Интегрированный урок (русский язык + музыка) в 1-м классе по теме: "Составление сказки от первого лица"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. научить новому приему сочинения сказки – перевоплощение;
  2. формировать умение говорить и рассказывать от 1-го лица;
  3. развивать речь с помощью эмоционального воздействия.

Оборудование: волшебный плащ и палочка, корона для Королевы Музыки, картинки с изображением джинна Фани в образе карандаша, пчелы и кита, детское ведро, метелка, гудок, звезда, музыкальные кассеты.

ТСО: магнитофон.

Ход урока

Примечание
1. Орг. момент.

Учитель:

- Ребята, а кто-то помнит название этого музыкального произведения? («Город Сказок»)

- День сегодня удивительный: сейчас на переменах мы вспомнили, как здороваются в разных странах. Гость нашего урока - Королева Музыки. - Может быть, кто-то догадался, чем мы будем заниматься?

- Правильно, сегодня мы еще раз попытаемся заглянуть в сказку. Кто из вас любит сказки? Тогда… раскрою вам небольшую тайну: придут к нам еще и другие сказочные герои!

- Итак, я надеваю волшебный плащ, беру в руки волшебную палочку и произношу волшебные слова: «Раз, два, фант…»

- Вот и попали мы в волшебную страну, вы теперь сможете превратиться в кого угодно. Верите?

- Я буду называть слова, а вы с помощью движений и жестов изобразите этого героя:

- физкультурник;
- неваляшка;
- жираф;
- воробушки;
- мельница.

Вывод. – Мы побывали в роли кого?

- Поверили, что способны перевоплощаться?

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

- Чтобы попасть в мир сказки, нужно еще одно условие. Как вы думаете, что это такое?

- На что это похоже? (На букву г, на горы, на дорогу)

- Правильно, это дорога в сказку. Давайте запишем число и изобразим дорогу в сказку у себя в тетради, разомнем наши ручки.

Вывод: - Какое условие нужно было выполнить, чтобы попасть в сказку?

Учитель:

- Ребята, кто бы это мог быть? (Доска)

- Вот и начались чудеса! В сказке и неживой предмет может говорить.

-Давайте откроем и прочитаем, что она хочет нам сообщить.

(На доске написана пословица «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»)

- Почему так говорят? (В сказке есть вымысел, неправда, но она нас многому учит, как жить, как помогать другу в беде)

- Давайте перепишем эту пословицу в тетрадочки, «зажгите» фонарики в ошибкоопасных местах, чтобы нам стало светло на душе, ведь мы так много знаем.

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

(Ребята по очереди выбегают к доске, называют и подчеркивают орфограммы).

- Ребята, кто сумел зажечь все фонарики?

- И наверно, вы все написали правильно.

- Почему вам все легко удается?

- Помните, я вам обещала в начале урока, что к нам придут еще сказочные герои?

-Кто это? (Это джинн Фаня)

(Еще одна картинка)

- А это кто? (Тоже джинн Фаня)

(Еще одна картинка…)

- А как вы догадались, что это один и тот же герой?

(По шапочке, по перышку, по пергаменту, по башмачкам)

- Значит, Фаня умеет превращаться в кого угодно. Возьмем его в помощники? (Да.)

- Вместе Фаней легко будет путешествовать по сказкам, самим сочинять сказки и даже … становиться героями этих сказок!!!

- А пропуском в Сказочную страну послужат ваши письма, которые вы написали нашему другу.

- Вам сейчас предстоит прослушать сказки, а оценивать ваши способности мы будем вместе с Королевой Музыки аплодисментами.

3. Физминутка

- Чудеса продолжаются! Изобразим музыку жестами, движениями?

- Сейчас взмахну волшебной палочкой, и появятся мыльные пузыри.

- «Раз, два, фант»…

4. Сообщение темы и цели урока.

- Замечательные были пузыри, сказки удивительные. Молодцы.

-Мы только что убедились в существовании чудес, в том, что уже умеем сочинять сказки, а сегодня попытаемся сочинять их не обычным способом, а превратившись в какого-нибудь персонажа.

5. Работа над новым материалом.

- Если ты – это кто-то другой, то и сочинять разные тексты этот кто-то будет по-другому.

- Очень интересное упражнение! Попробуем?

- Откройте учебник на странице 63. Упражнялочка 56.

- Нам предстоит новое задание Фани, прочитайте его.

(Вообрази, что ты – снеговик. Тебя слепили дети, ты стоишь во дворе, а рядом каток.

Вообрази, что ты – паровозик, который мечтает заехать в парк и покататься на карусели.

Расскажи обо всем, что может с тобой случиться. Рассказывай от первого лица, говори «я», а не «он», не «снеговик», не «паровозик»)

- А чтобы вам было легче справиться с этим заданием, вспомним правила игры «Лучики».

