Школа развивающего обучения: урок-исследование

Разделы: Начальная школа


Курс «Окружающий мир» основывается на теории учебной деятельности в системе развивающего обучения Дети.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Одной из активных форм учения является экспериментирование как целостное исследование способа действия и проверки выдвинутых предположений. Основным методом обучения является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач, систематическая умственная работа творца, деятеля, собственные ощущения и наблюдения. Широко используется дискуссия, работа детей в группах, рефлексия, самооценка детей. Материал и форма заданий, которые выполняют дети в сотрудничестве с учителем, подобраны с учетом возрастных особенностей.

Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр.

Урок на тему «Что нужно для жизни растений?» включен в раздел № 4 курса «Окружающий мир» по системе Дети.Б. Эльконина – В.В. Давыдова «Простейшее экспериментирование как целостное исследование». Основной замысел этого раздела – отработать экспериментально основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов. Для проведения этого урока требуется растягивание во времени (7-8 дней и более) для наблюдения за набуханием, прорастанием семени в разных условиях, а потом для наблюдения за выращиванием растений. Часть работы по уходу и наблюдению за семенами дети проводят на переменах или дома. Свои наблюдения они записывают в дневник наблюдений. Важно организовать начало работы, рассмотреть и обсудить исходный материал, распределить работу между группами и на уроке провести итоговое обсуждение проведенного эксперимента на тему: «Что нужно для того, чтобы семя проросло?» Дети на предыдущих уроках учились выдвигать гипотезу, составлять план опыта, выдвигать способы проверки гипотезы, наблюдать, проводить опыты, получать результат –положительный или отрицательный, делать выводы. Познакомились с условиями, необходимыми для жизни растений, с распространением семян растений, частями растений (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами). Всего отводится на изучение этого раздела 5 уроков. Данный (третий) урок работает на последующие уроки:

№ 4: «Рост и развитие растений»;

№ 5: «Рост и развитие человека».

На уроке дети решают несколько учебных задач, где решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей, и так далее до полного освоения простейшего экспериментирования.

Тип урока – урок конкретизации способа.

Учебная задача для учащихся - «что же нужно семени, чтобы прорасти?

В плане урока прописаны цели, которые ведут к достижению поставленной учебной задачи.

Большое внимание на уроке уделено развитию практической способности к наблюдению, умению задавать «умные» вопросы детям, взрослым, умению применять на уроке информацию, полученную из самых разных информационных источников.

Материал и форма заданий, которые дети выполняют на уроке в сотрудничестве с учителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей данного класса. Все задания содержат элементы наблюдения, практических действий в проведении несложных опытов (вместе с одноклассниками), рисования, игровые моменты. Важно, чтобы задания не вызывали серьезных затруднений у детей, и создавали положительный эмоциональный настрой, уверенность в собственные силы. На уроке отслеживается работа детей в группах, их ответы, мнения, доброжелательность реакции на ответы товарищей, действия. Учителю нужно быть всегда готовым свернуть с задуманного пути, чтобы дети сами убедились в ошибочности своего предположения. Замедлить или ускорить темп продвижения класса, в зависимости от того, как дети справляются с предложенными заданиями, определить время на выполнение задания. Необходимо постоянно удерживать результат урока.

Предусмотреть на уроке рефлексивные моменты – это подведение детьми итогов работы, опытов, оценка настроения (перед уроком, после урока), самооценка (понятно, интересно). Ребенок должен ежедневно удивляться открытиям: «Цветок живой, как и я, так как он двигается (растет), спит и дышит, пьет воду и любит ласковые слова, уход».

На таких уроках необходимо прививать детям бережное отношение к природе, своему здоровью.

Ниже предлагаю методическую разработку одного из уроков-исследований по теме «Простейшее экспериментирование как целостное исследование».

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов, работающим не только по программе развивающего обучения, но и по другим программам и учебникам.

Методическая разработка урока-исследования «Что нужно для жизни растений?…»

(Окружающий мир, 2 класс)

Учебная задача: Что же нужно семени, чтобы прорасти?

