Внеклассная работа по краеведению

Разделы: Внеклассная работа


Жизнь школьника является частью жизни нашего народа. Постепенно дети учатся принимать участие в жизни общества. Учитель призван помочь ребенку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, гражданином своей Родины. В последнее время во всех регионах России большое внимание уделяется изучению краеведческого материала.

Научить ребенка знать и любить природу задача нелегкая. Работая много лет по методической теме “Внедрение НРК ГОС в начальной школе”, пришла к выводу, что одних интегрированных уроков не достаточно, что возможности для ознакомления младших школьников с родным краем на учебных занятиях ограничены.

Большие возможности для расширения и углубления знаний учащихся по краеведению, полученных на уроках, предоставляет внеурочное время. Целенаправленная внеклассная и внеурочная работа включает проведение праздников, конкурсов, викторин, учебных встреч, устных журналов, КВН.

При составлении планирования внеурочной внеклассной работы по краеведению используются базовые составляющие, определенные государственными программами для курса “Ознакомление с окружающим миром” автора Плешакова А.А. из серии “Зеленый дом”.

В I классе внеклассная работа по краеведению проводится эпизодически. Целесообразно первоначальное знакомство с краем начать с окружающего детей микромира. С учащимися I класса проводится праздник “Здравствуй, школа”, конкурс рисунков на темы “Мой дом”, “Я люблю свое Заполярье”, “Улица, на которой я живу”, “Природа и мы” и другие.

Вместе с родителями проходит праздник “Наша дружная семья”, проводятся беседы с учащимися о своей малой Родине: “Я – мурманчанин”, “Мурманск – город-герой”, учащиеся принимают участие в традиционных праздниках города: “День рождения моего города”, “Праздник Солнца”, “Праздник Севера”. В I классе проходит первоначальное знакомство с коренными жителями Кольского полуострова – саамами, разучиваются детские саамские игры. В группе продленного дня проводится праздник “Славная осень”, а в детской библиотеке можно подробнее познакомиться с жизнью птиц на празднике “Покормите птиц зимой”.

Во II классе содержание воспитательной работы направлено на формирование бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, на расширение знаний учащихся природы Кольского Севера, на обогащение словарного запаса за счет местного языкового материала.

С этой целью, в начале учебного года во втором классе начинает работу кружок “Клуб Почемучек”. Занятия проводятся 2-3 раза в месяц. Одно из них посвящается “азбуке народной мудрости”: приметам и природным явлениям по временам года и месяцам.

Основная цель – изучение краеведческого материала, проведение наблюдений за живой и неживой природой, развитие наблюдательности, любознательности. Дети учатся делать выводы и обобщения, разбираться в простейших взаимосвязях в природе.

Каждое занятие кружка в классе начинается с рубрики “Бюро погоды”. Это беседа по наблюдениям за объектами окружающей среды, за сезонными изменениями в природе. Занятия оборудуются видеотехникой, магнитофонными записями, наглядными пособиями. Опираясь на публикации в методических журналах и газетах, было составлено планирование данного кружка.

Эти внеклассные занятия не дублируют урок, а дают новый познавательный материал о родном крае.

С целью активизации внимания и развития интереса используется занимательный материал о природе (загадки, кроссворды, ребусы, вопросы для размышления), который печатается в методической литературе. Многие задания составляют и находят учащиеся класса.

Из журнала “Юный натуралист” заимствуются постоянные рубрики и, изучая родной край, включаются в занятия. Например: “Летопись природы”, “Вести с опушки”, “Зеленая аптека”, “Маленькие открытия”. Учащиеся готовят сообщения, учат стихи, подбирают рассказы и загадки, рисуют иллюстрации о природе и экологии.

С планированием работы кружка “Клуб Почемучек” во втором, третьем и четвёртом классе можно ознакомиться в Приложении.

