Многие школьные учителя, прошедшие через разочарование традиционным обучением языку в школе, пытаются использовать формы и приемы, заимствованные из интенсивной методики. Однако следует заметить, что использование отдельных приемов фрагментарно может оказаться неэффективным, поэтому необходимо использовать целостную методику и учебники, которые были созданы на ее основе. С появлением в нашей гимназии “Школы в школе”, т.е. обособленного языкового пространства, практическое применение некоторых приемов интенсивного метода обучения стало возможным и дало хорошие результаты.
“Школа в школе” находится на 3 этаже прогимназии, занимает кабинеты 301, 302, 303, 304, 305, 306. Преимущество локализации всех кабинетов иностранного языка в одном “крыле ” здания – общий вход, который позволяет учащимся переключиться на предмет “Иностранный язык”.
Оформление: Холл – материал об англоязычных странах (карта Великобритании, Америки, национальные атрибуты…), информация о событиях за рубежом, в стране.
Назначение кабинетов:
301 – лаборатория английского языка (текущая тема, пособия);
- менеджмент научно-исследовательской деятельности преподавателей и гимназистов и ежегодной декады английского языка;
- дежурство преподавателя-консультанта;
- информационный центр газеты “Diligence”;
302 – кабинет грамматики (текущая тема, пособия);
- проведение занятий; проведение “Школы в школе”;
- организация тестовых недель;
303 – кабинет лексикологии (текущая тема, пособия);
- проведение занятий; проведение “Школы в школе”;
- оформление конкурсных выставок, словесных конкурсов;
304 – кабинет аудирования (текущая тема, пособия);
- проведение занятий; проведение “Школы в школе”;
- встреча участников КТС (командно-турнирного соревнования);
305 – кабинет чтения (текущая тема, пособия);
- проведение занятий; проведение “Школы в школе”;
- ведение литературной гостиной(драматизация произведений);
306 – кабинет межкультурного общения (текущая тема, пособия);
- проведение занятий; проведение “Школы в школе”;
- организация ежегодного фестиваля английской песни.
Преимущества реализации программы.
- Общий вход позволил ввести правило общения на иностранном языке, что способствует переключению учащихся на предмет “Иностранный язык” и погружению в языковую среду. С возникшими проблемами можно обратиться к любому из преподавателей или дежурному-консультанту.
- Общее оформление холла помогает организовывать отдых на переменах: чтение ежемесячной газеты о буднях “Школы” и гимназии, игровые моменты, музыкальные минутки, которые не мешают преподавателям других учебных предметов.
- Во время перемен появляется возможность демонстрации видеокурсов, фильмов на иностранном языке.
- Организация экзаменационной сессии реализуется через новый вид мониторинга: марафон знаний по аспектам (грамматика, чтение, аудирование, устная речь).
- Концентрация методического и дидактического материала в одном учебном пространстве бережет время преподавателей и учащихся.
Выбор тем и ситуаций обучения на занятиях “Школы” осуществлялся согласно УМК, а ролевая организация происходила каждый раз по-новому. Например, при изучении темы “Pets and other animals” учащимся были присвоены роли различных животных, которые затем встречались, общались, описывали себя или кого-то другого из друзей. Тема “Food” предоставила возможность встретиться английским и российским школьникам и поговорить, а также сравнить российский и английский стол. Школьникам интересно не только учиться говорить по-английски, но и вести себя как англичане. Это способствует обеспечению выполнения двух задач: учебной и культурно-поведенческой.
Хочется предложить некоторый материал, который успешно использовался в 5-х классах гимназии при обучении английскому языку детей, ранее не изучавших язык и благодаря которому учащиеся смогли за 1 учебный год осилить программу третьего года обучения (УМК под ред. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.). В пределах каждого цикла программы интенсивного обучения, которая охватывает наиболее важную тематику повседневного общения, основы нормативной грамматики изучаемого языка, обычно содержится следующий материал:
- основной текст-полилог;
- тексты для чтения и обсуждения;
- материал для усвоения фонетического аспекта языка на имитационной ооснове;
- задания для самостоятельной работы;
- занимательный языковой материал, который может быть использован как при аудиторной так и при самостоятельной работе школьников;
- грамматический комментарий.
