 2; у = 0; у = -2,5х.

Не выполняя построения, найдите координаты точки пересечения графиков у = и  у = 3х – 5.

Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = 2х + 11 и пересекается с графиком у = х – 3 в точке, лежащей на оси ординат.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Построить графики функций: у=х-2; у=-х+2; у=|х-2|; у=-|х-2|; |у|=х-2; |у|=-х+2; |у|=|х-2|.