Заседание “Клуба Почемучек” (ноябрь, 3 класс)

Тема: “Про климат и погоду, про явления природы”

План:

  1. Что такое климат? От чего зависит климат?
  2. Что такое погода?
  3. Явления природы (атмосферные осадки).

Форма заседания: вечер вопросов и ответов.

Ход заседания

Ведущий: “Бюро погоды”: Расскажите о погоде сегодня. Сравните её с погодой на прошлой неделе.

Ведущий: Начинаем вечер вопросов и ответов: “Спрашивайте, – отвечаем!”

Учащиеся: Что такое климат?, Меняется климат или нет?

Ведущий: Кто отвечает на этот вопрос?

2 ученик: Слово “климат” мы слышим и произносим часто. Мы говорим: “Здесь плохой климат, а в Крыму здоровый климат”.

Что такое климат? Это режим погоды за многие десятки лет в данной местности, это вся погода, в каждый месяц года, это смена времён года в данной местности.

Вот, например, ноябрь в Заполярье – зимний месяц, а в средней полосе страны – ещё поздняя осень. В ноябре на Кольском полуострове всегда зима. В сентябре чаще всего теплее, чем в октябре, а весна начинается в мае. Так повторяется из года в год. Вот эти повторяющиеся из года в год типы погоды – сухие и жаркие в одной местности прохладные и дождливые в другой – и называются климатом данной местности.

3 ученик: От чего же зависит климат?

Слово “климат” в переводе с греческого языка означает “наклон”. Климат зависит от наклона солнечных лучей над местностью. (Показ освещения глобуса лампой на теллурии) Чем прямее падают лучи солнца на землю, тем они жарче греют, тогда климат жарче. Чем наклоннее падают лучи солнца, тем они меньше греют, тогда климат холоднее.

Чем ближе к экватору, тем теплее климат, чем дальше от экватора – тем холоднее (Показать экватор, области давления на экватор).

Но климат зависит не только от солнечных лучей, но и от близости морей и океанов, гор, равнин, движения воздуха. На Кольском полуострове на климат влияет тёплое течение Гольфстрим, которое проходит у берегов Мурмана.

4 ученик: читает стихи Разумова “Зимой и летом” (отрывок).

Февральский ветер лют и скор,
Снега метельные колючие –
Гудит без устали мотор,
Гоняя в хмуром небе тучи.
Дымится в сопках белый дым,
Берёзы утонули в хмаре…
Снежит с экватора Гольфстрим,
Прижавшись боком к Заполярью.
Но силы нет Гольфстрим сковать,
Надеть ледовую кольчугу…
Гольфстрим и Мурман не разнять,
Дружны, нужны они друг другу.

3 ученик (продолжает): Климат зависит от географической широты местности, от того, где на Земле расположена данная местность.

5 ученик: Изменяется ли климат на Земле? Учёные отвечают на этот вопрос так: В очень далёкое от нас время, климат на Земле был не такой, как сейчас… За многие миллионы лет климат постепенно менялся. Где похолодало, а где потеплело.

Ведущий: А что такое погода?

6 ученик читает стихотворение Л. Нечитайло “О Мурманской погоде”.

Бывает столько путаниц
На севере моём!
Смешались, перепутались
Во времени одном!

Зима! Зачем же оттепель!?
Весна! К чему же снег?
А может осень шлёпает
В калошах по весне?

Сырое небо в лужицах
Блеснёт асфальт сырой.
То вдруг снежок закружится,
То дождик проливной.

С утра в недоумении:
Что надевать? Хоть плачь!
Пока одно решение:
“Из шубы – прямо в плащ”

7 ученик: Мы ежедневно наблюдаем за погодой, за температурой воздуха, за осадками, за ветром, за состоянием неба. Это мы ведём наблюдения за нижним слоем воздуха, который окружает Землю. Он называется атмосфера. Поэтому погода – это состояние атмосферы в определённое время суток. Погода на Кольском полуострове очень изменчива. Она может изменяться несколько раз в течение одного дня: с утра, например, был дождь, было прохладно, а днём выглянуло солнце, стало тепло, всё высохло, на небе исчезли облака, а к вечеру подул опять ветер, нагнал облаков и стал накрапывать дождь.

