Цель:
- научить новому приему сочинения сказки – перевоплощение;
- формировать умение говорить и рассказывать от 1-го лица;
- развивать речь с помощью эмоционального воздействия.
Оборудование: волшебный плащ и палочка, корона для Королевы Музыки, картинки с изображением джинна Фани в образе карандаша, пчелы и кита, детское ведро, метелка, гудок, звезда, музыкальные кассеты.
ТСО: магнитофон.
Ход урока |
Примечание |
1. Орг. момент. Учитель: - Ребята, а кто-то помнит название этого музыкального произведения? («Город Сказок») - День сегодня удивительный: сейчас на переменах мы вспомнили, как здороваются в разных странах. Гость нашего урока - Королева Музыки. - Может быть, кто-то догадался, чем мы будем заниматься? - Правильно, сегодня мы еще раз попытаемся заглянуть в сказку. Кто из вас любит сказки? Тогда… раскрою вам небольшую тайну: придут к нам еще и другие сказочные герои! - Итак, я надеваю волшебный плащ, беру в руки волшебную палочку и произношу волшебные слова: «Раз, два, фант…» - Вот и попали мы в волшебную страну, вы теперь сможете превратиться в кого угодно. Верите? - Я буду называть слова, а вы с помощью движений и жестов изобразите этого героя: - физкультурник; Вывод. – Мы побывали в роли кого? - Поверили, что способны перевоплощаться? 2. Актуализация опорных знаний. Учитель: - Чтобы попасть в мир сказки, нужно еще одно условие. Как вы думаете, что это такое? - На что это похоже? (На букву г, на горы, на дорогу) - Правильно, это дорога в сказку. Давайте запишем число и изобразим дорогу в сказку у себя в тетради, разомнем наши ручки. Вывод: - Какое условие нужно было выполнить, чтобы попасть в сказку? Учитель: - Ребята, кто бы это мог быть? (Доска) - Вот и начались чудеса! В сказке и неживой предмет может говорить. -Давайте откроем и прочитаем, что она хочет нам сообщить. (На доске написана пословица «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.») - Почему так говорят? (В сказке есть вымысел, неправда, но она нас многому учит, как жить, как помогать другу в беде) - Давайте перепишем эту пословицу в тетрадочки, «зажгите» фонарики в ошибкоопасных местах, чтобы нам стало светло на душе, ведь мы так много знаем. - Давайте проверим, как вы выполнили это задание. (Ребята по очереди выбегают к доске, называют и подчеркивают орфограммы). - Ребята, кто сумел зажечь все фонарики? - И наверно, вы все написали правильно. - Почему вам все легко удается? - Помните, я вам обещала в начале урока, что к нам придут еще сказочные герои? -Кто это? (Это джинн Фаня) (Еще одна картинка) - А это кто? (Тоже джинн Фаня) (Еще одна картинка…) - А как вы догадались, что это один и тот же герой? (По шапочке, по перышку, по пергаменту, по башмачкам) - Значит, Фаня умеет превращаться в кого угодно. Возьмем его в помощники? (Да.) - Вместе Фаней легко будет путешествовать по сказкам, самим сочинять сказки и даже … становиться героями этих сказок!!! - А пропуском в Сказочную страну послужат ваши письма, которые вы написали нашему другу. - Вам сейчас предстоит прослушать сказки, а оценивать ваши способности мы будем вместе с Королевой Музыки аплодисментами. 3. Физминутка - Чудеса продолжаются! Изобразим музыку жестами, движениями? - Сейчас взмахну волшебной палочкой, и появятся мыльные пузыри. - «Раз, два, фант»… 4. Сообщение темы и цели урока. - Замечательные были пузыри, сказки удивительные. Молодцы. -Мы только что убедились в существовании чудес, в том, что уже умеем сочинять сказки, а сегодня попытаемся сочинять их не обычным способом, а превратившись в какого-нибудь персонажа. 