Система воспитательной работы в классе

Разделы: Классное руководство


Убежден в том, что только системное воспитание успешно.

Систему воспитательной работы с классом строю с учетом особенностей класса, индивидуально-личностных характеристик каждого ребенка, позиции родителей, возможностей классного руководителя.

Генеральные цели воспитательной системы работы с классом:

  • раскрыть и развить индивидуальность ребенка;
  • научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимоподдержки;
  • задачи:
  • научить детей приемам самопознания и самореализации;
  • научить общению в разных сферах многогранного мира: с другими людьми, со словом, со знаниями, накопленными предшествующими поколениями, с природой, с миром материальных вещей;
  • воспитать в детях качества делового человека, умеющего организовать себя, других, дело.

Каждый из семи лет общения с детьми тематически направлен мною.

5 класс. Цикл классных часов “Познай себя сам”, цель которых – дать каждому воспитаннику информацию о том, кто он, какой он, кто его окружает, сформировать чувство собственной значимости, умение ценить тех, кто рядом. Семейные реликвии, родословные детей, значение имен и фамилий, знаменитые однофамильцы, интервью с самим собой, словесные автопортреты, … - то, что с детской непосредственностью, но глубоко осмыслено пятиклассниками. А родители детей тем временем исследуют характер и темперамент своего ребенка, составляют на него характеристику, помогают ему подготовиться к классным часам.

6 класс. “Диагностика личности, коллектива, класса и группы”, давшая возможность каждому воспитаннику увидеть его положение в системе межличностных отношений. Тематика классных часов здесь такова:

  • “Социометрический опрос”;
  • “Отметка другу”;
  • “К кому ты обратишься”;
  • “Выбор одноклассников”;
  • “Угадай выбор”;
  • “Референтометрия (выявление основных референтных групп личности);
  • “Проверь свое внимание”;
  • “Наблюдательность”;
  • “Кто лучше помнит”;
  • “Анаграммы” (наличие теоретического анализа);
  • “Переводчики” (гибкость мышления);
  • “Познавательная потребность”;
  • “Познавательный интерес” и др.

Вместе с этим практикую авторские классные часы. Условия такие: дети самостоятельно в парах, группах или в одиночку определяют тему классного часа, отбирают материал, готовят классный час. Классный руководитель сохраняет за собой право просмотреть перед проведением классного часа подготовленные детьми материалы, по необходимости ненавязчиво внести какие-то коррективы, дать советы, присутствовать на классном часе. Цель моего присутствия – наблюдение за тем, как дети умеют слушать сверстника и подчиняться ему, как ведет себя дублер классного руководителя. Так на одном из таких авторских классных часов совершенно неожиданно открылись незаурядные способности организовать возбужденных расшумевшихся одноклассников (в классе было 26 учеников: 13 девочек и 13 мальчиков) не самой успешной, тихой, скромной, даже, казалось, забитой девочки (мама девочки погибла в автомобильной катастрофе, папа какое-то время растил дочь один, а потом появилась мачеха, с которой у девочки, к сожалению, не сложились отношения). Шестиклассница тихо, спокойно сказала своим сверстникам: “Если мы будем себя так шумно вести, у нас с вами ничего не получится”. Далее классный час прошел в атмосфере совершенного покоя. Перед последним звонком, выпускным вечером, сейчас, встречаясь, ребята, не скрывая своего удивления, вспоминают и этот случай. А Надя все годы была опорой в классе и учителям, и одноклассникам.

Конечно же, оставляю резерв времени на ситуационные классные часы.

В 7 классе предлагаю блок классных часов “Воспитай себя сам”, цель которого сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, развить в детях чувство собственного достоинства, научить их видеть свои сильные и слабые стороны, преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях. В этом блоке такие темы классных часов:

  • “Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении”;
  • “Что я хочу рассказать другим о себе”;
  • “Мы очень разные и этим интересны друг другу”;
  • “Мои права и права других людей”;
  • “Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ в ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу”;
  • “Я в своих глазах и в глазах других людей”;
  • “Я для себя, я для других. Обида”;
  • “Как справиться с раздражением, плохим настроением”;
  • “Как справиться с раздражением, плохим настроением”;
  • “Контакт с самим собой” и др..

8 класс“Воспитание базовой культуры личности”, где идет разговор о мере ответственности каждого перед прошлым, перед настоящим(об образе жизни, достойном человека), перед будущим; об ощущении своей значимости; об ориентации на общечеловеческие ценности (Жизнь, Человек, Отечество, Дом, Семья, Счастье); о модели счастливого человеческого дома (Любви, Вере, Надежде, Добре, Свободе, Согласии, Красоте, Гармонии, Истине, Справедливости, Мире, Труде).

Классные часы в этом цикле:

  • “Дом, который строим мы”;
  • “Путешествие в мир своего Я+Я+Я. Я – первое: узнать себя. Я – второе: воспитать себя. Я – третье: найти себя”;
  • “Колумб собственного Я”;
  • “Древо познания добра и зла”;
  • “Дорогие подарки”;
  • “О проблемах школьных и личных”;
  • “Об идеалах и ценностях истинных и ложных”;
  • “О жизни и ее смысле”;
  • “О том, как выходить из конфликтных ситуаций”;
  • “О том, как не огорчать своих родителей и не наносить себе вреда”;
  • “О том, как сделать себя и других людей счастливыми”;
  • “Что значит быть современным”;
  • “По лабиринтам жизненных ситуаций”. (Консультация по вечным проблемам);
  • “Модель счастливого человеческого дома” и др..