От чего же зависит погода?

Погода зависит в основном от состояния атмосферы.

Ведущий: Расскажите о погоде в Мурманске в разные времена года. (Просмотр видеофильма “Этюды о Мурманске”)

Вы узнали что такое климат, что такое погода. Что вы хотели ещё узнать?

(Ребята задают вопросы: “Что такое дождь? Откуда берётся роса? Как образуется иней, град? Что такое туман?” и т.д.)

А сейчас поговорим о явлениях природы. Отгадайте загадку:

Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь – и прятаться начнут. (Дождь)

8 ученик: Дождь – это самое обыкновенное явление природы. Я сейчас вам устрою дождь.

Опыт: Нагревается в колбе вода до кипения. Над ней держится тарелка со снегом. На дне тарелки образуются капли, они падают в виде дождя вниз.

Солнце согревает воду. В океане, морях, ручьях, реках, болоте, в любой луже вода испаряется, и в виде пара поднимается вверх в воздух. Пар потоком воздуха уносится высоко от земли, так высоко, где холодно как зимой. Пар тёплый, а когда прикасается к холодному воздуху, он превращается в мелкие капельки воды. Они лёгкие и как пушинки носятся по воздуху. Тёплый воздух подбрасывает капельки вверх, холодный воздух тащит их вниз. Вот капельки и танцуют по воздуху то вверх, то вниз. Они сливаются вместе, становятся крупнее, тяжелее. Их очень много. Что они образуют?

Пушистая вата плывёт куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

В верхней части облака капельки замерзают, превращаются в льдинки. Они смерзаются вместе, тяжелеют и падают вниз на Землю. Пока летят, успевают растаять, потому, что у Земли воздух теплее, и в виде дождя выпадают на Землю. Дожди бывают разные: мелкие, моросящие – осенью, крупные, проливные, тёплые – летом. Дождь поит Землю, поит растения. Не было бы дождей, не росли бы растения. Дождь очень полезное явление природы.

Ведущий: О каком явлении природы говорится в загадке?

Рассыпался горох на семьдесят дорог,

Никто его не соберёт. (Град)

9 ученик: В верхней части облака капельки воды замерзают, превращаются в льдинки. Льдинки срастаются вместе, тяжелеют и падают на землю из облака. Льдинки не успевают растаять, пока падают из облака, и тогда идёт град. Он ледяными шариками устилает Землю, грозит посевам, садам, сбивая плоды с деревьев, очень больно ударяет в лицо, шею, руки. Град – это стихийное бедствие. Сейчас люди научились разрушать градовые облака. Запускают в облака ракету с особым веществом, и град в облаке превращается в дождь. (Показ картинки “Град”)

10 ученик читает стихотворение И.А. Бунина.

Бледнеет ночь…
Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее ли, безжизненней луна
И серебро росы на стёклах холоднее.

Ведущий: О каких явлениях природы говорится в стихотворении? (Туман и роса)

10 ученик (продолжает): Стелются над землёй осенние туманы. Кажется, будто низко-низко спустились облака и окутали землю белым густым покрывалом. Да ведь это так и есть! Потому что и облака в небе, и туманы над землёй – близкие родственники, близнецы. И облака и туманы состоят из крохотных капелек воды. Эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Падает этот пар в поток холодного воздуха и начинает превращаться в капельки воды.

Опыт: В пробирке закипает вода. Над пробиркой клубится туман.

Туманы бывают в разное время года. Гуще всего туманы утренние, когда земля сильнее остыла. Но вот взошло солнце, и туман исчез. Он опять превратился в водяной пар. Туманы полезны людям. Они охраняют посевы от заморозков, от вредителей растений. Им лечат насморк. Стоит подышать туманом над кастрюлей с горячей водой, как дышать становится легче. С помощью туманов делают дезинфекцию помещений, чтобы убить болезнетворных микробов.