5. Работа над новым материалом. - Если ты – это кто-то другой, то и сочинять разные тексты этот кто-то будет по-другому. - Очень интересное упражнение! Попробуем? - Откройте учебник на странице 63. Упражнялочка 56. - Нам предстоит новое задание Фани, прочитайте его. (Вообрази, что ты – снеговик. Тебя слепили дети, ты стоишь во дворе, а рядом каток. Вообрази, что ты – паровозик, который мечтает заехать в парк и покататься на карусели. Расскажи обо всем, что может с тобой случиться. Рассказывай от первого лица, говори «я», а не «он», не «снеговик», не «паровозик») - А чтобы вам было легче справиться с этим заданием, вспомним правила игры «Лучики». (Работа по первой картинке) -Направляем свой лучик в центр… Что мы видим? (Снеговика, который пришел на каток) - Направляем лучик вниз… Что мы видим? ( Удивительные коньки, которые привязаны к его ногам) - Направляем лучик вправо… А здесь что видим? ( Подушка с розовыми цветочками, на случай если он вдруг упадет) - А теперь вверх… ( Шапочка, волосы из хвойных веток) - Еще какие детали заметили? (В ушах яблоки –сережки…) - Чем взволнован снеговик? (Боится, волнуется) (Аналогичная работа по второй картинке) - А что с его колесом? (Может быть, сломалось, а может быть, надоело ездить по рельсам, и он решил пойти погулять по травке) - Какие еще детали заметили? (Синий бант, к которому привязаны воздушные шарики) - А какой взгляд у паровозика? (Заинтересованный) - Нам предстоит попробовать представить себе, что мы – снеговики и паровозики, и каждый из нас в роли снеговика или паровозика должен придумать и сказать по одному предложению, обязательно взяв в руки атрибут героя, затем следующий говорит свое предложение. На доске у меня для вас небольшие подсказки (у меня, ко мне, со мной, от меня…) (Работа в группах) Проверка. 6. Закрепление. Королева Музыки. - В моем сказочном, музыкальном королевстве, можно совершить любое путешествие, превращение. - А справитесь ли вы с моим испытанием? Сумеете ли вы превратиться в ветерок? Легкий, ласковый или веселый и озорной, или задорный и шаловливый ветерок. А так как мы в королевстве музыки, то воображать и изображать ветерок нам поможет музыка. - Когда будет звучать музыка, вы можете выполнять любые движения. - Ну что, мои маленькие друзья, вы готовы к путешествию в сказку? - Тогда взлетаем с мест. (Звучит музыка, дети выполняют движения, которые встречаются в стихотворении) Ветерок легко взлетает Крылья ветра-невидимки Превратился ветер в птичку, Песню древо подхватило, Стал листвою ветерок Опустился на полянку, Стал цветочком ветерок, Стебель выгнул, закачался Полетел над речкой ветер, Ветерок, пора прощаться, Мы сегодня были ветром, 7. Итог урока. - Каким ветерком захотелось стать и рассказать о себе? - О чем расскажем и поделимся дома с родными? - Какие новые знания вы положили в свои кармашки? |
(Дети входят в класс под музыку
«Город Сказок»)
Дыхательная гимнастика под музыку. Дети изображают данных героев.
Дети пишут элементы буквы г, в это время звучит фрагмент песни из фильма «Красная Шапочка», где речь идет о дороге.
Раздается стук и звучат слова: «Откройте меня, откройте! На мне что-то написано!»
Звучит спокойная музыка, дети записывают пословицу и подчеркивают орфограммы. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Учитель показывает 3 картинки, на которых изображен джинн Фаня в облике кита, пчелы, карандаша. Формируется умение сравнивать, находить общее.
Чтение 2-3 сказок детьми. Благодарность авторам дети выражают аплодисментами. Под песню «Мыльные пузыри» дети выполняют произвольные движения.
Ребята работают в группах, учатся слушать друг друга, помогают друг другу, а затем рассказывают сказку, обязательно передавая атрибут героя: у снеговика – ведерко и метелка, у паровозики – гудок и звездочку.
Дети выполняют движения, которые соответствуют их настроению.
Учитель, оценивая движения может провести рефлексию о степени усталости детей, комфортности на уроке. |