9 класс – “Найди свою профессию”. Задачи данного цикла классных часов – познакомить ребят с миром профессий; помочь им избежать возможных ошибок в выборе будущей профессиональной деятельности, активизировать самостоятельный поиск детьми профессии.

Примеры классных часов данного блока:

  • “Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план”;
  • “Встреча с студенткой IV курса философско-социологического факультета ПГУ”;
  • “Встреча с выпускником Кунгурского лесотехникума, отделения правоведения, имеющим опыт жизни в Новой Зеландии, Германии, Швейцарии”;
  • “Типичные ошибки при выборе профессии”;
  • “Встреча с кулинаром А.Д.Грибовой”;
  • “Интересы и склонности в профессиональном выборе (“Хочу”). Возможности личности в профессиональной деятельности (“Могу”). Профессиональная карьера и здоровье”.
  • “Анализ профессий. Рынок и его требования к профессионалу”;
  • “Компьютерная диагностика профессиональных склонностей в Центре занятости г. Кунгура”;
  • “Образ будущего. Качества делового человека” и др.

10 класс – “Этика и психология семейной жизни”. От известного курса взято только название. Мною создана своя программа курса, цель которой, не навязывая юношам и девушкам своей точки зрения, избегая морализаторского тона, нравоучений, пробуждая интерес к темам, интенсивно сотрудничая на часах общения и при этом сохраняя дистанцию, способствовать формированию у десятиклассников идеала будущей семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить отношения и растить будущих детей.

Предлагаю тематику цикла классных часов по этике семейной жизни.

  • “Семь+Я” - игра”.
  • “Как правильно построить в семье отношения родителей, детей, внуков”.
  • Тест “Умеешь ли ты ладить с родителями?”
  • “Взрослые и дети” - дискуссия.
  • “Дружба и любовь в школе”.
  • “Встреча с врачами венерологом и наркологом. Просмотр видеофильмов”.
  • “Позволь представить тебя моим родителям…”
  • “Этикет в свадебном обряде”.
  • “Так ли уж необходимо соблюдать этикет дома, в семье?”
  • “Существуют ли секреты счастливой семейной жизни?”
  • “Каким рисуется образ “хорошего мужа” и какой должна быть “хорошая жена?”
  • “В любой семье необходимы…”
  • “В супружеской жизни совершенно необходимо…”
  • “Семейные ссоры в зеркале этикета…Мелочи жизни…Мелочи ли?..”
  • “Каждый член семьи имеет право на…”
  • “Кто из супругов должен ведать расходами семьи или живите по средствам…”
  • “Ревность, скрытую и явную, стоит раз и навсегда исключить из семейной жизни…”
  • “Муж и жена пришли в гости…”
  • Авторский классный час: “Что интересного для себя я открыл в семейном законодательстве?” (Ю. Кочергин)
  • “В семье непременно должна присутствовать приятная непредсказуемость”.
  • “Ребенок в семье”.
  • “Самое большое, что может сделать мать (отец) для своего ребенка – это…”
  • “Если вы решили развестись или уже разведены… Если вы разведены и у вас есть ребенок…”
  • Рефлексия. “Что возьму с собой из классных часов о семейном этикете”.

11 класс – “Юноше, обдумывающему житье”. Программу общения в выпускном классе создавали вместе. Заканчивая 10 класс, говорили о том, каким быть классному часу и по форме, и по содержанию. Ведущими задачами на учебный год были содействие формированию нравственной позиции выпускников, процессам самопознания и самостроительства личности учащихся, их нравственной самореализации; индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников. Вот что было предложено ребятами и реализовано в течение учебного года:

  • “Как из учителя недруга сделать учителя друга”.
  • “О чем не следует забывать при подготовке к выступлению”.
  • Деловая игра “Лидер”.
  • “НОТ школьника”.
  • “Мое свободное время”.
  • Дискуссия “Хотим быть…”.
  • Ролевая игра “Планета друзей”.
  • Диалог “Счастье – жить”.
  • “Не стать Дездемоной или Как выйти замуж” (беседа с девушками).
  • “Учимся говорить” (практикум-соревнование).
  • “Лучшее орудие мести – время” (диалог-обсуждение газетной статьи: АиФ, №28, 2002 год).
  • “Приемы запоминания”.
  • “Повторение учебного материала в предэкзаменационный период”.
  • “Тактика сдачи экзаменов”.
  • “Устранение помех при подготовке к экзаменам”.
  • “Как противостоять стрессу”.
  • “Поведение на экзаменах. Распределение времени” и др.

Воспитательная система составлялась и корректировалась, исходя из пожеланий и родителей учеников класса.

Можно говорить о некоторых результатах данной системы работы с классом:

  • в классе не было отсева, второгодничества, отторгнутых детей;
  • высокая удовлетворенность детей школой, классным коллективом;
  • сплоченность классного коллектива;
  • низкий уровень тревожности у детей;
  • большая активность учеников в классе, школе, во внешкольных мероприятиях;
  • способность адаптироваться в новых обстоятельствах: многие поступили в высшие и средние учебные заведения, успешно учатся, хорошо себя чувствуют в новом социуме.

Сейчас у меня другие воспитанники. Эти дети пришли в класс из разных малокомплектных школ. Воспитательную систему пришлось адаптировать для нового детского коллектива. Так в 5 классе пришлось обратиться к циклу классных часов “Я, класс, в котором я теперь живу, и моя школа”, цель которого познакомить детей с правилами внутреннего распорядка школы; формирование коллектива класса; развитие познавательных интересов и коммуникативных способностей; воспитание этической культуры пятиклассников.