Цели:

  1. В игровой форме подвести учащихся к творческим поисковым действиям.
  2. В реальном экспериментировании отработать основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов.
  3. Организовать осмысление учениками собственного опыта взаимодействия с телами окружающего мира и способа получения ответов на вопросы об окружающем мире.
  4. Продолжить вовлечение детей в способы совместной работы.
  5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, укреплять свое здоровье.

Оборудование:

1. Плакат, изображающий растение фасоли, фильм «Рост и развитие растений».

2. Для детей (по числу групп): тарелочки с овощами, фруктами (семена и плоды, разрезанные на две части), лупа, стаканы, ложечки, пакетики с семенами, тарелочки с семенами фасоли, гороха (сухие, набухшие, с появлением корешка, корешка и ростка), корзина с фруктами и овощами, зонтик, салфетки, зубочистки, лейка, весы, линейки, листы для записи исследований и наблюдений; листы, где дети будут отмечать свое настроение в начале урока и в конце урока; рисунок растения фасоли, огурца (плод, семена).

3. Плакат с пословицей: «Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет …(здоровья)».

Ход урока

I . 1. Настроение (на столе в горшочке цветок).

Учитель. – Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему? Цветок говорить не умеет, но он оставил нам письмо (конверт на столе). Послушайте, что написал вам цветок.

«Дети, я люблю ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашем классе, где вы проводите эксперименты с растениями. Задумываетесь над вопросом «Что нужно для жизни растений?» Иначе я был бы вялым и некрасивым. Ваша забота, ласковые слова, умелые руки, хорошие поступки помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту».

2. Фильм «Рост и развитие растений».

II. Закрепление уже изученного материала.

Учебная задача: Что же нужно для жизни растений?

(на доске появляются растение и слова):

2. Стук в дверь. Входит хозяйка Осень с корзинкой в руках.

Ученик читает стихотворение Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу – «Ох!»

(достает овощи из корзинки)

Вот овощи спор завели на столе:
Кто лучше, вкусней и сытней на земле?
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла – «Ох!»

Хозяйка: - Почему, ребята, они спорят между собой?

Дети: (витамины)

Хозяйка: - Все овощи и фрукты хороши – выбирай на вкус. Будьте здоровы!

Прочитайте пословицу на доске:

Без спорта нет …(силы), а без овощей, фруктов нет…(здоровья).

Как вы понимаете эти слова?

На столах в тарелочках лежат фрукты, овощи, корнеплоды.

Учитель: - Рассмотрите все, что у вас лежит на тарелках. На какие группы вы бы их разделили? (Обсуждение в группах). Почему?

Дети:

Учитель: - Вот мы сегодня с вами овощеводы. Рассмотрите огурец, яблоко, помидор с помощью лупы. Что вы заметили?

Дети: - Семена.

Учитель: - Рассмотрите с помощью лупы лук, чеснок, морковь. Что вы заметили?

Дети: - Семян нет.

Учитель: - А где находятся семена у лука, чеснока, моркови?

Дети: - Яблоко, помидор, огурец – это…(плоды).

Учитель: -А что такое плод?

Дети: - Плод – это то, в чем есть семена.

Учитель: - Что же нужно для продолжения жизни растений?

Дети: - Семена.

Учитель: - Что же такое семя? (Семя – это орган размножения, у растения – зерно. Зерно предназначено для посева)

III. Учебная задача этапа урока: Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Дети: - Они бы погибли. Семена нужны для размножения. На месте цветка образуется плод с семенами. Из семян вырастают новые растения.

Учебная задача: Что же нужно для того, чтобы семя проросло?

На доске схема : (смотри приложение №1)

Внимание! Карточки выставляются последовательно.

Учитель: - Какой срок проходит от образования семени до его прорастания в новое растение? (Учитель опирается на знания, наблюдения детей)

Дети: - От нескольких дней до столетий. Горох, например, 2 дня, фасоль – 4-5 дней, бобы – 4-5 дней.

