Урок математики в 5-м классе по теме: "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Ввести понятие объема, познакомить с правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, единицами измерения  объема.
  2. Воспитывать практический интерес к изучаемой теме.

Оборудование урока:   

  • самовар из школьного музея, детские кубики 3 цветов (24шт)
  • по 1 кубику с ребром 1см, 1дм, литровая банка, сборник сказок К.И.Чуковского

Вид урока: исследование

Ход урока

1. Орг. момент. Жужжащее чтение стр. 131 учебника математики  5 класса «Из истории» (Всем раздать листы бумаги для записи диктанта).

2. Актуализация прежних знаний в виде математического диктанта:

  • записать формулу площади прямоугольника
  • формулу площади квадрата
  • чему равна длина прямоугольника, если его площадь 20кв.см, ширина 4 см?
  • чему равна  сторона квадрата, если его площадь 36кв.см?
  • чему равен периметр прямоугольника со сторонами 3дм и 5 дм?
  • чему равен периметр квадрата со стороной 4м?
  • записать единицы измерения площади.
  • какие предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда?

3. Формирование новых понятий.

Учитель просит вспомнить сказку К.И.Чуковского и зачитывает отрывок:

«Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки - по три чашки
С молоком
И крендельком…

Беседа  с учащимися:

  • По какому случаю собрались гости?
  • Чем принято встречать гостей?
  • Как много выпили чаю гости, если букашек было 5 и тараканов 7? (5 умножить на 3 будет 15 чашек и 7стаканов)
  • Какое место занимает чай? (Занимает объем)

Жидкие и сыпучие вещества занимают объем посуды. Молоко-объем банки или бутылки, песок-объем песочницы, чай-объем самовара или чайника. В природе все измеримо! Объем самовара (экспонат из музея) нам пока трудно измерить.

Попробуем измерить объем песочника формы прямоугольного параллелепипеда:

Вызванный ученик складывает форму песочницы из цветных кубиков:

3кубика одного цвета и 3 кубика другого цвета, т.е. занял площадь из 6 кубиков. Затем стал на эти кубики ставить кубики третьего цвета – 4 ряда. Получился прямоугольный параллелепипед. Сосчитаем количество уместившихся кубиков сначала на дне, затем всего и делаем вывод, что использованные кубики заняли объем песочника формы прямоугольного параллелепипеда. Их количество получили, если умножили 3 числа: количество кубиков, умещающихся в длину, ширину, высоту. (Запись формулы на доске)

По рисункам в учебнике ученики считают, какой объем занимают кубики, если они не все видны.

В каких единицах измеряют объем? На доске записана таблица:

Ребро куба
Единица объема
1мм
1куб.мм
1см
1куб.см
1дм
1куб.дм
1куб.м
1км
1куб.км

Учитель показывает кубический см и кубический дм, а так же  литровую банку равную 1 кубическому дм. Напоминает учащимся магазин, где покупают продукты из молока, подсолнечное масло, соки, минеральную и сладкую воду. Эти продукты измеряются в литрах, а дрова, доски, газ в наших трубах – в куб. метрах, в куб.дм.

Ответить на вопросы 1–4 учебника.

4. Формирование умений решать задачи на вычисление объема.

№796 – вычисление объемов 3 фигур по рисункам

(Записывает ученик на доске)

№797– решение на доске

А - первым учеником с записью данных, по формуле.

Б - самостоятельно

В - вторым учеником с подробным разбором, заменой единиц измерения.

№798 – с разбором - решает сильный ученик на доске.

№803 – по желанию

5. Подведение итога урока. Понравился ли урок? Пригодится ли ученикам в жизни изучаемый вопрос? Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда? Какие единицы измерения объема узнали?

6. Домашнее задание №816, 817

У кого есть газовые счетчики, задание 2: записать затраты газа за одни сутки в вашей семье.