Урок географии в 9-м классе по теме: "Депопуляционный "взрыв" в России"

Разделы: География


Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятия, связанные с темой “Население России”;
  • показать взаимосвязь между показателями естественного и механического движения населения и демографической ситуацией в России, округе, городе;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за будущее страны;
  • способствовать экологическому воспитанию при выявлении демографических проблем;

Развивающие:

  • способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности;
  • развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, проводить социологический опрос.

Содержание:

  • депопуляция нации, суммарный коэффициент рождаемости (СКР);
  • работа в группах;
  • анализ полученных данных, вывод.

Средства обучения: Политико-административная карта России, атласы, цветные карандаши, данные семейного социологического опроса.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока

I. Введение.

Учитель. На предыдущих занятиях мы изучали тему “Население России”.

- Сколько нас – россиян? Сравните данные с последней переписью населения России, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, г.Урай, результаты запишите в таблицу 1 в карточке.

Таблица 1

Численность населения России, Тюменской области, ХМАО, г. Урай

Годы Россия, млн.человек Тюменская область, тыс. человек ХМАО, тыс. человек г. Урай, тыс. человек
1989

2002

147,0

145,2

3097,7

3265,7

1282,4

1409,8

32,7

41,7

- Какой вывод можно сделать? Назовите причины сокращения численности населения России.

II. Изучение нового материала.

1. Демографический “прогноз”.

- Современное демографическое неблагополучие России общеизвестно. По прогнозам Госкомстата, население России за 2001-2016 гг. может уменьшиться на 10, 5 млн. человек. На начало января 2001 г. оценочная численность населения страны упала до 144 840 тыс. человек. К началу 2006 г. она уменьшится до 141 249 тыс., к началу 2011 г. – до 137 914 тыс., к началу 2016 г. – до 134 378 тыс. Это по так называемому “среднему варианту”. Фактически уже к 2025 г. мы будем жить в другой стране, демографические характеристики которой будут радикально отличаться от существующих сегодня. В следующие 50 лет население России может сократиться до 26 млн., а к 2200г. – до 14 млн. человек. Конечно, приведённые цифры ни в коем случае не следует рассматривать в качестве, какого бы то ни было прогноза, поскольку сегодня никому кроме писателей-фантастов, и в голову не придет представлять картину столь отдалённого будущего. Тем не менее, уже сегодня следует рассмотреть, имеются ли у государства какие-либо возможности предотвратить депопуляцию, либо исследовать комплекс вопросов организации жизни в новой стране, в которой мы окажемся уже в 2025 г. В стране с населением 116 млн. человек, с общим коэффициентом рождаемости 2,5 промилле вместо 8,5 нынешних [1]. Проблема депопуляции настолько обострилась, что в ежегодном послании Президента она обозначена как одна из главных. Правительство утвердило “Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.”

2. Естественный прирост населения России.

- Какой показатель, по вашему мнению, является ведущим в демографических процессах? Сделайте вывод.

Схема 1

(ЕП=Р-С, естественная убыль и механическое движение населения)

- Какие типы воспроизводства населения вам известны?

(расширенный, суженный, простой)

- Используя статистические данные, сравните и сделайте вывод о типе воспроизводства населения в России, городе.

Естественный прирост населения г. Урай

Рождаемость (Р) – 12,9‰

Смертность (С) – 7,5‰

Естественный прирост (ЕП) – 5,4‰

Показатели воспроизводства населения в России /2002г./

Р – 5,4‰, С – 13,1‰, ЕП = -7,7‰

(Для РФ характерен – суженный тип воспроизводства населения, в отличие от нашего округа, города …)

Демографическая ситуация в России, как и в большинстве её регионов, характеризуется термином “ДЕПОПУЛЯЦИЯ” - демографическая ситуация, когда умирает больше, чем рождается, и численность населения снижается.

- Можно ли использовать другие показатели для характеристики демографической ситуации? Да. Одним из таких показателей является суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее количество детей рождённых одной женщиной в течение жизни.

-Для того, чтобы численность населения оставалась стабильной, СКР должен быть больше 2. Современные параметры рождаемости в стране в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,3 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В некоторых регионах европейской части России суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Коэффициент младенческой смертности (численность умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми) в 2003 г. составил 12,4 %, что в два – три раза выше, чем в развитых странах [2]. Процесс обусловлен действием общего закона народонаселения: чем выше уровень экономического развития, тем ниже уровень детской смертности.

Задание: дать анализ и прогноз демографической ситуации в г.Урай (см. Приложение 1).: Определите средний показатель для каждого из трех поколений: а) мама; б) одна из двух бабушек; в) одна из четырех прабабушек; г) сколько бы вы хотели иметь детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем данные, которые вы получили в ходе семейного социологического опроса (анализ полученных данных и построение общего графика).

III. Закрепление.

Как изменится численность населения России в будущем?

Каким вы видите решение в сложившейся демографической ситуации?

Государственные, социально-экономические меры:

  1. Увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни.
  2. Снижение преждевременной смертности, в первую очередь, младенческой.
  3. Сокращение заболеваемости, травматизма и инвалидности.
  4. Стимулирование желания семьи иметь детей (3 ребенка).

IV. Домашнее задание.

Повторить §5-8 с.51 вопросы 1-3. Спасибо за работу. До свидания.

Литература:

  1. Хорев Б. С. Депопуляционный “взрыв” в России. // География в школе. – 2002. - №1
  2. Копылов В.А. Демографические проблемы России. // География в школе. – 2005. - №5