Дополнительный материал (приготовили дети). Семя – это приостановка жизнедеятельности растения на неопределенное время. Например, семена лотоса могут сохранять свою всхожесть в торфе несколько столетий, семена пшеницы могут прорасти спустя десятилетия.

Учитель: - Нужно бережно относится к растениям. Не рвать с корнем, не разводить костры. Откуда вы все это знаете? (Ответы детей – из книг, энциклопедий, от родителей…)

Физминутка (проводят дети).

Мы работаем серьезно,
Надо нам и отдохнуть,
А для этого привстанем,
К солнышку потянемся,
От землицы силу примем,
А от ветра свежести.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

Учитель: - Вы сказали слово «всхожесть» (вывешивается таблица на доску).

А как проверить семя на всхожесть? Может быть, кто-нибудь из вас сам это наблюдал? (На столах стаканы с водой, ложечка, сухие семена в тарелочках).

Проведение опыта.

Вывод: Семена, которые упали на дно, - всхожесть хорошая. Семена, которые на поверхности воды, - всхожесть плохая (не успели созреть).

Нужно еще поместить в холодильник для закаливания.

IV. Исследование.

1. Наблюдение детей за развитием семени через лупУчитель. (Работа в группах)

Семена фасоли, бобов на разной стадии набухания и прорастания лежат в тарелках на партах. Дети внимательно исследуют семена в группах, учитель помогает им обратить внимание на следующие признаки: цвет проростка, части зародыша, кончиком острой палочки осторожно приподнять сложенные листья, разглядеть еще один маленький листочек внутри, приподняв его.

Разные стадии развития проростка зарисованы у детей на листках для записи исследования и наблюдения.

2. Обсуждение результата наблюдения за развитием семени, выводы.

3. Решение учебной задачи: Что же нужно семени, чтобы прорасти?

4. Выдвижение гипотезы каждой группой о том, что нужно семенам для прорастания. (Отчет командиров о проведенном эксперименте с семенами, помещенными в разные условия: прорастание в темном месте, в морозильнике, на окне около батареи, в банке с водой, сухое семя в коробочке на окне около батареи) Результат опытов – на листах исследований.

5. Памятка для проведения эксперимента и отчета командиров (на доске):

  1. Гипотеза
  2. План опыта
  3. Предсказание
  4. Наблюдение
  5. Результат
  6. Вывод

Учитель: - Чем отличается ваш проведенный эксперимент от эксперимента другой группы?

Дети: - Семена находились в разных условиях.

Учитель: - Что же нужно семени, чтобы оно проросло?

Вывод: тепло, вода, воздух (слова прикрепляются на доску)

V. Домашнее задание. Обсуждение и выбор заключительной темы экспериментальной работы. (Раздаются задания каждой группе на листочках).

Задание: Посадите в один горшочек 2-3 семени, а в другой – несколько семян. Зарисуйте растения, которые вырастут в этих горшочках и пронаблюдайте за растениями.

Попытайтесь ответить на вопросы:

- Чем отличаются выросшие растения?

- Что нужно измерить, чтобы доказать их различия?

- Под действием чего растения становятся зелеными?

VI. Рефлексия.

Чему вы научились на уроке?

Дети: - Умению отличать плод от семени, проводить опыты на всхожесть семян, наблюдать за развитием семени в разных условиях.

VII. Игровая ситуация (выходит хозяйка с корзиной с фруктами, зонтиком и лейкой).

Дети имитируют звук дождя с помощью карандашей. Хозяйка поливает цветок и говорит детям свое напутствие.

Я думаю, что все, чему вы научились и еще научитесь, весной и летом сможете пронаблюдать у себя на грядке. Будьте здоровы! Кушайте фрукты и овощи, в них очень много витаминов. Берегите природу! (Дарит детям корзинку с фруктами, овощами)

Учитель: - Нарисуйте свое настроение к концу урока.

Оцените свою работу в классе.

Спасибо, дети, за работу!