Задачи периода. |
Основное содержание. |
Основные формы и методы. |
Диагностирование. |
|
5 класс. |
||||
1. Формирование нравственного
самосознания. 2. Познания самого себя. 3. Ознакомление с понятиями: личность, индивидуальность, самопознание, самосознание и самосовершенствование. 4. Осознание своей роли в семье и роли семьи в своей жизни. 5. Воспитание качеств ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить. |
Человек как индивид и как личность,
физическое и психическое в человеке,
самовоспитание и самосовершенствование, примеры
из жизни великих людей (Сократ, Гёте, Толстой),
самопознание «Кто я?» (темперамент, эмоции,
внимание, память, эрудиция, мышление,
способности, интересы и склонности). Человек и семья, социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. |
Организация деятельности органов самоуправления, практикумы «Какого ты рода племени», «Уважай человека», «Внешняя и внутренняя воспитанность человека», «Саамы дорогие для меня люди – папа и мама», «Мои увлечения», «Мои друзья и я»; цикл бесед «Откуда я родом» (реликвии моей семьи, семейные праздники и традиции, мой семейный альбом, семейный архив), конкурсы на самые интересные мамины нотации, поучения и наказы; игровые программы «Мой папа – рыцарь без страха и упрёка», «Папа, мама и я!». Родительские собрания «Особенности развития детей – младших подростков», «Взаимоотношения детей и родителей», «Добрые волшебники (практикум по этикету)», «летний отдых детей». Совместные праздники детей и родителей «Осенины», «новогодний карнавал», «при солнышке тепло, при матери добро», «Бабушка, отложи ты вязанье». | Использование методик Фридмана по социометрии, «Математика и вежливость», «Как поступить?», «Закончи предложение» «Память» «Мышление» «познавательные интересы» «Отметка другу» «К кому ты обратишься» «А у нас» | |
6 класс |
||||
1. Развитие основ здорового образа жизни. 2. Расширение знаний детей о пагубном влиянии алкоголя, табакокурения и наркомании на здоровье людей. 3. Организация помощи в самовоспитании учащихся. 4. Раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше. 5. Воспитание таких качеств как воля (умение заставить себя делать нужное дело) и выдержки (способность побороть нежелательные реакции) |
Здоровый образ жизни, пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркомании на здоровье человека. Достоинство, способы защиты от посягательств на достоинство человека, коррекция полоролевого поведения (девочка, мальчик) Режим дня, выработка привычек, самообладание. Самовоспитание в развитии личности, деятельность и её роль в самовоспитании, этапы деятельности (целеполагание, планирование, реализация целей, результат), воля и слабоволие, упрямство. |
Беседы – практикумы «представления об уверенном и грубом поведении» «мой дневник. Что я могу рассказать о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного, грубого поведения» «Чувство собственного достоинства» «Мои права и права других людей» «Я в своих глазах и глазах других людей» «Я для себя, я для других. Обида» «как справиться с раздражением, плохим настроением» «Наши чувства, желания, настроения» «Победи своего дракона»; беседы «безопасное поведение в школе» «Вредные привычки»; совместные праздники «Какие мамины глаза» «Вместе с папой» «Какая она, война?» игровая программа «Вместе весело шагать», организация соревнований между группами по баскетболу, волейболу, пионерболу, организация лыжного похода, однодневного туристического похода. Родительские собрания «Физическое развитие детей» «Вредным привычкам скажем нет!» |
Использование методики социометрии, анкеты «Твоё отношение к школе» и «Ты и твоё домашнее задание», деловая игра «Полёт на Луну», тест «Лесенка – чудесница» (по отношению к товарищам – одноклассникам), рефентометрия. «Я и преступный мир» «Проблема курения» «Как мне живётся в школе». | |
7 класс |
||||
1. Побуждение детей к умственному самовоспитанию, самообразованию. 2. Формирование мотивов самообразования. 3. Формирование сознательного отношения к умственному труду. 4. Знакомство с методами и приёмами самообразования. |
