Цели:
Обучающие:
- получить представление о динамических объектах и их роли в жизни человека.
- расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных проблемах и путей их разрешения.
Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха
- способствовать воспитанию культуры общения.
Развивающие:
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, существенное, развивать логическое мышление.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
Вызов.
Речь учителя:
Ребята, представьте себе ситуацию: мама, рассержанная долгим ожиданием, уставшая и обеспокоенная; дочь – возбужденная, радостная, наполненная новыми впечатлениями. Ситуация – позднее возвращение с дискотеки.
Мать - Да, что это такое!? Ты знаешь, который час?
Мне завтра на работу рано вставать.
Дочь – Ну и что, я уже взрослая, сама могу решать,
когда приходить домой!
Мать – Пока еще я тебя кормлю и одеваю. Будь добра, делай, как я сказала!
Дочь – Не нравиться и не надо! (хлопает дверью).
Ситуация получилась у нас критическая, проблемная.
Какие еще жизненные затруднения существуют у вас?
Как найти пути их разрешения?
Чтобы разобраться в этих запутанных ситуациях, мы с вами сегодня построим информационную модель системы “Проблемы”, проследим взаимосвязь входящих в нее объектов, их изменение во времени, попытаемся найти пути разрешения хотя бы некоторых проблем.
Тема нашего урока: “Информационная модель динамической системы Проблемы”
- Школьники записывают тему урока в тетрадь.
2. Актуализация знаний
Мозговой штурм.
Учитель:
- Итак, какие же объекты по вашему составляют систему “Проблемы”?
- Учащиеся предлагают свои варианты ответов, а учитель записывает их на подготовленном заранее плакате.
(приложение 1)
Групповая работа.
Учитель:
Ребята! Давайте теперь каждая группа подумает и составит свою таблицу по одному из объектов, входящих в группу. Распределите обязанности в группе: кто будет следить за временем, кто оформляет работу, кто делает презентацию готовой работы, кто следит за правильностью разработки. Поищите ответ на вопрос: какие параметры вашего объекта связаны с другими объектами.
- Каждая группа работает над одним из объектов, входящих в систему и описывает его по параметрам на заранее заготовленном ватмане (приложение 2).
3. Усвоение новых знаний
Презентация работ.
Учитель:
- Обсудим, что у нас получилось.
Представители групп прикрепляют ватман с разработанной схемой на стенд. Во время защиты своей работы ребята отвечают на вопросы товарищей и учителя. Представители других групп могут дополнять ответы товарищей. Учитель акцентирует внимание учащихся на взаимосвязях объектов, входящих в систему.
Например, презентация объекта “ Здоровье”.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
Давайте проверим составленную вами информационную модель динамической системы “Проблемы ” несколько необычным способом. Для этого построим материальную модель этой системы.
По одному представителю от групп выходят в центр класса и образуют большой круг. Над головой они держат листок, на котором крупно написана решаемая группой проблема. Остальные участники каждой группы, анализируя связи между объектами системы, с помощью клубков ниток соединяют объекты (учащихся) между собой. Каждая группа имеет клубок ниток своего цвета и начинает соединение объектов со своего представителя.
5. Подведение итогов.
Учитель:
- Скажите, ребята, что произойдет с системой, если мы разрешим хотя-бы одну из входящих в нее проблем?
Для наглядности один из учащихся, изображающий объект, освобождается от нитей.
Примерные ответы учащихся:
- Конечно же, натяжение нитей уменьшается. Характеристики системы меняются.
Если мы решим еще одну проблему, характеристики вновь изменятся. Поэтому мы можем сказать, что они находятся как бы в динамике, а система поэтому является динамической.
- Не важно, с какого именно объекта (проблемы) начинать решение своих проблем.
Можно начинать с любой проблемы, самой маленькой, самой простой и тогда общее состояние дел улучшится.
Т.е характеристики системы изменятся в лучшую для нас сторону.
5. Рефлексия.
Учитель:
- Ребята, давайте подведем итог нашей работы. Закончите предложения, записанные на доске у себя в тетради.
Предложения:
Сегодня для меня …
Т.к. я знаю, что такое проблемы…
Я думаю, что…
Если я начну …
Критически проанализировав…
Ученики сдают тетради с работами. Учитель благодарит детей за активную работу.
Домашнее задание: Динамические информационные системы
Приложение 1.
Динамическая система “Проблемы”
Пример работы учащихся (мозговой штурм).
объекты |
1 здоровье |
2 учеба |
3 досуг |
4 взаимоотношения с родителями |
5 окружающая среда |
6 материальные проблемы |
7 проблемы со сверстниками |
Приложение 2.
Пример работы одной из групп.
Объект “Взаимоотношения с родителями”
параметры |
1 разные ценности |
2 недостаточно денег на карманные расходы |
3 много домашних обязанностей |
4 большие требования к учебе |
5 запрет на вредными привычками |
6 “комендантский час” |