Работая в начальной школе уже седьмой год, я стала замечать, что с каждым годом увеличивается процент менее подготовленных к школе детей. Это выражается в том, что ребенок не может четко сформулировать свою мысль, речь его прерывиста, употребляется очень много просторечных выражений и т.д. Родители видят главную задачу подготовки ребёнка к школе в умении читать, писать и считать. А это ведь не главное. При приеме детей в первый класс я обращаю внимание родителей на то, что очень важно находить время и беседовать с ребенком на самые разные темы, развивая и обогащая его словарный запас. Речь должна быть средством самовыражения, предметом радости и гордости.
В современной школе развитие речи учащихся должно рассматриваться как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи должны вплетаться в канву каждого урока (не только по русскому языку, но также математике, изобразительному искусству, технологическому воспитанию, познанию мира) и во внеклассные мероприятия.
Развивая речь учащихся, учитель должен придерживаться четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.
Работа по развитию речи должна начинаться с первых уроков обучения грамоте, проводиться систематически на всех уроках русского языка. Речевые задания должны находиться в роли мотива для изучения грамматико-орфографических тем. Методика изучения речевого материала характеризуется комплексностью. Уроки чтения и письма следует объединять (интегрировать). На базе текста должны реализовываться разного рода тестовые задания, направленные на выявление лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся, так как тестирование является одним из наиболее технологичных методов проведения автоматизированного контроля.
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения, уточнения и активизации словаря школьников.
Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, тексты кинофильмов и тексты телепередач, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.
Но на речь учащихся влияют и другие, педагогически неконтролируемые источники, которые могут оказаться правильными с точки зрения литературного языка, но могут быть и неправильными. Так, в речи родителей, родственников, друзей и товарищей учащихся могут встречаться диалектизмы, просторечные слова и формы, жаргонные слова и выражения. Известно, например, что в бытовой и игровой речи школьников много слов нарочито искаженных или переосмысленных. Нередко даже в интеллигентных семьях используются жаргонизмы и профессионализмы. Слушая речь взрослых, дети нередко усваивают слова, совсем неуместные в быту и даже в школьном обиходе (аннулировать вместо устранить, реставрировать вместо починить и т.п.).
Задача школы, в частности, состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управлять ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями.
Система словарной работы состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, то есть вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его сочетаемость, подготавливается его употребление, и, наконец, чтобы оно было употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.
Предлагаю систему упражнений, которую можно применять на уроках русского языка и литературы в начальной школе для обогащения словарного запаса учащихся.
1. Система упражнений с синонимами.
1. а) Прочитай текст.
Ласточки.
Ласточка редко сидит на земле. Сядет только на несколько минут. С утра до заката птица летает. Ласточки носятся над речками, пролетают над полями и лугами. Весь день они ловят мошек и комариков.
б) Найди в тексте слова, близкие по значению. Выпиши их.
в) Подбери из текста синонимы к данным словам:
птаха -…
иногда - …
букашки - …
2. а) Прочитай.
Особенно хорош осиновый лес в ясные осенние дни. В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Видны под ними красноватые шапки поздних грибов-подосиновиков.
(По И. Соколову-Микитову)
б) Придумай к тексту заглавие.
в) Подбери к словам пурпурно-красный, красноватый близкие по значению слова.
3. Какие слова можно поставить в один ряд со словами:
метель – буран – пурга - …..
стужа – холод -…..
солдат – боец - …..
удивительный – изумительный -…..
4. Названия каких животных и птиц ты знаешь, чтобы назвать:
храбрец - …
задира - …
хитрец - …
увалень - …
безбилетник - …
5. Найди пару:
жаркий мокрый ветхий душистый холодный дивный верный смелый скупой |
чудный надёжный знойный сырой жадный морозный храбрый ароматный старый |
6. Подбери к словам синонимы с удвоенными согласными.
Пример: Специальность – профессия
Обучение животных - …
Асфальтированная дорога - …
Игра на льду - …
Помещение в школе - …
Бегемот - …
7. Выбери наиболее подходящее слово:
Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут __________ (огромную, великую, большую, громадную) площадь.
8. Расположи синонимы по возрастающей степени (от большего к меньшему):
Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький, микроскопический.
9. Исключи лишнее слово, подчеркни его.
Бежит, мчится, спит, несётся;
Смелый, храбрый, хмурый, отважный;
Страх, ужас, испуг, триумф, паника.
10. Подбери синонимы с разделительным мягким знаком:
домики для пчел - …
плохая погода - …
метель - …
неправда - …
беда - …
11. Найди пару. Напиши проверочное слово.
Образец: серый – стальной – сталь.
Красть - ……………………………………………..
Караулить - ………………………………………...
Мороз - ………………………………………………
Пугаться - ………………………………………….
Жёлтый - …………………………………………...
Делать - …………………………………………….
Ключ - ……………………………………………….
Гигантский - ……………………………………….
