Урок с использованием технологии критического мышления по теме: "Информационная модель динамической системы Проблемы"

Разделы: Информатика


Цели:

Обучающие:

  • получить представление о динамических объектах и их роли в жизни человека.
  • расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных проблемах и путей их разрешения.

Воспитательные:

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха
  • способствовать воспитанию культуры общения.

Развивающие:

  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, существенное, развивать логическое мышление.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Вызов.

Речь учителя:

Ребята, представьте себе ситуацию: мама, рассержанная долгим ожиданием, уставшая и обеспокоенная; дочь – возбужденная, радостная, наполненная новыми впечатлениями. Ситуация – позднее возвращение с дискотеки.

Мать - Да, что это такое!? Ты знаешь, который час? Мне завтра на работу рано вставать.
Дочь – Ну и что, я уже взрослая, сама могу решать, когда приходить домой!

Мать – Пока еще я тебя кормлю и одеваю. Будь добра, делай, как я сказала!

Дочь – Не нравиться и не надо! (хлопает дверью).

Ситуация получилась у нас критическая, проблемная.

Какие еще жизненные затруднения существуют у вас?

Как найти пути их разрешения?

Чтобы разобраться в этих запутанных ситуациях, мы с вами сегодня построим информационную модель системы “Проблемы”, проследим взаимосвязь входящих в нее объектов, их изменение во времени, попытаемся найти пути разрешения хотя бы некоторых проблем.

Тема нашего урока: “Информационная модель динамической системы Проблемы”

- Школьники записывают тему урока в тетрадь.

2. Актуализация знаний

Мозговой штурм.

Учитель:

- Итак, какие же объекты по вашему составляют систему “Проблемы”?

- Учащиеся предлагают свои варианты ответов, а учитель записывает их на подготовленном заранее плакате.

(приложение 1)

Групповая работа.

Учитель:

Ребята! Давайте теперь каждая группа подумает и составит свою таблицу по одному из объектов, входящих в группу. Распределите обязанности в группе: кто будет следить за временем, кто оформляет работу, кто делает презентацию готовой работы, кто следит за правильностью разработки. Поищите ответ на вопрос: какие параметры вашего объекта связаны с другими объектами.

- Каждая группа работает над одним из объектов, входящих в систему и описывает его по параметрам на заранее заготовленном ватмане (приложение 2).

3. Усвоение новых знаний

Презентация работ.

Учитель:

- Обсудим, что у нас получилось.

Представители групп прикрепляют ватман с разработанной схемой на стенд. Во время защиты своей работы ребята отвечают на вопросы товарищей и учителя. Представители других групп могут дополнять ответы товарищей. Учитель акцентирует внимание учащихся на взаимосвязях объектов, входящих в систему.

Например, презентация объекта “ Здоровье”.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:

Давайте проверим составленную вами информационную модель динамической системы “Проблемы ” несколько необычным способом. Для этого построим материальную модель этой системы.

По одному представителю от групп выходят в центр класса и образуют большой круг. Над головой они держат листок, на котором крупно написана решаемая группой проблема. Остальные участники каждой группы, анализируя связи между объектами системы, с помощью клубков ниток соединяют объекты (учащихся) между собой. Каждая группа имеет клубок ниток своего цвета и начинает соединение объектов со своего представителя.

5. Подведение итогов.

Учитель:

- Скажите, ребята, что произойдет с системой, если мы разрешим хотя-бы одну из входящих в нее проблем?

Для наглядности один из учащихся, изображающий объект, освобождается от нитей.

Примерные ответы учащихся:

- Конечно же, натяжение нитей уменьшается. Характеристики системы меняются.

Если мы решим еще одну проблему, характеристики вновь изменятся. Поэтому мы можем сказать, что они находятся как бы в динамике, а система поэтому является динамической.

- Не важно, с какого именно объекта (проблемы) начинать решение своих проблем.

Можно начинать с любой проблемы, самой маленькой, самой простой и тогда общее состояние дел улучшится.

Т.е характеристики системы изменятся в лучшую для нас сторону.

5. Рефлексия.

Учитель:

- Ребята, давайте подведем итог нашей работы. Закончите предложения, записанные на доске у себя в тетради.

Предложения:

Сегодня для меня …

Т.к. я знаю, что такое проблемы…

Я думаю, что…

Если я начну …

Критически проанализировав

Ученики сдают тетради с работами. Учитель благодарит детей за активную работу.

Домашнее задание: Динамические информационные системы

Приложение 1.

Динамическая система “Проблемы”

Пример работы учащихся (мозговой штурм).

объекты

1 здоровье
2 учеба
3 досуг
4 взаимоотношения с родителями
5 окружающая среда
6 материальные проблемы
7 проблемы со сверстниками

Приложение 2.

Пример работы одной из групп.

Объект “Взаимоотношения с родителями”

параметры

1 разные ценности
2 недостаточно денег на карманные расходы
3 много домашних обязанностей
4 большие требования к учебе
5 запрет на вредными привычками
6 “комендантский час”