Урок в 6-м классе по теме: "Координаты на прямой"

Разделы: Математика


Была бы охота,
Заспорится любая работа
.

Цели урока: показать практическую необходимость введения темы на примере жизненных ситуаций, определять показания термометра, повторить изученное о линии времени, определять положение точки на прямой по отношению к заданной точке, развивать умение записывать положительные и отрицательные числа.

Ход урока

I. Организационный момент: на парте у каждого ученика «листок настроения» (рожицы). Простым карандашом отметить то лицо, которое соответствует сейчас вашему настроению.

II. Актуализация опорных знаний:

-Что называется координатной прямой?

-Что называется координатой точки?

-Какие числа называются положительными?

-Какие числа называются отрицательными?

-Каким является число 0?

-На какие две группы вы можете разделить следующие числа?

14; -5; 386; -35,8; -577; 10; 5,8; -0,78; 13; 734; -1.

-Какое из известных чисел не входит ни в положительные, ни в отрицательные

III Формирование умений и навыков учащихся.

1. Работа с таблицами:

а) Чем могут выражаться положительные и отрицательные числа (можно закрыть некоторые столбцы, строки, и ребята сами восстанавливают)

Отрицательным числом выражается Числом нуль выражается Положительным числом выражается
Координата точки, лежащей на оси координат левее точки О Координата точки О – начала координат Координата точки, лежащей правее точки О
Расход (денег, воды, топлива и т.п.)   Приход (денег, воды, топлива и т.п.)
Убыток (в рублях, копейках)   Прибыль (в рублях, копейках)
Температура ниже нуля градусов (точки замерзания воды или точки таяния льда) Температура таяния льда (замерзания воды) Температура выше нуля градусов
Глубина ниже уровня океана Уровень океана Высота выше уровня океана
Время до нашей эры (в годах, веках) Начало христианского летоисчисления (начало нашей эры) Время нашей эры (в годах, веках)

а) Записать в таблицу пропущенные высказывания

С помощью рациональных чисел (со знаком «+» или «-») Без использования знака числа
1. -250 1. Убыток в хозяйстве составил 250 рублей
2. Температура утром была равна -6 градусов 2. ____ градусов мороза
3. ____ 3. Термометр показывал 15 градусов мороза
4. ____ 4. Температура тела человека 37 градусов
5. Уровень Каспийского моря -28 м от уровня океана 5. На ____ м ниже …
6. ____ 6. Данная точка местности находится на высоте 250 м над уровнем океана
7. Уровень воды в реке во время паводка составляет 120 см от ординара (нормального уровня) 7. ____ выше ординара на ____
8. Уровень воды в реке ____см ____ 8. Уровень воды в реке упал ниже ординара на 80 см.

Трудность задач повышаем,
Решенье найти приглашаем

2. Работа с демонстрационным термометром, различными шкалами.

Выполняя следующие задания, ученики, работают с разными видами термометров, со шкалой высот и глубин, с линией истории

Установите на демонстрационном термометре столбик так, чтобы термометр показывал температуру: -120С; -100С; -80С; +30С; -7,50С; +6,30С; +80С;

На здании Московского университета установлен термометр со стрелкой. Какую температуру показывает этот термометр?

Найдите по шкале высоты гор и глубины и морей и океанов?

Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384 году, а умер в 322 году. Историк Плутарх родился в 46 году, умер в 127 году. Пифагор родился в 570 году и умер в 500 году. Кто из этих ученых родился раньше? Сколько лет прожил каждый из них?

Чем больше я знаю,
Тем больше умею.

3. из предложенных чисел на карточках:

-7; +3; -1; 1; 1,5; 0;-0; +10; 18; -4; -0,9; 87; ; -; +2;+7;

выбрать (1 ученик из каждого ряда)

1 ряд - отрицательные числа
2 ряд - ни отрицательные, ни положительные
3 ряд - положительные числа

Остальные ученики проверяют по своим рядам, если правильно выбрано, то руки на стол, если не правильно, то руки под стол.

В задачах тех ищи удачи,
Где получить рискуешь сдачи.
Л. Хейл.

На розданных листочках с построенной координатной прямой отметить точки:

1 вариант - А(-4,5); С(-2); В(3); Д(0); К(2)

2 вариант – К(2); В(3); Д(0); А(4,5) С(-2)

Парами меняются тетрадями и ставят друг другу отметки (правильное построение на обратной стороне классной доски) Поднимают руки, кто справился на 5, на 4, на 3 (соответственно построенное количество правильных точек)

IV. Итог.

V. Домашнее задание: Привести примеры из жизни, чем могут выражаться положительные и отрицательные числа, нарисовать на альбомном листе

Отметить на «листках настроения», какое сейчас у вас настроение.