Выдающиеся учёные как результат их самообразования, «учения самих себя». Умения учиться (способности, воля, труд, НОТ учащихся) Творческий человек, виды творчества. Умения планировать свою деятельность, умения самоорганизации, общие учебно – познавательные умения (работа на уроке, память и её развитие, логические умения, творческие умения), умения самоконтроля. |
Беседы «Советы одинаковые и разные», «Где нет труда, сады там не растут»; практикумы «Что хранит твоя память» «Каков же я?» «Что мешает нам учиться?» «НОТ школьника. Как развивать память». Тренинг мотивации самообразования, составление индивидуального плана самообразования, упражнения на выработку приёмов быстрого чтения, обучение конспектированию, знакомство с памятками из серии «Учись учиться», логические упражнения, разбор социальных ситуаций – проб. Проведение коллективных дел «колесо истории», «Интеллектуальное казино», Эколенд, определение Рейтинга успешности ученика, Родительские собрания «Взаимодействие школы и семьи в воспитании школьника. Диагностика родителей» «Интеллектуальное развитие детей. Роль родителей» «Память, её развитие». |
Социометрия, методика Фридмана «Какой я есть?», «Веер», «Интересы и досуг» «Какая у меня память» «Моё мышление» «Вы волевой человек?» «Размышление о жизненном опыте» «Какое полушарие ведущее» «творческая ли вы личность». |
|
8 класс |
||||
1. Знакомство с понятиями самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство. 2. Формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства. 3. Развитие половой идентификации. |
Потребность личности в самоутверждении, в общественном признании, авторитет, способы самоутверждения в коллективе (активность, самостоятельность, принципиальность, участие в самоуправлении, независимость), потребность в общении и её проявления, правила общения по Д.Карнеги. правила поведения в компании. Отношения юноши и девушки. Честность, порядочность, обязательность, ответственность, самостоятельность и независимость. Самооценка. |
Беседы «Портрет нашего современника» «С чего начинается взрослость» «Как создаётся характер» «Как стать обаятельным», практикум «Мои идеалы». Тренинги по мотивации самоутверждения, по формированию коммуникативных умений, по полоролевым отношениям, разбор социальных ситуаций – проб, подготовка и проведение уроков в начальной школе, общешкольных мероприятий. Родительские собрания «Особенности развития подростков» «Воспитание сына и дочери» «Вечные проблемы отцов и детей». |
Социометрия, рефентометрия, методика «Конвейер», «Хороший ли я друг» «Я о себе и мои друзья обо мне», конверт дружеских вопросов, «Удовлетворён лия жизнью в школе» «Учитель глазами воспитанника», тест – карта самооценки «Портрет», анкета – тест «Эмпатия», недописанный тезис. |
|
9 класс |
||||
1. Формирование мотивов самоопределения. 2. Знакомство с понятиями самоопределение, профессия, жизненный выбор. 3. Помощь в определении своих сил и способностей, в профориентации. 4. Подготовка к доступному дальнейшему образованию. |
Самоопределение «могу, хочу, обязан», мир профессий, требования профессий к человеку, психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности, использование свободного времени, выбор досуговых занятий, хобби, человек и судьба, ступени взросления. |
Сочинения «Моя будущая профессия» «Я через 10 лет», деятельность «Клуба интересных людей», занятия по программе «Твоя профессиональная карьера». Галерея исторических личностей, радиогазета «В мире профессий», практикум «Как определить своё призвание». Знакомство с путями получения образования после второй ступени обучения. Выезд на Дни открытых дверей в училища, техникумы. Родительские собрания «Куда пойти учиться», «На пороге выбора». |
Анкета «В мире профессий», Тест на определение типа темперамента, тест на определение склонностей, диагностирование в Центре профориентации. |
|
10 класс |
||||
1. Формирование понятий саморегуляция, самостоятельность, доминанта поведения. 2. Формирование умений управления собой, регулирования своего настроения. 3. Продолжить работу по дальнейшему самоопределению и самоутверждению |