Полилог по теме “Food”.
Good Appetite ! | Приятного аппетита! |
T: What a nice day! Just perfect for an outing in the country. R.S: That’s a great idea! There’s nothing like climbing trees, running barefoot, cycling in the wind, flying a kite, camping, making a camp-fire, boating, fishing, lying in the sun – such delights! |
Какой чудесный день! В такой день нужно
ехать за город. Замечательная мысль! Хорошо бывает полазать по деревьям, побегать босиком, покататься на велосипеде с ветерком, запустить змея, пожить в палатке, развести костер, покататься на лодке, позагорать на солнце – такой восторг! |
P.R: Come, come, wake up from your dreams/ Look around; it is
still early spring, there’s slush and pools of water underfoot everywhere. P.N: Oh, look where we’re standing: in front of a cafe, a self-service snack-bar. Let’s have lunch here. I’m as hungry as a bear. I think I could have all the three meals at a time now. |
Ну, ну, проснись от мечтаний. Оглянись
вокруг: еще только ранняя весна, под ногами
слякоть и лужи. Посмотрите, где мы находимся: перед кафе – закусочная самообслуживания. Давайте пообедаем здесь. Я голоден как волк. Я бы съел и завтрак, и обед, и ужин сразу. |
W.W: I wouldn’t mind having a bite either/ The appetite comes
with walking. M.F: After this long walk it’s easy to talk us into having a hearty meat. T: Well, let’s pop in. Let me see what there’s on the menu. Starters: sour cream, yogurt, mixed salad of tomatoes, cucumbers, cabbage and other vegetables. For the first course: fish soup, shchi, milk noodle soup, etc. For the main course: beefsteak, cutlets, fish with mashed potatoes, fried eggs, etc. Drinks: fruit juice, coffee, cocoa, compote, etc. Oh, why should I translate the menu? You’d better take a tray, a spoon, a fork and a knife, join the queue and pick whatever you like. |
Я тоже не прочь перекусить. Аппетит
приходит во время прогулки. После долгой прогулки легко уговорить нас поесть от души. Ну, что ж, давайте зайдем. Давайте посмотрим, что там в меню. Закуски: сметана, кефир, салат из помидоров, огурцов, капусты и других овощей. На первое: уха, щи, молочная лапша и др. На второе: бифштекс, котлеты, рыба с картофельным пюре, яичница. Напитки: фруктовый сок, кофе, какао, компот и т.д. Но с какой стати я должен переводить меню? Вам лучше взять поднос, ложку, вилку и нож, встать в очередь и выбрать все, что угодно. |
C.G: I, for one, am anxious to taste these exotic. Russian shchi and compote. | Мне, например, не терпится попробовать экзотические русские щи и компот. |
W.W: And I’d take pudding or potato crisps and cola but – alas – they have none of them here. | А я бы взял пудинг или хрустящий картофель и кока-колу, но увы! – у них тут их нет. |
D.L: I wish I cold have my Granny’s pancakes now! | Эх, сейчас бы бабушкиных блинчиков! |
Sh.Sh: And I’ll take only some sweets. | А я возьму только что-нибудь сладкое. |
T: You’ve got a sweet tooth I see. | Ты, я вижу, сладкоежка. |
Sh.Sh: Nothing of the kind. I’m just a poor eater. | Ничего подобного. Просто у меня плохой аппетит. |
W.W: Bosh! The appetite comes with eating. Take me for example. I’m not a glutton but a hearty eater. | Ерунда! Аппетит приходит во время еды. Бери пример с меня. Я не обжора, но люблю поесть. |
Грамматический комментарий. (Приложение)
SONG
I’m lying in the Sun, I’m looking at the Sun, I’m lying, I’m lying, And I’m looking at the Sun. Rhino-no is walking here, Crocodile-dile’s Swimming near Only I’m still lying And still looking at the Sun. |
The Present Future Tense
The Future Indefinite Tense | The Present Continuous Tense | Словосочетание to be going + Infinitive | ||
Случаи употребления | Действие, относящееся к будущему | Действие, запланированное на ближайшее будущее (с глаголами, обозначающими движение: to go, to start, to come, to leave, to arrive и др.) | В значении “собираться” | |
Возможные указатели времени | Tomorrow завтра In a week через неделю Next year через год |
Today сегодня Tomorrow завтра One of these days на днях |
Tonight сегодня вечером Tomorrow завтра |
|
Примеры | Will you cook the pie today? I’m afraid, I shall have no time today, I’ll do it tomorrow. |
What time is the train arriving? In half an hour. |
What are you going to do tonight? I’m going to meet my friend tonight. |
Тексты для чтения и обсуждения
The food we eat.