11 ученик: Но бывают и вредные туманы. Это туманы городские. О таком тумане ничего хорошего не скажешь. Городской туман состоит из пыли и копоти, газов. Воздух в городе загрязнён. В таком тумане трудно дышать. Городские туманы вредны для здоровья. Люди сейчас борются за чистоту городского воздуха, против пыли копоти, озеленяют улицы. Наступит время, когда вредные городские туманы исчезнут из города.

12 ученик: О каком природном явлении расскажу я?

Утром падаю всегда –
Ни дождинка, ни звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)

Близкая родственница туманов – роса. Она выпадает вечером. Всю ночь она лежит на траве и ранним утром не сразу испаряется. На траве крохотные капельки – бисеринки сверкают в лучах утреннего солнца. Их много, они всюду, кажется в траве затерялись осколки хрусталя и играют разноцветными огоньками (Картинка с изображением росы).

Хотите я вам сейчас сделаю росу? (Опыт: нагреваем воду до кипения, над паром держим холодную тарелку, на дне образуется роса)

От чего же образовалась роса?

Днём солнце прежде всего нагревает землю, а потом уже от земли нагреваются травы, цветы, воздух. Но вот наступает вечер и ночь. Теперь в первую очередь остывает земля. Она отдаёт своё тепло воздуху, как печка. Тёплый воздух уносится от земли вверх, а его место занимает холодный воздух. Остывают цветы, травы, листья. В воздухе всегда есть водяной пар. Он прикасается к остывшим предметам, листьям, цветам и превращается в капельки росы. Но не всегда бывает роса. Чтобы выпала роса нужна определённая температура воздуха. Роса очень чистая и прозрачная. Сорвёшь листик, поднесёшь ко рту прозрачную капельку и выпьешь, росинка покажется вкуснее всякого напитка.

13 ученик: О каком природном явлении сообщу я?

В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт
Этот бархат опадёт. (Иней)

Когда почва охлаждается ниже нуля градусов, то вместо росы выпадает иней. Иней – это замёрзшие кристаллы водяного пара. Иней обычно бывает зимой и поздней осенью. Иней на растениях очень красивое явление. (Показать картинку). А зимой при сильных морозах на ветках деревьев, на кустах, на проводах образуются более крупные кристаллы инея. Это изморозь. Она мешает людям, под её тяжестью провисают и обрываются провода.

14 ученик: Отгадайте загадку:
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)

Что такое снег? Это много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты неба на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, сверкающие снежинки. Снежинки тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются совсем не так. Раньше думали, что снег – замёрзшие капельки воды. Но вот недавно узнали учёные, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градом, комочками непрозрачного льда. Они никогда не превращаются в снежинки. Снег образуется так: водяной пар поднимается над землёй туда, где царит очень сильный мороз. И здесь сразу же из ледяного пара образуются крохотные кристаллы льда. Они имеют шесть лучей. На них оседают другие кристаллики льда. Растёт кристалл, превращается в удивительно красивую звёздочку-снежинку. Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю. Идёт снегопад. (Показать снегопад)

15 ученик: Вот и закончился наш рассказ об атмосферных осадках.

Какой сегодня будет день?
С утра всё думал я.
Может быть солнышко, жара?
Или пройдёт гроза.
Быть может ветер запылит,
Дорогу подметёт,
Погонит в небе облака
И заволнуется река?
Как мне с утра узнать о том,
Что за погода будет днём?

Ведущий: Объявляю заседание закрытым. К следующему заседанию готовьтесь и задавайте вопросы.

Разнообразная внеклассная работа дает возможность каждому ученику работать творчески, учит размышлять, учит выделять главное, способствует развитию любознательности, тренирует внимание, память, приносит радость. Занятия способствуют расширению, углублению и систематизации знаний о родном крае, воспитывают у детей ответственное отношение к природе.

Приложение