Проказник - …………………………………………
Слова – помощники: ш..лун, р..беть, хол..д, ст..льной, р..дник, б..льшой, з..л..той, в..ровать, охр..нять, м..стерить.
12. а) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы.
С неба солнце посылает прощ..л..ные лучи. З..млю покрыл к..вёр из пёстрых лист..ев. Красивые д..рев..я ст..ят в праздничном наряде. Птицы ул..тели в д..лекие страны. Скоро д..рев..я покроет пуш..стыми хлоп..ями сне.. . Снежный убор ярко будет бл..стеть на солнце.
б) Подбери наиболее подходящее заглавие:
1. Осенью.
2. Ожидание зимы.
3. Осенний лес.
в) Выпиши из текста слова, близкие по смыслу данным:
Разноцветный - ………………
Одежда - ………………
Сверкать - ………………
Теплые края - ………………………
Мягкий - ………………
13. Напиши рассказ на тему «Наш класс», используя следующие слова:
Дружный, дисциплинированный, воспитанные, коллектив, ребята, ученики.
14. Вспомни пословицы и поговорки, в которых встречаются синонимы.
15. Подберите к данным словам слова, близкие по значению. Первые буквы этих слов уже известны.
храбрый – с…………
правда – и……………
свобода – н……………
беречь – о……………
горе – н……………
иногда – и……………
луна – м……………
2. Система упражнений с антонимами.
1. а) Прочитай рассказ.
И грустно и радостно.
Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга. Увядание и рассвет. Тишина и песни. И грустно и радостно!
(Н. Сладков)
б) Какие слова с противоположным значением встречаются в этом рассказе?
в) Объясни, почему автор назвал свой рассказ «И грустно и радостно».
2. Прочитай пословицы.
1) Кто хочет много знать, тому надо …… спать.
2) Полный колос к земле клонится, а……… к небу тянется.
3) За маленьким погнался, а …………… потерял.
4) Старый друг лучше ……… двух.
5) ………… дело лучше большого безделья.
б) Вставь пропущенные антонимы.
3. Прочитай стихотворение Д. Родари «Тараторка» и найди в нем слова с противоположным значением.
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.
4. Запиши слова, противоположные по значению. Напиши проверочное слово.
Например: Здоровый – больной – боль.
Лживый - ………………………………………
Горячий - ………………………………………
Зло - ………………………………………………
Сытый - …………………………………………
Погубить - ………………………………………
Ругать - …………………………………………
Близкий - …………………………………………
Маленький - ……………………………………
Мешать - ………………………………………
Начало - …………………………………………
Старый - …………………………………………
Хороший - ………………………………………
Слова-помощники: б..льшой, вр..ги, хв..лить, х..лодный, д..бро, к..нец, пр..вдивый, м..л..дой, пл..хой, д..лёкий, пом..гать, сп..сти.
5. Составь с данными парами слов предложения:
Зима – лето, близкий – дальний, нельзя – можно, да – нет.
6. Вспомни пословицы и поговорки, в которых встречаются антонимы.
7. Допиши предложения:
Ремешок узкий, а пояс _________
Ручей мелкий, а пруд _________
Сарай низкий, а пруд _________
Молоко жидкое, а сметана _________
Пух мягкий, а камень ________
Лёд твёрдый, а снег ________
8. К данным словосочетаниям подбери близкие и противоположные по значению слова-действия.
Например: Повесить нос – огорчиться – обрадоваться.
Держать язык за зубами - …
Бить баклуши - …
Задать перцу - …
Зарубить на носу - …
Вставлять палки в колеса - …
9. Прочитай стихотворение.
Яблоко.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
– Кислое – зачем оно?
– Что вы! –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.
(Г. Сапгир)
- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок?
- Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?
- Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
- Назови другие слова, к которым нельзя подобрать слова, противоположные по смыслу.
10. Подбери к данным словам слова с противоположным значением, в которых встречаются орфограммы жи – ши, ча – ща, чу – щу.
умирать - ……………
узкий - ………………
закончить - …………
приветствие - …………
родина - …………………
11. Измени предложения так, чтобы получился противоположный смысл.
В классе было шумно.________________________
Ребята стояли возле парт._______________________
Учитель ругал Диму Петрова._____________________
Дима – худший ученик нашего класса._______________
Прозвенел звонок на урок._________________________
12. а) Запиши противоположные по значению предлоги:
К дому - ……………
Над деревом - ……………
В комнату - ……………
Перед опушкой - ……………
Без ошибок - ……………
От берега - ……………
Под землей - ……………
Из самолета - …………
б) С одной из пар словосочетаний составь предложение.
13. Сравни весенний лес с осенним. Составь и напиши небольшой рассказ, используя противопоставления.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима: развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе.
Навыки правильной, содержательной и выразительной речи младших школьников успешно формируются только путем разнообразных и систематически проводимых упражнений, направленных на уточнение, активизацию и обогащение словаря.
Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, так как через язык, через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.