Everybody and everything that lives and grows must eat. Children must eat, and so must animals, fish, birds and plants.
Some kinds of food, like bread and butter, keep children warm and give them strength to work and play. Other kinds of food, like milk, eggs, cheese, meat, help them to grow tall and have strong bones and muscles. Strong children can run, jump and swim.
Fruit and vegetables keep children well. If you want to be healthy you must eat vegetables and fruit. Vegetables give iron to your blood, and all the fruits have sugar.
Children in different places eat different kinds of food.
In Scotland nearly every child has a plateful of porridge and milk for breakfast. It is made from oatmeal.
Irish children eat potatoes and milk for dinner. In Sweden the children eat rye bread instead of wheat bread. Rye grows better than wheat in places that have colder weather and poor soil.
Eskimo children eat more fish and meat than you do. It is so cold there that vegetables do not grow.
The children in China eat rice at every meal. The Chinese boil it in water until it is soft, then they dry it and eat with chopsticks. Chinese children hold both stick in one hand and bowl in the other and pick up the rice grains quickly.
Breakfast
Get up, little Freddy. Breakfast is ready; Butter and cheese, All that you please. Milk and bread |
Meals
We have got four meals a day: breakfast, lunch, dinner and supper. Breakfast time is between seven and nine o’clock, lunch time between eleven and twelve o’clock, dinner time between two and four o’clock and supper time between seven and eight o’clock.
For breakfast we eat bread and butter, curds, porridge, eggs, cheese or sausage sandwiches. We drink tea, coffee, milk or cocoa.
Russian people drink tae with sugar. Russian tae is tea with lemon in it.
For dinner we eat soup, then meat or fish and potatoes or spaghetti. After dinner we have a cup of tea with sweets or cookies or a glass of juice. In summer we like to eat berries, fruit or ice-cream after dinner.
For supper we have sausages, pudding or pancakes and a glass of milk. If a man eats well, we say “He is a good eater”. If a man does not eat well, we say “He is a poor eater”.
Answer the questions.
- How many meals a day have you got ?
- When is breakfast (lunch, dinner, supper) time ?
- What do you usually have for breakfast, dinner, supper ?
- What do you like to eat when you are hungry ?
- What do you like to drink when you are thirsty ?
- What do Russian people like to drink tea with ?
- What do you like to drink after breakfast and after dinner ?
- Are you a good or a poor eater ?
Table manners
- Don’t talk with your mouth full.
- Don’t use a spoon for what can eat with a fork.
- Don’t use a knife for fish, cutlets or omelettes.
- Don’t put the knife into your mouth.
- Don’t eat your soup with a noise.
- When you don’t want any more, say “No, thank you”.
- Don’t make faces to show that you don’t like something.
- Don’t blow on your tea when is too hot.
- Don’t play with your knife, spoon or fork.
- Don’t forget to say “please” when you ask somebody to pass you something.
- Don’t forget to say “Thank you” when somebody passes you something.
Задания для самостоятельной работы
Talk to Helen. Answer Helen’s questions. Tell her about your lunch or dinner.
