Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятия, связанные с темой “Население России”;
- показать взаимосвязь между показателями естественного и механического движения населения и демографической ситуацией в России, округе, городе;
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за будущее страны;
- способствовать экологическому воспитанию при выявлении демографических проблем;
Развивающие:
- способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности;
- развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, проводить социологический опрос.
Содержание:
- депопуляция нации, суммарный коэффициент рождаемости (СКР);
- работа в группах;
- анализ полученных данных, вывод.
Средства обучения: Политико-административная карта России, атласы, цветные карандаши, данные семейного социологического опроса.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Ход урока
I. Введение.
Учитель. На предыдущих занятиях мы изучали тему “Население России”.
- Сколько нас – россиян? Сравните данные с последней переписью населения России, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, г.Урай, результаты запишите в таблицу 1 в карточке.
Таблица 1
Численность населения России, Тюменской области, ХМАО, г. Урай
Годы | Россия, млн.человек | Тюменская область, тыс. человек | ХМАО, тыс. человек | г. Урай, тыс. человек |
1989 2002 |
147,0 145,2 |
3097,7 3265,7 |
1282,4 1409,8 |
32,7 41,7 |
- Какой вывод можно сделать? Назовите причины сокращения численности населения России.
II. Изучение нового материала.
1. Демографический “прогноз”.
- Современное демографическое неблагополучие России общеизвестно. По прогнозам Госкомстата, население России за 2001-2016 гг. может уменьшиться на 10, 5 млн. человек. На начало января 2001 г. оценочная численность населения страны упала до 144 840 тыс. человек. К началу 2006 г. она уменьшится до 141 249 тыс., к началу 2011 г. – до 137 914 тыс., к началу 2016 г. – до 134 378 тыс. Это по так называемому “среднему варианту”. Фактически уже к 2025 г. мы будем жить в другой стране, демографические характеристики которой будут радикально отличаться от существующих сегодня. В следующие 50 лет население России может сократиться до 26 млн., а к 2200г. – до 14 млн. человек. Конечно, приведённые цифры ни в коем случае не следует рассматривать в качестве, какого бы то ни было прогноза, поскольку сегодня никому кроме писателей-фантастов, и в голову не придет представлять картину столь отдалённого будущего. Тем не менее, уже сегодня следует рассмотреть, имеются ли у государства какие-либо возможности предотвратить депопуляцию, либо исследовать комплекс вопросов организации жизни в новой стране, в которой мы окажемся уже в 2025 г. В стране с населением 116 млн. человек, с общим коэффициентом рождаемости 2,5 промилле вместо 8,5 нынешних [1]. Проблема депопуляции настолько обострилась, что в ежегодном послании Президента она обозначена как одна из главных. Правительство утвердило “Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.”
2. Естественный прирост населения России.
- Какой показатель, по вашему мнению, является ведущим в демографических процессах? Сделайте вывод.
(ЕП=Р-С, естественная убыль и механическое движение населения)
- Какие типы воспроизводства населения вам известны?
(расширенный, суженный, простой)
- Используя статистические данные, сравните и сделайте вывод о типе воспроизводства населения в России, городе.
Естественный прирост населения г. Урай
Рождаемость (Р) – 12,9‰
Смертность (С) – 7,5‰
Естественный прирост (ЕП) – 5,4‰
Показатели воспроизводства населения в России /2002г./
Р – 5,4‰, С – 13,1‰, ЕП = -7,7‰
(Для РФ характерен – суженный тип воспроизводства населения, в отличие от нашего округа, города …)
Демографическая ситуация в России, как и в большинстве её регионов, характеризуется термином “ДЕПОПУЛЯЦИЯ” - демографическая ситуация, когда умирает больше, чем рождается, и численность населения снижается.
- Можно ли использовать другие показатели для характеристики демографической ситуации? Да. Одним из таких показателей является суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее количество детей рождённых одной женщиной в течение жизни.
-Для того, чтобы численность населения оставалась стабильной, СКР должен быть больше 2. Современные параметры рождаемости в стране в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,3 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В некоторых регионах европейской части России суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Коэффициент младенческой смертности (численность умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми) в 2003 г. составил 12,4 %, что в два – три раза выше, чем в развитых странах [2]. Процесс обусловлен действием общего закона народонаселения: чем выше уровень экономического развития, тем ниже уровень детской смертности.
Задание: дать анализ и прогноз демографической ситуации в г.Урай (см. Приложение 1).: Определите средний показатель для каждого из трех поколений: а) мама; б) одна из двух бабушек; в) одна из четырех прабабушек; г) сколько бы вы хотели иметь детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем данные, которые вы получили в ходе семейного социологического опроса (анализ полученных данных и построение общего графика).
III. Закрепление.
Как изменится численность населения России в будущем?
Каким вы видите решение в сложившейся демографической ситуации?
Государственные, социально-экономические меры:
- Увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни.
- Снижение преждевременной смертности, в первую очередь, младенческой.
- Сокращение заболеваемости, травматизма и инвалидности.
- Стимулирование желания семьи иметь детей (3 ребенка).
IV. Домашнее задание.
Повторить §5-8 с.51 вопросы 1-3. Спасибо за работу. До свидания.
Литература:
- Хорев Б. С. Депопуляционный “взрыв” в России. // География в школе. – 2002. - №1
- Копылов В.А. Демографические проблемы России. // География в школе. – 2005. - №5