Разработка урока по программе "Окружающий мир". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Пробудить интерес к предмету «Окружающий мир»; активизировать мыслительную деятельность учащихся; расширять их кругозор.
  2. Познакомить с созданием Красной книги.
  3. Формирование экологического сознания.
  4. Сближать с природой

Оборудование:

  • Плакаты на экологическую тему.
  • Рисунки детей на экологическую тему
  • Стенд «Как прекрасен этот мир!». Слова М.М.Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
  • Выставка книг по теме.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: (показывает на стенд «Как прекрасен этот мир!»).

Учитель: - Посмотрите сюда, не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на ваших рисунках. Или только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если б не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу, и всем им угрожает исчезновение с лица земли.

Начиная с 1600г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные вымерли по вине человека.

К началу ХХ века стало очевидно, что необходимо принимать действительные меры по спасению живого и растительного мира.

В половину нашего столетия перед человечеством встало несколько глобальных проблем:

  • Спасение мира от ядерной катастрофы,
  • Охраны окружающей среды
  • Борьба с голодом…

Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле.

II. Актуализация опорных знаний

Ученик:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

Ученые – биологии, охотоведы всего мира забили тревогу: природа в опасности!

IV. Работа над темой

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.

Ученик:

Привет тебе, мой край родной.
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!

Ученик:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю лес и горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину, так писал замечательный писатель и большой любитель природы М.М. Пришвин.

Ученик:

С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов.

Почему мы с лесом дружим, почему он людям нужен?

Учитель: Люди с давних пор занимаются хозяйством, строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для человека. Много вырубают деревьев ради получения древесины. Много сгорает лесов во время пожаров.

Ученик:

Лес – это наше богатство.

Ученик:

Лес – это зеленый наряд нашей Земли,
Там, где лес, всегда чистый воздух.

Ученик:

Лес – это дом для зверей и птиц.

Ученик:

Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Ученик:

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ученик:

Из – за того, что лесов становится все меньше, а вода и воздух загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди.

Ученик:

Растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения.

Ученик:

Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.

Ученик:

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
он тихо зазвенит,
и этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.

Ученик:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой,
а как только поседел, вместе с ветром улетел.

Ученик:

Многие растения и животные сейчас стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Ученик:

Красную книгу учредил международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные о млекопитающих, птицах, рептилиях, амфибиях, рыбах, беспозвоночных - обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите человека.

Это было 258 лет назад, в 1741 г. Экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море у самого берега невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье.

Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размером со слона, не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось меньше и к 1768г их всех истребили, так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

Ученик: (показ морской коровы)

По вине человека исчезло много других животных и растений.

В 1971г. в международную Красную книгу попал и ряд животных, обитающих в нашей стране. Под охрану взят амурский и туранский тигры, закавказский и восточно-сибирский леопарды, красный волк, джейран, белый медведь и другие, Всего 24 вида.

Ученик:

Но даже в международную Красную книгу нельзя записывать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять красные книги.

Ученик:

В марте 1974г. была учреждена Красная книга СССР. В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.

Ученик: У нас в Якутии есть своя Красная книга.

Ученик:

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Ученик:

Чтобы пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Ученик:

Красная книга! Красная
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все животные хранить завет
Пусть завет не напрасно
Красная книга! Красная

Ученик:

И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле:
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемы все на Земле
А как обижаем?

Ученик:

Мы леса и моря обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

Ученик:

Охранять от опасности нужно, защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстье и дружбу,
И доверие и доброту.

Ученик:

-Пожалуйста, ведите себя аккуратно в гостях у природы.
Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет;
Консервная банка - более 30 лет;
Полиэтиленовый пакет – более 200 лет,
Стекло – более 1000 лет.

Ученик:

Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы.

Ученик:

Проводится такая работа и у нас в нашей стране:

  • сажают лес,
  • переоборудуются заводы и фабрики,
  • запрещено собирать редкие растения,
  • и охотится на редких животных.

Ученик:

В нашей стране спасены от полного истребления такие ценные животные,

Как соболь, бобр, лось, сайгак, зубр.

Для этого создаются заповедники.

Ученик:

Заповедники – это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность.

Ученик:

Цель создания заповедников – сохранение природы в её естественном состоянии, во всем многообразии и сложности.

Учитель: А знаете ли вы обитателей леса?

  1. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый – краса!
    А зовут её – (лиса)
  2. Горбоносый, длинноносый,
    Великан ветвисторогий,
    Ест траву, кустов побеги,
    С ним тягаться трудно в беге,
    Коль такого довелось встретить, знайте – это (Лось)
  3. Он, как елка, весь в иголках,
    Ловит смело страшных змей.
    И хотя он очень колкий,
    Обижать его не смей!
  4. Меньше тигра, но немножко
    Больше крупной рыжей кошки.
    На суку она обычно,
    Притаившись, ждет добычу.
    Не робей, но берегись:
    В том лесу, где бродит … (рысь)
  5. На горе шумит, а под горой молчит (лес)
  6. Никто не пугает, а все дрожит (огонь)
  7. Не сучок, не листок, а на дереве растет (мох)
  8. Платье потерялось, пуговицы остались (черемуха)
  9. Не шмель, не пчела, а жалит (крапива)
  10. Не поп, а с крестом (паук)
  11. Глаза – на рогах, а домок – на спине (улитка)
  12. Не человек, не зверь, а с усами (рыба-сом)

Загадки знаете, много интересного узнали, изучая исчезающих животных и птиц, насекомых.

Ребусы, кроссворды.

Итого:

- О чем нужно постоянно помнить?

Ученик:

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба
Ястреба, парящего над полем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!

Ученик:

Берегите времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства
Дерево надежно и беспокойства
Откровенные Земли и неба,
Сладость жизни, Молока и Хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб они за слабого сражались

Ученик:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя

Учитель:

Пусть лучше и краше
Сама, как весна
Становится наша
Родная страна.

Спасибо всем!

Сообщение из книги рекордов Гиннеса.

  1. Самым длинным и самым тяжёлым млекопитающим в мире животных является голубой кит, известный под названием кит – полосатик. Длина кита - 33м 58 см. Голубые киты могут плыть со скоростью 37км в час.
  2. Самое быстрое животной на суше - леопард. Быстрее всех преодолевает расстояние со скоростью 96-101 км/ч.
  3. Антилопа пробегает 67 км/ч.
  4. Самый крупный представитель семьи кошачьих млекопитающих, охраняемых законом, длинношерстный сибирский тигр, известный как амурский тигр весом 384кг.