Helen: Hello, how are you ?
You: …
Helen: I’m fine. It’s time for lunch. Do you know what I have for lunch ?
You: …
Helen: I have vegetables and bread and butter. It/s very tasty. What do you have ?
You: …
Helen: Mmm, I like that too. How many meals have you got every day ?
You: …
Helen: I usually have got three meals a day. Do you eat between meals ?
You: …
Helen: Sometimes I have an apple or a cookie. Oh, look at the clock ! It’s time to eat ! Bye !
You: …
Ask and answer.
Read the questions in column A, choose and read aloud the right answer in column B.
WHAT DO YOU SAY
A
if you don’t like to have dinner alone?
if you want to have some brown bread?
if you want to have another cup of tea?
if you want to put some salt in the soup?
when you are very hungry?
when you are thirsty?
B
I’d like to have another cup of tea.
Pass me the salt, please.
Let us have dinner together.
Pass me some brown bread, please.
I’d like a glass of juice.
I’m very hungry.
I’m ready for dinner.
Practice the following bits of conversation:
1.
- Pass me the salt, please.
- Here you are.
- Thank you.
- You are welcome.
(words for substitution: bread, butter, sugar, pepper, mustard, spring onion, parsley, dill, jam, marmalade, cheese, sour cream).
2.
- These cookies are delicious! Can I have another one?
- Of course. Help yourself.
(words for substitution: pies, chocolates, peaches, cakes, pancakes, rolls, buns, marinated cucumbers).
3.
- You fish salad is delicious! Can I have another helping?
- Certainly, you are welcome.
(words for substitution: mead salad, Russian salad, cabbage soup, buckwheat porridge).
4.
- Shall I cook liver for dinner?
- Oh, great! We haven’t had liver for dinner for a long time.
(words for substitution: kidneys, turkey, cutlets, fish soup, pea soup, spaghetti, stewed cabbage, mushrooms, beef-steak, roast beef, fried potatoes).
5.
- Do we have any coffee left?
- No, I am afraid not.
(words for substitution: tea, sugar, potatoes, chocolates, jam, honey, sour cream, cheese, chicken broth, onion, cutlets, tomatoes, cucumbers).
6.
- Have another cup of tea?
- No, thank you, I’ve had enough.
(words for substitution: cup of coffee, glass of juice, piece of cake, piece of pie, helping of salad, plate of soup, sandwich, biscuit, apple).
7.
- Let me treat you to chocolate cake, I’ve made it myself.
- Oh, thank you. The cake is delicious! You are a very good (wonderful, great) cook.
(words for substitution: fish salad, meat salad, meat pie, raspberry pie, lemon pie).
8.
- Help yourself to the salad.
- Thank you with pleasure.
(words for substitution: mushrooms, green peas, herring, cheese, sausage, ham, bacon, cake, pie, chicken).
9.
- Will you have another helping of salad?
- Oh no, thank you, I am afraid that would be too much.
(words for substitution: tomatoes, green peas, herring, stewed meat, soup, porridge).
10.
- What (is it that) smells so tasty?
- It’s chicken broth, I’ve just cooked it.
(words for substitution: cabbage soup, roast turkey, roast beef, buckwheat porridge, mushroom soup, fried fish, liver).
Очень многие разработанные к урокам упражнения и задания вошли в новый грамматический сборник-практикум по английскому языку в 2 частях (составитель Филяровская Н.Н.) и используются как дополнительная литература к УМК. Сложной задачей современного учебника иностранного языка является обращение к личности каждого ученика при всем разнообразии индивидуальностей учащихся. Поэтому сборник позволяет одновременно работать учащимся, независимо от их уровня знаний, т.к. упражнения и задания расположены в порядке возрастания сложности: от простого. При обучении иностранному языку интенсивным методом желательно, конечно, использовать и определенный учебник. Таковым для меня было пробное учебное пособие для 5-х классов (интенсивный курс) под редакцией В.Н. Филиппова.