Поведение в обществе, знание этикета, управление телом, искусство общения, умение строить свои отношения с окружающими. Управление физическим состоянием, контроль за своими потребностями. Самоконтроль и самообладание, способы погашения отрицательных эмоций, самовнушение, психологическая самозащита. Развитие памяти, воображения, логических и творческих способностей, интеллектуальное развитие. Доминанта поведения, саморегуляция и самосовершенствование. |
Тренинги по развитию коммуникативных способностей, тренинг по средствам и методам саморегуляции, беседы «Твои права и обязанности», «Ещё раз об индивиде, личности и душе», «Дорога, которую мы выбираем», «Гражданская ответственность», «Самоуправляющаяся и саморегулирующаяся личность» , «Берегите нервы», «Самоуправление в конфликте» «Хозяин своего поведения»; практикумы «Умейте властвовать собой!» «Ваша модель из 1 800 деталей», «Психологический автопилот» ,«Конфликты в нашей жизни», комплементарий «Джентльмен – 2004», встречи со студентами – выпускниками школы, дискуссия «Обязан ли человек быть гражданином государства?», «Счастье – жить!» Родительские собрания «Причины отсутствия познавательных интересов у старшеклассников», «Роль семьи в воспитании моральных качеств подростков», «Воспитание ответственности у взрослых детей», «Роль семьи в формировании позитивной самооценки подростка» |
Анкетирование по выявлению причин отсутствия познавательных интересов, анкета «Самый, самый», опросник «Личностный рост», тест «Способны ли вы управлять собой», Анкета – самохарактеристика, рейтинг внеклассных дел, ТУСОВКа (тест уровня сотрудничества в классе). |
|
11 класс |
||||
1.Знакомство с понятиями самореализация, самоактуализация. 2. Раскрыть многообразие жизненных обстоятельств, ожидающих выпускников школы. 3. Преодоление подросткового негативизма, цинизма во взглядах на жизнь. 4. Подготовить к встрече со стрессами, опасностями, с трудностями. 5. Дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном). |
Жизненные пути и основные сферы
самореализации личности, проблема смысла жизни,
источники несчастий человека и как их избежать.
Счастье в личной жизни, этика и психология
семейных отношений, подготовка к роли родителей,
мужа, жены. Образование и специальность. Карьера. Хотеть, уметь, мочь. Свобода и ответственность. Закон. Честолюбие и тщеславие. Воспитание в себе честности, деловитости. Подготовка к психологической самозащите. Экологическая безопасность. Самосовершенствование – правильное использование опыта жизни знание своих возможностей. Выбор жизненной стратегии. |
Организация и проведение Дня самоуправления, организация и проведение Вечера встречи выпускников школы, диспут «Ты гражданин», беседы «Вечные вопросы жизни», «Счастье, что значит быть счастливым», «От самоопределения к самореализации», «Эскиз будущей жизни» практикумы «Ваша карьера и достижения» , «Рынок труда и бизнес», «К своей социальной зрелости», «Мои впечатления о школе», «У начал семьи» просмотр и обсуждение в\ф «Вы – будущие родители»; тренинг мотивации достижений, тренинг «Культурный досуг»,комплекс упражнений для общего расслабления организма Родительски собрания «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности», «Одиннадцатиклассник», «Профессиональная ориентация выпускников», «Предэкзаменационный стресс. Как его избежать родителям и детям». |
Опросник «Личностный рост», рейтинг успешности ученика, анкетирование «Здоровье и я», методика «Конвейер», анкета – самохарактеристика, незаконченное предложение, методика «Уровень воспитанности», «Размышляем о жизненном опыте». |
Литература:
1. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
2. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
3. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
4. Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 1992.
5. Ковалёв С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 1990.
6. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 1997.
7. Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 1995.
8. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
9. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
10. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.
11. Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.
12. Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.