Была бы охота,
Заспорится любая работа.
Цели урока: показать практическую необходимость введения темы на примере жизненных ситуаций, определять показания термометра, повторить изученное о линии времени, определять положение точки на прямой по отношению к заданной точке, развивать умение записывать положительные и отрицательные числа.
Ход урока
I. Организационный момент: на парте у каждого ученика «листок настроения» (рожицы). Простым карандашом отметить то лицо, которое соответствует сейчас вашему настроению.
II. Актуализация опорных знаний:
-Что называется координатной прямой?
-Что называется координатой точки?
-Какие числа называются положительными?
-Какие числа называются отрицательными?
-Каким является число 0?
-На какие две группы вы можете разделить следующие числа?
14; -5; 386; -35,8; -577; 10; 5,8; -0,78; 13; 734; -1.
-Какое из известных чисел не входит ни в положительные, ни в отрицательные
III Формирование умений и навыков учащихся.
1. Работа с таблицами:
а) Чем могут выражаться положительные и отрицательные числа (можно закрыть некоторые столбцы, строки, и ребята сами восстанавливают)
Отрицательным числом выражается | Числом нуль выражается | Положительным числом выражается |
Координата точки, лежащей на оси координат левее точки О | Координата точки О – начала координат | Координата точки, лежащей правее точки О |
Расход (денег, воды, топлива и т.п.) | Приход (денег, воды, топлива и т.п.) | |
Убыток (в рублях, копейках) | Прибыль (в рублях, копейках) | |
Температура ниже нуля градусов (точки замерзания воды или точки таяния льда) | Температура таяния льда (замерзания воды) | Температура выше нуля градусов |
Глубина ниже уровня океана | Уровень океана | Высота выше уровня океана |
Время до нашей эры (в годах, веках) | Начало христианского летоисчисления (начало нашей эры) | Время нашей эры (в годах, веках) |
а) Записать в таблицу пропущенные высказывания
С помощью рациональных чисел (со знаком «+» или «-») | Без использования знака числа |
1. -250 | 1. Убыток в хозяйстве составил 250 рублей |
2. Температура утром была равна -6 градусов | 2. ____ градусов мороза |
3. ____ | 3. Термометр показывал 15 градусов мороза |
4. ____ | 4. Температура тела человека 37 градусов |
5. Уровень Каспийского моря -28 м от уровня океана | 5. На ____ м ниже … |
6. ____ | 6. Данная точка местности находится на высоте 250 м над уровнем океана |
7. Уровень воды в реке во время паводка составляет 120 см от ординара (нормального уровня) | 7. ____ выше ординара на ____ |
8. Уровень воды в реке ____см ____ | 8. Уровень воды в реке упал ниже ординара на 80 см. |
Трудность задач повышаем,
Решенье найти приглашаем
2. Работа с демонстрационным термометром, различными шкалами.
Выполняя следующие задания, ученики, работают с разными видами термометров, со шкалой высот и глубин, с линией истории
Установите на демонстрационном термометре столбик так, чтобы термометр показывал температуру: -120С; -100С; -80С; +30С; -7,50С; +6,30С; +80С;
На здании Московского университета установлен термометр со стрелкой. Какую температуру показывает этот термометр?
Найдите по шкале высоты гор и глубины и морей и океанов?
Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384 году, а умер в 322 году. Историк Плутарх родился в 46 году, умер в 127 году. Пифагор родился в 570 году и умер в 500 году. Кто из этих ученых родился раньше? Сколько лет прожил каждый из них?
Чем больше я знаю,
Тем больше умею.
3. из предложенных чисел на карточках:
-7; +3; -1; 1; 1,5; 0;-0; +10; 18; -4; -0,9; 87; ; -; +2;+7;
выбрать (1 ученик из каждого ряда)
1 ряд - отрицательные числа
2 ряд - ни отрицательные, ни положительные
3 ряд - положительные числа
Остальные ученики проверяют по своим рядам, если правильно выбрано, то руки на стол, если не правильно, то руки под стол.
В задачах тех ищи удачи,
Где получить рискуешь сдачи.
Л. Хейл.
На розданных листочках с построенной координатной прямой отметить точки:
1 вариант - А(-4,5); С(-2); В(3); Д(0); К(2)
2 вариант – К(2); В(3); Д(0); А(4,5) С(-2)
Парами меняются тетрадями и ставят друг другу отметки (правильное построение на обратной стороне классной доски) Поднимают руки, кто справился на 5, на 4, на 3 (соответственно построенное количество правильных точек)
IV. Итог.
V. Домашнее задание: Привести примеры из жизни, чем могут выражаться положительные и отрицательные числа, нарисовать на альбомном листе
Отметить на «листках настроения», какое сейчас у вас настроение.