Цели:
- Отработка навыков решения показательных, логарифмических и иррациональных уравнений;
- Актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве Е.Замятина;
- Углубить знакомство с романом “МЫ” и на основе его сюжета построить математический город;
- Воспитание самостоятельности достижения конкретной цели;
- Развитие литературной и математической речи;
- Развитие навыков ведения дискуссии.
ХОД УРОКОВ
Урок №1.
Учитель математики.
- Наш урок проходит в рамках фестиваля МАТЕМАТИКИ. А фестиваль это праздник! Многие могут удивиться - какой же праздник в мире чисел и уравнений? Действительно, бытует мнение, что люди делятся на лириков и физиков. Но история доказывает, что деление это очень условно. Интересы человека многообразны. Великий писатель А.С. Грибоедов закончил физико-математический факультет Пятигорского университета; знаменитая русская актриса Маргарита Терехова училась на физмате; известные всем барды Никитины Татьяна и Сергей, песни которых мы знаем, в настоящее время имеют высокую научную степень.
Вот и мы на уроке алгебры будем не только решать уравнения, но и поговорим о произведении интереснейшего писателя Евгения Замятина, который, кстати, признавался: “У меня “ две жены” - литература и техника”.
Учитель литературы.
- Да, и эти “жены” не только долгое время уживались вместе, но и благотворно воздействовали друг на друга. Художественная фантазия помогала смелому чертежнику на ватмане, мир точных чисел и геометрия, в свою очередь, вторгался в “хаос” и “сон” творчества, помогая “сюжетостроительству”. Это был в нашей литературе воистину первый писатель- интеллектуал.
(беседа с учащимися)
-“Мы”- фантастический роман.
Каков жанр этого романа?
-Роман – антиутопия, роман предупреждение.
-В какое общество погружает нас автор?
-В общество, где решены все материальные запросы, где удалось выработать общее, математически выверенное счастье путем упразднения свободы, человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли, в общество прозрачных стен и проинтегрированной жизни. (слайд №1)
-Перед нами город, увиденный глазами художника О.К. Вуколова. Найдите описание города в романе.
- “…непреложные прямые улицы, брызжущее лучами стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратную гармонию серо-голубых шеренг.”
-Что еще Вы помните о городе.
-В этом городе был Единый правитель, Благодетель города “Интеграл”.
-Существовало Бюро Хранителей- органы надзора.
-У жителей не было привычных имен, звали их О-90,Д-503 , Р—13 и т. д.
Учитель математики.
-Ребята, мы же сегодня построим свой импровизированный город и попытаемся понять, чем отличаемся от персонажей романа. Пройдемся по Улице Показательной, решая показательные уравнения, прогуляемся по проспекту Логарифмическому, в поиске корней логарифмических уравнений, остановимся на бульваре Иррациональности, уделив внимание иррациональным уравнениям.
Но как в любом городе нам необходимо зарегистрироваться. Для этого мы напишем простой тест, который будет стартом в нашем путешествии.
УЧАЩИЕСЯ ПИШУТ ТЕСТ №1.(см. Приложение №1)
Учитель математики.
- Давайте создадим свое Бюро Хранителей. Они сегодня будут выступать в роли консультантов, “хранителей” знаний. Проверив Ваши работы, в дальнейшем на уроке помогут ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
( три ученика составляют Бюро Хранителей)
Учитель литературы.
-Скажите, какой была жизнь у строителей “Интеграла”? Каков был ритм этой жизни?
-Вот описание порядка дня жителей: “ Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, - мы, миллионы, встаем, как один. В один и тот же час, единомиллионно, начинаем работу – единомиллионно кончаем. И сливаясь в единое, миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту, и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум и отходим ко сну”. (слайд № 2)
Учитель математики.
-Хотели бы Вы жить по такому распорядку?... Но, скажите, разве не мы с Вами только что по звонку начали урок, по команде написали тест, по команде сдали?
(отвечают ученики)
-Что ж с осознанием необходимости нашей работы отправимся по нашему городу для достижения каждым своей цели. Вы работаете по группам: А и В, (всего три группы: две “А” и одна “В”) в зависимости от того, какой сложности уравнения желаете научиться решать. На экране вам представлены необходимые формулы и справочный материал по способам решения уравнений. Бюро Хранителей проконсультирует Вас по вопросам, возникнувших по написанию теста №1.