(Работа по первой картинке)

-Направляем свой лучик в центр… Что мы видим? (Снеговика, который пришел на каток)

- Направляем лучик вниз… Что мы видим? ( Удивительные коньки, которые привязаны к его ногам)

- Направляем лучик вправо… А здесь что видим? ( Подушка с розовыми цветочками, на случай если он вдруг упадет)

- А теперь вверх… ( Шапочка, волосы из хвойных веток)

- Еще какие детали заметили? (В ушах яблоки –сережки…)

- Чем взволнован снеговик? (Боится, волнуется)

(Аналогичная работа по второй картинке)

- А что с его колесом? (Может быть, сломалось, а может быть, надоело ездить по рельсам, и он решил пойти погулять по травке)

- Какие еще детали заметили? (Синий бант, к которому привязаны воздушные шарики)

- А какой взгляд у паровозика? (Заинтересованный)

- Нам предстоит попробовать представить себе, что мы – снеговики и паровозики, и каждый из нас в роли снеговика или паровозика должен придумать и сказать по одному предложению, обязательно взяв в руки атрибут героя, затем следующий говорит свое предложение. На доске у меня для вас небольшие подсказки (у меня, ко мне, со мной, от меня…)

(Работа в группах)

Проверка.

6. Закрепление.

Королева Музыки.

- В моем сказочном, музыкальном королевстве, можно совершить любое путешествие, превращение.

- А справитесь ли вы с моим испытанием? Сумеете ли вы превратиться в ветерок? Легкий, ласковый или веселый и озорной, или задорный и шаловливый ветерок. А так как мы в королевстве музыки, то воображать и изображать ветерок нам поможет музыка.

- Когда будет звучать музыка, вы можете выполнять любые движения.

- Ну что, мои маленькие друзья, вы готовы к путешествию в сказку?

- Тогда взлетаем с мест. (Звучит музыка, дети выполняют движения, которые встречаются в стихотворении)

Ветерок легко взлетает
Выше, выше, в облака,
Он летает и мечтает
Мир увидеть свысока.

Крылья ветра-невидимки
За деревья вдруг задели,
Затаился ветер в кроне,
И листва вдруг зашумела.

Превратился ветер в птичку,
Что на веточках сидела.
Потянула птичка шею,
Звонко песенку запела.

Песню древо подхватило,
Взяв у ветерка мотив.
Ветви вмиг затрепетали,
Певчих птичек удивив.

Стал листвою ветерок
Полетели листья в поле,
Где ромашек, васильков
Много выросло на воле.

Опустился на полянку,
Приласкал крылом росток.
Тихо в стебелек пробрался,
Превратился он в цветок.

Стал цветочком ветерок,
Протянул ладошки к солнцу,
Потянулся за лучом,
Что пробился сквозь оконце.

Стебель выгнул, закачался
От приятного тепла,
Наклонил головку влево,
Вправо, чтобы жизнь в него вошла.

Полетел над речкой ветер,
Стал веселою волной,
Побежал волной прохладной.
«Ты возьми и нас с собой!»

Ветерок, пора прощаться,
Поднимайся снова ввысь,
С нами не спеши прощаться,
Полетай, и к нам вернись!

Мы сегодня были ветром,
Птицей были и цветком.
А сейчас присядем тихо,
Помечтаем мы тайком.

7. Итог урока.

- Каким ветерком захотелось стать и рассказать о себе?

- О чем расскажем и поделимся дома с родными?

- Какие новые знания вы положили в свои кармашки?

(Дети входят в класс под музыку «Город Сказок»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика под музыку. Дети изображают данных героев.

 

 

 

 

 

 

 

Дети пишут элементы буквы г, в это время звучит фрагмент песни из фильма «Красная Шапочка», где речь идет о дороге.

 

 

 

 

 

Раздается стук и звучат слова: «Откройте меня, откройте! На мне что-то написано!»

 

 

 

Звучит спокойная музыка, дети записывают пословицу и подчеркивают орфограммы.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

 

 

 

 

Учитель показывает 3 картинки, на которых изображен джинн Фаня в облике кита, пчелы, карандаша.

Формируется умение сравнивать, находить общее.

 

 

 

 

 

Чтение 2-3 сказок детьми. Благодарность авторам дети выражают аплодисментами.

Под песню «Мыльные пузыри» дети выполняют произвольные движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята работают в группах, учатся слушать друг друга, помогают друг другу, а затем рассказывают сказку, обязательно передавая атрибут героя: у снеговика – ведерко и метелка, у паровозики – гудок и звездочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют движения, которые соответствуют их настроению.

 

Учитель, оценивая движения может провести рефлексию о степени усталости детей, комфортности на уроке.