Семинар-практикум "Влияние профессионально-творческого развития личности педагога на учебную мотивацию младших школьников"

Разделы: Общепедагогические технологии


Семинар проводился в Муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей Дворце детского и юношеского творчества городского округа Тольятти. На семинар были приглашены педагоги дополнительного образования. Перед семинаром каждый участник получил программу. (Приложение 1)

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семинар рассчитан на 3 занятия.

Занятие 1. Теория вопроса, знакомство с литературой по проблеме «Учебная мотивация младших школьников».

Доклад.

Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого обучающегося. Результаты изучения становятся основной для планирования процесса формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Педагог не должен занимать позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера обучающихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Учебная мотивация влияет на характер деятельности младших школьников, отношение ребенка к учению, на становление ученика как личности. Изучение и формирование мотивации учения должен иметь объективный характер, с одной стороны. И осуществляться в гуманной, уважительной форме к личности ученика – с другой. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется продуктивным общением.

Взаимодействие ребенка и педагога, ребенка и его сверстников способствует формированию учебной мотивации. В младших классах существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с педагогом и формированием у них мотивов учения. Положительное отношение, доверие к учителю вызывает желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения. Отрицательное отношение к педагогу у младших школьников встречается довольно редко, а конфликтное – весьма часто. У таких детей задерживается формирование познавательных процессов, так как потребность в доверительном общении с педагогом сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указанию учителя, безынициативны.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Важнейшую роль на развитие учебной мотивации влияет творческий потенциал педагога. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного. Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Занятие 2. Моделирование и анализ педагогических ситуаций.

Занятие начинается с упражнения ,,Знакомство’’.

Каждый участник круга должен представиться. Для этого он называет свое имя, а потом два личностных качества, которые помогают ему слушать партнера и два других качества, которые мешают слушать партнера. После того как первый участник представился, следующий должен дословно повторить, что сказал его коллега, а потом уже представиться сам. Третий участник должен повторить то, что предшествующий участник сказал о себе, а потом уже назвать собственные качества и так далее, пока вся группа не представится.

После этого проводится опрос каждого из участников: что было легче - повторить слова другого человека или говорить о себе.

Далее педагоги делятся на подгруппы, и каждая подгруппа сама выбирает ситуацию для разыгрывания. Во время разыгрывания необходимо продемонстрировать поведение учителя, способствующее развитию мотивации учения у детей.

Первая подгруппа разыгрывала ситуацию

- у ученика не получается разбор произведения, и он просит помочь учителя.

Вторая подгруппа разыгрывала ситуацию

- закончился урок и учитель предлагает ученикам самим оценить свою работу на уроке сольфеджио.

Третья подгруппа разыгрывала

- ученик не готовит домашнее задание, пропуская уроки, мотивируя это тем, что музыка ему в будущем не нужна, он выбирает другую специальность, а педагог старается его переубедить.

После разыгрывания ситуаций было предложено проанализировать педагогические ситуации по вопросам:

- Какие затруднения испытывали участники, исполняющие роль учителя?

-Что чувствовали педагоги, находясь в роли ученика?

- Смог ли «учитель» изменить позицию «ученика» или помочь, позитивно повлиял на его мотивацию?

Занятие 3. Мозговой штурм: «Как повысить учебную мотивацию учащихся младших классов музыкальной школы».

В качестве разминки группе были предложены занимательные задачи. Группе на решение задачи дается 1 мин., причем каждый участник решает задачу в уме и пишет ответ на бумаге. Руководитель пересаживает участников, группируя их с учетом одинакового ответа. После этого членам группы предлагает обменяться мнениями и прийти к общему решению в течение 5 мин. Задача считается решенной, если с правильным ответом согласны все участники. После решения следует разобрать поведение группы: выяснить, кто организатор дискуссии, умеют ли участники слушать доводы друг друга, всем ли дали высказаться, кто вел себя более эмоционально, а кто – отмалчивался.

Цель: в занимательной форме дать возможность участникам провести групповую дискуссию.

Примеры занимательных задач:

Полторы курицы за полтора дня снесут по полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за два дня?

(Ответ: 4.)

Каждый день в полдень отправляется пароход из Одессы в Архангельск. В то же время пароход той же компании отправляется из Архангельска в Одессу. Плавание в том и другом направлении длится ровно неделю. Сколько судов своей компании, идущих навстречу, встречает пароход на пути из Одессы в Архангельск?

(Ответ: 15.)

Мозговой штурм.

В каждой группе по 4-5 участников. Всего участвуют 3 группы. Каждому участнику представляется возможность расставить стулья и сесть друг к другу внутри подгруппы.

Мозговой штурм проходит в 4 этапа:

- 1 этап –генерация новых идей. Длится 20 мин.

Участники придумывают и записывают максимально большое количество идей.

- 2 этап – анализ и коррекция идей. Длится 20 мин. Задача этого этапа – классифицировать идеи, продумать средства их осуществления (каждой),

выбрать наиболее красивые и реализуемые идеи.

-3 этап – каждая команда готовит текст-выступление и красочно его оформляет. Участники должны наглядно продемонстрировать свое решение.

Время подготовки 10 мин.

- 4 этап – презентация решений. Каждая подгруппа выступает не более 3 мин.

После чего дается 10 мин. для ответов на вопросы. Вопросы задают участники других подгрупп.

Инструкция к мозговому штурму:

Продумайте и обсудите проблему: «Как повысить учебную мотивацию обучающихся младших классов музыкальной школы».

Ваша задача:

  1. В течение первых 15 мин. организовать и произвести сбор всех возможных решений вне зависимости от того, насколько они имеют смысл и в какой мере они вообще реализуемы. На этом этапе не должно быть ни критики, ни анализа идей.
  2. В течение 15 мин. Вы должны проанализировать и структурировать полученные результаты (расклассифицировать их по выделенным вами критериям, разбить на группы по любым признакам, подумать о путях реализации этих идей т. д.)
  3. В течение следующих 10 мин. вам необходимо подготовить результаты к последующему представлению их остальным группам. Ваша задача – представить свои результаты лучше, чем все остальные подгруппы. В вашем распоряжении – листы, фломастеры, карандаши и т. д.

Лист для записи идей:

1. Использовать на занятиях метод моделирования.
2. Чаще с учащимися публично выступать, чтобы другие могли слушать достижения своих сверстников.
3. Использование на занятиях наглядного материала: кассета со звукозаписью произведений, рисунки учащихся, дидактические игры.
4. Вынесение урока в концертный зал.
5. Привлечение учеников к оценочной деятельности, формирование адекватной сомооценки.
6. Ролевая игра «Я-учитель».
7. Подбирать репертуар, учитывая интересы и пожелания учащихся.
8. Использовать на занятиях различные виды деятельности: гимнастика, рисование, пение и т. д.

Рефлексия.

Каждому участнику семинара было предложено в письменном виде ответить на вопросы:

  1. Каково Ваше ощущение от увиденного?
  2. Что Вы думаете по поводу проведенного семинара?
  3. Оправдались ли Ваши ожидания?
  4. Считаете ли Вы, что проблема школьной мотивации актуальна в современной школе?
  5. Что бы Вы хотели добавить в программу семинара?
  6. Что бы Вы хотели пожелать участникам семинара?

Литература:

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000
  2. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004
  3. Акимова М., Козлова В. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., 1992
  4. Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология: Методические указания. – М., 1988
  5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971
  7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005