(учащиеся решают показательные, логарифмические, иррациональные уравнения по предложенным текстам, им помогают “хранители”; учитель консультирует, контролирует работу учеников группы “В”). (см. Приложение №2)
В конце урока на экране появляются ответы для групп “А” и “В”. (см. Приложение №3)
Урок №2.
Учитель математики.
К доске вызываются ученики группы “В” для оформления решений указанных учителем уравнений.
Учебная доска.
бульвар Иррациональности. № 2 |
Улица Показательная. № 4 № 6 |
Проспект Логарифмический № 9 № 8 |
К компьютеру приглашаются по очереди учащиеся групп “А”, которые решают вместе с классом примеры показательных, логарифмических, иррациональных уравнений на оценку. (см. Рисунок №1)
- Ребята, когда я вижу после оценки компьютера Ваши улыбающиеся лица невольно вспоминаю как в романе “МЫ” определяется понятие счастье. Это дробь, в числителе которой - блаженство, а в знаменателе - зависть.
Но в нашем городе мы искренне радуемся успехам друг друга и поэтому знаменатель стремится к нулю, а значит, дробь стремится к бесконечности, то есть к бесконечному блаженству. Неправда ли красиво?
Учитель литературы.
- А ведь в романе есть еще несколько прекрасных математических описаний.
Давайте поработаем с текстом.
- Сонет “счастье”.
Вечно влюбленные дважды два,
Вечно слитые в страстном четыре,
Самые жаркие любовники в мире-
Неотрывающиеся дважды два…
- О таблице умножения
“Таблица умножения мудрее, абсолютное древнего Бога: она никогда – понимаете: никогда – не ошибается. И нет счастливее цифр, живущих по вечным, по стройным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина – одна, и истинный путь – один; и эта истина – дважды два, и этот истинный путь – четыре.”
Учитель математики.
- В нашем городе в отличие от “Интеграла” каждый имеет право на свое мнение, на свое решение и, конечно же, на ошибку, благодаря которой, может быть, другие ее не допустят.
( ученики, оформлявшие решения защищают их; учитель задает вопросы, исправляет и оценивает учащихся).
(После опроса ученик (из хранителей) оформляет пример заданий части “С” из тестов для ЕГЭ, который сам подготовил по данной теме.)
Учитель литературы.
-В нашем городе мы свободны. А в романе, что означало свободу?
- Свобода это фантазия.
- Фантазия это болезнь главного героя
- Как об этом пишет Е. Замятин?
- “ Имя этой болезни: фантазия. Это – червь, который выгрызает черные морщины на лбу. Это лихорадка, которая гонит вас бежать все дальше – хотя бы это “ дальше” начиналось там, где кончается счастье. Это последняя баррикада на пути к счастью. И радуйтесь: она уже взорвана.
Путь свободен.
Трехкратное прижигание жалкого мозгового узелка Х-лучами – и вы излечены от фантазии – навсегда.”
-Можем ли мы принять такое счастье?
- Нет, так как оно означает абсолютную пустоту.
- Когда герою сделали операцию вот как он говорит о своих ощущениях:
“Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств. Из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто.” ( слайд № 3)
Учитель математики
-На самом деле, замечательно, что мы не принимаем эту пустоту. Ведь тогда не было бы прогресса ни на нашем уроке, ни в жизни вообще.
А теперь самое интересное. Посмотрите и послушайте красивое решение сложного уравнения. По-моему без определенной фантазии с ним не справиться.
( ученик защищает решение уравнения из части “С” тестов ЕГЭ.)
В качестве домашнего задания учащиеся получают многовариантный тест № 2. (см. Приложение №1)
Учитель литературы.
- Итак, в романе – МЫ – означает толпу, не имеющую право на мысль.
В городе Евгения Замятина народ это население. А я уверена, что в нашем импровизированном городе - МЫ – это сообщество единомышленников.
МЫ с Вами, на самом деле, народ, который осознавая свою значимость стремится к поставленной цели.