Цели урока:
- Ввести понятие объема, познакомить с правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, единицами измерения объема.
- Воспитывать практический интерес к изучаемой теме.
Оборудование урока:
- самовар из школьного музея, детские кубики 3 цветов (24шт)
- по 1 кубику с ребром 1см, 1дм, литровая банка, сборник сказок К.И.Чуковского
Вид урока: исследование
Ход урока
1. Орг. момент. Жужжащее чтение стр. 131 учебника математики 5 класса «Из истории» (Всем раздать листы бумаги для записи диктанта).
2. Актуализация прежних знаний в виде математического диктанта:
- записать формулу площади прямоугольника
- формулу площади квадрата
- чему равна длина прямоугольника, если его площадь 20кв.см, ширина 4 см?
- чему равна сторона квадрата, если его площадь 36кв.см?
- чему равен периметр прямоугольника со сторонами 3дм и 5 дм?
- чему равен периметр квадрата со стороной 4м?
- записать единицы измерения площади.
- какие предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда?
3. Формирование новых понятий.
Учитель просит вспомнить сказку К.И.Чуковского и зачитывает отрывок:
«Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки - по три чашки
С молоком
И крендельком…
Беседа с учащимися:
- По какому случаю собрались гости?
- Чем принято встречать гостей?
- Как много выпили чаю гости, если букашек было 5 и тараканов 7? (5 умножить на 3 будет 15 чашек и 7стаканов)
- Какое место занимает чай? (Занимает объем)
Жидкие и сыпучие вещества занимают объем посуды. Молоко-объем банки или бутылки, песок-объем песочницы, чай-объем самовара или чайника. В природе все измеримо! Объем самовара (экспонат из музея) нам пока трудно измерить.
Попробуем измерить объем песочника формы прямоугольного параллелепипеда:
Вызванный ученик складывает форму песочницы из цветных кубиков:
3кубика одного цвета и 3 кубика другого цвета, т.е. занял площадь из 6 кубиков. Затем стал на эти кубики ставить кубики третьего цвета – 4 ряда. Получился прямоугольный параллелепипед. Сосчитаем количество уместившихся кубиков сначала на дне, затем всего и делаем вывод, что использованные кубики заняли объем песочника формы прямоугольного параллелепипеда. Их количество получили, если умножили 3 числа: количество кубиков, умещающихся в длину, ширину, высоту. (Запись формулы на доске)
По рисункам в учебнике ученики считают, какой объем занимают кубики, если они не все видны.
В каких единицах измеряют объем? На доске записана таблица:
Ребро куба |
Единица объема |
---|---|
1мм |
1куб.мм |
1см |
1куб.см |
1дм |
1куб.дм |
1м |
1куб.м |
1км |
1куб.км |
Учитель показывает кубический см и кубический дм, а так же литровую банку равную 1 кубическому дм. Напоминает учащимся магазин, где покупают продукты из молока, подсолнечное масло, соки, минеральную и сладкую воду. Эти продукты измеряются в литрах, а дрова, доски, газ в наших трубах – в куб. метрах, в куб.дм.
Ответить на вопросы 1–4 учебника.
4. Формирование умений решать задачи на вычисление объема.
№796 – вычисление объемов 3 фигур по рисункам
(Записывает ученик на доске)
№797– решение на доске
А - первым учеником с записью данных, по формуле.
Б - самостоятельно
В - вторым учеником с подробным разбором, заменой единиц измерения.
№798 – с разбором - решает сильный ученик на доске.
№803 – по желанию
5. Подведение итога урока. Понравился ли урок? Пригодится ли ученикам в жизни изучаемый вопрос? Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда? Какие единицы измерения объема узнали?
6. Домашнее задание №816, 817
У кого есть газовые счетчики, задание 2: записать затраты газа за одни сутки в вашей семье.